Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Валовой внутренний продукт (ВВП) основной




Классификация налогов и субсидий в СНС -93

Классификация функций органов государственного управления

Классификация основных продуктов и индивидуального потребления

Классификация экономических операций;

Классификация видов экономической деятельности по отраслям экономики

Классификация секторов экономики

Содержание и структура основных классификации СНС

Классификация счетов СНС-93.

Классификация налогов и субсидий в СНС

Классификация функций органов государственного управления

Классификация основных продуктов и индивидуального потребления

Классификация видов экономической деятельности по отраслям экономики

Классификация секторов экономики

Содержание и структура основных классификации СНС

Основные классификации и показатели СНС-93

3.4.3. Классификация экономичес­ких активов СНС-93

 

Одна из основополагающих идей СНС — упорядочение инфор­мации с целью выявления общей картины и основных результа­тов экономического процесса, а также структуры экономики.

Основные классификации СНС:

• классификация институциональных единиц по секторам
экономики;

• классификация видов экономической деятельности по от­раслям экономики;

• классификация экономических операций;

• классификация активов и обязательств;

• классификация основных продуктов (товаров и услуг);

• классификация индивидуального потребления по целям;

• классификация функций органов государственного управ­ления;

• классификация налогов и субсидий.

- классификация счетов СНС-93.

Рассмотрим эти классификации.

Классификация институциональных единиц по секторам эко­номики — одна из центральных в СНС. Единица классифика­ции — так называемая институциональная единица, т.е. хозяйству­ющий субъект, который владеет и распоряжается активами, от сво­его имени принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составля­ет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов.

 

Существуют два типа институциональных единиц: юридичес­кие лица (предприятия, корпорации, квазикорпорации, государ­ственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.) и домашние хозяйства (которые рассмат­риваются как самостоятельные институциональные единицы, так как являются центрами принятия экономических решений, опре­деляющих их поведение). Институциональные единицы группи­руются в секторы экономики (институциональные секторы) в со­ответствии с двумя критериями: выполняемые ими функции в экономическом процессе и способ финансирования затрат — в связи с чем в СНС образуются пять секторов:

• сектор нефинансовых корпораций;

• сектор финансовых корпораций;

• сектор государственного управления;

• сектор домашних хозяйств;

• сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Рассмотрим подробнее каждый сектор.

В сектор нефинансовых корпораций входят предприятия, корпо­рации и квазикорпорации, производящие товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по ценам, которые в той или иной мере возмещают издержки производства и обеспечивают при­быль, — это частные и государственные корпорации и предприя­тия, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала; все они воз­мещают свои издержки за счет выручки от продажи товаров и ус­луг на рынке.

Сектор финансовых корпораций включает в себя банки, страхо­вые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые уч­реждения, основной функцией которых является финансовое посредничество, т.е. нахождение на финансовом рынке свободных денежных средств, аккумулирование их, преобразование их в фор­му, удобную для инвесторов, и предоставление их инвесторам по Ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Другими словами, основная функция финансовых корпораций состоит в том, чтобы быть посредниками между теми, кто сберегает, и теми, кто инве­стирует.

Финансовые корпорации финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за пре­доставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привле­ченные ресурсы.

Сектор государственного управления включает в себя главным образом бюджетные государственные учреждения, осуществляю-щие политические и регулирующие функции, на которые возло­жена функция перераспределения доходов и богатства, а также предоставления нерыночных услуг как обществу в целом, так и отдельным его членам (или группам членов). Эти функции орга­ны государственного управления осуществляют с целью реализа­ции социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, сту­дентам и др.), а также недопущение чрезмерных разрывов в уров­нях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои из­держки за счет налогов и частично — за счет доходов от собствен­ности, которой они располагают, и некоторых других неналого­вых поступлений (например, выручка от продажи активов).

Сектор домашних хозяйств включает в себя домашние хозяй­ства, т.е. единицы в основном потребительского характера, иде^ корпорированные предприятия, владельцами которых являются домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рес­тораны, мастерские и т.д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий — предполагается, что они являются соб­ственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица. Объединение домашних хозяйств и некорпорирован­ных предприятий, собственниками которых являются домашние хозяйства, аргументируется соображениями практического харак­тера, в частности тем, что бюджет домашних хозяйств и некор­порированных предприятий, которые являются их собственнос­тью, зачастую трудно обособить один от другого. К сектору до­машних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Как уже отмечалось, жилищные услуги, оказываемые собственниками жилья самим себе, рассматривают­ся как производство для собственного потребления, аналогично потреблению овощей из собственного огорода фермером или дру­гим производителем. Платная наемная прислуга (садовники, шо­феры, повара) рассматривается как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хо­зяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собствен­ности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий и пр.), а также за счет выручки от реализации продукции некор­порированных предприятий, входящих в этот сектор. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включает в себя общественные, политические, проф­союзные, религиозные организации, главная функция которых — оказание нерыночных услуг членам этих организаций.

Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издер­жки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.

Секторальная классификация характеризует организационную структуру современной рыночной экономики.

Все институциональные единицы (т.е. юридические лица и домашние хозяйства), группируемые в секторы, являются так на­зываемыми резидентами данной страны. Понятие резидентства является одним из центральных в СНС, поскольку с его помощью национальная экономика отграничивается от экономики осталь­ного мира. Под резидентами данной страны понимают институ­циональные единицы, которые связаны с экономической терри­торией данной страны экономическим интересом в течение не менее года. Таким образом, понятие «резидент» не имеет ничего общего с понятием «национальность» или «гражданство». Резиден­тами данной страны являются все предприятия, организации И учреждения, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются ли они иностранным капиталом или нет, а также дипломаты, проживающие за границей (независимо от срока пребывания), лица данной страны, находящиеся за границей во временной командировке (меньше года), туристы, студенты, которые учатся за границей (независимо от срока учебы). Не яв­ляются резидентами данной страны иностранные дипломаты, ту­ристы, студенты, иностранные лица, находящиеся в краткой ко­мандировке в данной стране, военнослужащие других стран, об­служивающие военные базы на территории данной страны.

В СНС для каждого сектора предусмотрен набор стандартных счетов, записи в которых описывают различные аспекты эконо­мического процесса, взаимосвязи с другими секторами, а также с остальным миром.

 

 

Другая важная классификация СНС — классификация видов экономической деятельности по отраслям экономики. Единица классификации — так называемое заведение, т.е. единица, отно­сительно однородная с точки зрения производимой продукции, применяемой, технологии и структуры затрат и находящаяся в одном месте, о которой может быть получена информация о вы­пуске и затратах на производство. В качестве заведения могут выступать либо предприятие (если оно достаточно однородно), либо отдельные подразделения предприятия, отвечающие приве­денному выше определению.

Например, в составе промышленного предприятия, как правило, в качестве отдельного заведения можно обособить промышленную деятельность, строительную деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, подсобное сельское хозяйство и т.д. Заведения не являются институциональными единицами, они не распоряжаются доходами и активами, не принимают экономических и финансовых решений.

В СНС для отраслей также предусмотрены счета, в которых регистрируются операции, связанные с производством и образо­ванием доходов; однако СНС не предусматривает для отраслей счета, предназначенные для характеристики других аспектов эко­номического процесса.

Отраслевая классификация в СНС разработана в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК), 3-й пересмотр, одобренной Статистической комиссией ООН в 1993 г. В качестве основных подразделений в классификации видов экономической деятельности по отраслям экономики выделяются:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

• рыболовство, рыбоводство;

• горнодобывающая промышленность;

• обрабатывающая промышленность;

• производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

• строительство;

• торговля;

• гостиницы и рестораны;

• транспорт и связь;

• финансовая деятельность;

• операции с недвижимым имуществом; аренда и предостав­ление услуг потребителям;

• государственное управление;

• образование;

• здравоохранение и предоставление социальных услуг;

• предоставление прочих коммунальных, социальных и пер­сональных услуг;

• предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.

 

 

Классификация экономических операций подразумевает их деле­ние на следующие группы:

• операции с товарами и услугами (производство и использо­вание на различные цели товаров и услуг);

• операции с доходами (распределение и перераспределение доходов);

• операции с финансовыми инструментами (приобретение
финансовых активов, принятие финансовых обязательств,
например, ссуды, прирост депозитов в банках и пр.).

Кроме операций в СНС предусмотрена категория «других по­токов», характеризующая изменение активов в результате экстра­ординарных событий (пожары, наводнения, катастрофы и др.). Эта категория не имеет отношения к операциям, которые предпола­гают, как было отмечено, добровольное взаимодействие двух парт­неров или более. Ввиду этого в отношении «других потоков» де­лаются записи в счетах других изменений в активах, предусмот­ренных для такого рода изменений.

Запасы — это наличие экономических активов и обязательств по состоянию на ту или иную дату. Понятие экономических ак­тивов предполагает, что они вовлечены в экономический оборот и что существуют институциональные единицы, так или иначе использующие их в процессе экономической деятельности; зна­чительная часть активов страны находится на балансе предприя­тий, организаций и учреждений. В соответствии с этим опреде­лением к экономическим активам не относятся разведанные за­пасы природных ископаемых, не вовлеченные в экономический оборот (например, ввиду того, что их вовлечение может потребо­вать значительных капитальных вложений).

3.4. Классификация экономичес­ких активов СНС-93

 

В СНС предусмотрена следующая классификация экономичес­ких активов: I. Нефинансовые активы (1+2)

1. Нефинансовые произведенные активы (1.1 + 1.2 + 1.3)

1.1. Основные фонды (1.1.1 + 1.1.2)

1.1.1. Материальные основные фонды

1.1.2. Нематериальные основные фонды

1.2. Запасы материальных оборотных средств

1.3. Ценности

2. Нефинансовые непроизведенные активы (2.1 + 2.2)

2.1. Материальные непроизведенные активы

2.2. Нематериальные непроизведенные активы

II. Финансовые активы (1+2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7)

1. Монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ)

2. Наличные деньги и депозиты

3. Ценные бумаги, кроме акций

4. Ссуды

5. Акции и другие виды участия в капитале

6. Страховые технические резервы

7. Другие счета дебиторов и кредиторов
ВСЕ АКТИВЫ (I + II)

Активы регистрируются в особых счетах СНС, которые назы­ваются балансом активов и пассивов (обязательства плюс чистая стоимость капитала) и оцениваются по рыночным восстановитель­ным ценам. Классификации финансовых активов соответствует симметричная классификация обязательств; единственным ис­ключением является монетарное золото и специальные права за­имствования (СПЗ), которые рассматриваются только как актив, которому не противостоит обязательство.

Произведенные материальные активы в СНС делятся на сле­дующие группы:

I. Основные фонды

1.1. Материальные основные фонды

1.1.1. Жилища

1.1.2. Прочие здания и сооружения

1.1.2.1. Нежилые здания

1.1.2.2. Прочие сооружения

1.1.3. Машины и оборудование

1.1.3.1. Транспортные средства

1.1.3.2. Прочие машины и оборудование

1.1.4. Культивируемые активы (скот и многолет­ние насаждения)

1.2. Нематериальные основные фонды

1.2.1. Разведка полезных ископаемых

1.2.2. Программное обеспечение ЭВМ

1.2.3. Оригиналы произведений развлекательного жанра, литературы и искусства

1.2.4. Прочие нематериальные основные фонды

2. Запасы материальных оборотных средств

2.1. Производственные запасы сырья и материалов

2.2. Незавершенное производство

2.3. Готовая продукция

2.4. Товары для перепродажи

3. Ценности

3.1. Драгоценные металлы и камни

3.2. Антиквариат и другие предметы искусства

3.3. Прочие ценности

Классификация основных продуктов (по основным группам то­варов и услуг) на наиболее высоком уровне агрегирования вклю­чает в себя следующие группы:

• продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболов­ства;

• руды и минералы; электричество, газ и вода;

• пищевые продукты, напитки и табачные изделия;

• текстильные изделия, одежда и изделия из кожи;

• прочие транспортабельные товары, кроме изделий из метал­ла, машин и оборудования;

• изделия из металла, машины и оборудование;

• строительные работы и сооружения; земля;

• торговые услуги; услуги гостиниц и ресторанов;

• услуги транспорта, складского хозяйства и связи;

• коммерческие услуги;

• услуги в областях сельского хозяйства, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности;

• коммунальные, социальные и персональные услуги.
Каждая из упомянутых групп подразделяется на множество

подгрупп (всего около 100).

Например, коммерческие услуги подразделяются на следующие подгруппы:

• услуги по финансовому посредничеству и связанные с ними

вспомогательные услуги;

услуги, связанные с недвижимым имуществом;

услуги по лизингу или аренде без оператора;

компьютерные услуги и связанное с этим обслуживание;

услуги в области исследований и разработок;

услуги в областях права, составления счетов, бухгалтерского

учета и ревизии и др.

Классификация индивидуального потребления по целям преду­сматривает следующие основные группы:

• продукты питания, напитки и табачные изделия;

• одежда и обувь;

• жилищные услуги, вода, электричество, газ и другие виды топлива;

• предметы домашнего обихода, бытовая техника и текущее
обслуживание жилья;

• здравоохранение;

• транспорт;

• связь;

• отдых и культура;

• образование;

• рестораны и гостиницы;

• разные товары и услуги.

Каждая из этих групп подразделяется на множество подгрупп.

Например, группа «транспорт» подразделяется на следующие под­группы: покупка транспортных средств; расходы, связанные с эксплуа­тацией личного транспорта; платежи за услуги транспорта.

 

Классификация функций органов государственного управления применяется для классифицирования расходов органов государ­ственного управления на конечное потребление и позволяет раз­граничить коллективное и индивидуальное потребление органов государственного управления (что также является важной груп­пировкой в СНС). Основными подразделениями в этой класси­фикации являются:

• государственные службы общего назначения;

• оборона;

• общественный порядок и безопасность;

• экономические вопросы;

• охрана окружающей среды;

• жилищные и коммунальные услуги;

• здравоохранение;

• отдых, культура и религия;

• образование;

• социальная защита.

Подчеркнем, что в данной классификации группируются не виды деятельности, а функции органов государственного управ­ления, хотя между этими категориями существует тесная взаимо­связь.

Классификация налогов и субсидий в СНС проводит различие между текущими и капитальными налогами, налогами на произ­водство и импорт, с одной стороны, и налогами на доходы и соб­ственность, с другой стороны.

Налоги на производство и импорт рассматриваются в СНС-93 как первичные доходы органов государственного управления, а налоги на доход и собственность — как перераспределительные платежи (трансферты). Налоги на производство и импорт подраз­деляются на две группы: налоги на продукты и другие налоги на производство, что важно в контексте оценки выпуска. Налоги на продукты (кроме НДС и налога на импорт) входят в состав до­бавленной стоимости по ценам производителей, но не входят в состав добавленной стоимости в оценке по основным ценам. Дру­гие налоги на производство являются элементом добавленной сто­имости как в ценах производителей, так и в основных ценах. Ни те, ни другие налоги не являются элементом факторной стои­мости.

Схема классификации налогов:

I. Текущие налоги (1 + 2)

1. Налоги на производство и импорт (1.1 + 1.2)

1.3. Налоги на продукты (НДС, акцизы, налоги
на продажи и др.)

1.4. Другие налоги на производство (налоги на землю, здания, фонд платы труда, транспортные средства и др.)

2. Налоги на доход и имущество (налоги на прибыль,
подоходные налоги, налоги на имущество, не исполь­зуемое в производстве)

II. Капитальные налоги (налоги на наследство, налоги на дарение собственности и другие налоги на операции с капиталом)

III. Все налоги (I + П)

Различные типы налогов регистрируются в различных счетах СНС.

Например, налоги на производство и импорт регистрируются в счете образования доходов, налоги на доход и имущество — в счете вторич­ного распределения доходов, капитальные налоги — в счете операций с капиталом (более подробно этот вопрос рассмотрен в главе IV).

Как уже было отмечено, субсидии, т.е. платежи из бюджета предприятиям, имеющие целью возместить убытки, возникшие вследствие того, что цены не возместили издержки производства, а также производимые для воздействия на уровень производства, в известном смысле являются негативными налогами на произ­водство и импорт. Поэтому классификация субсидий симметрична классификации налогов на производство и импорт, т.е. в СНС проводится различие между субсидиями на продукты (которые бо­лее или менее пропорциональны количеству или стоимости про­изведенных или реализованных товаров) и другими субсидиями на производство (которые более или менее пропорциональны субси­дируемым факторам на производство).

Другие субсидии на производство, как уже говорилось, вклю­чаются в добавленную стоимость в основных ценах, но не вклю­чаются в добавленную стоимость в ценах производителя.

Все субсидии включаются в так называемую факторную сто­имость, которая, с другой стороны, исключает все налоги на про­изводство и импорт.

Таковы важнейшие классификации СНС. Теперь рассмотрим основные показатели СНС, часто именуемые агрегатами.

В СНС-93 учитываются следующие налоги:

Налоги на производство и импорт (НПИ)– это налоги, которые включают в себя налоги на продукты и другие налоги на результаты производства (ДрНП): НПИ = НП + НИ + ДрНП.

Налоги на продукты (НП) и налоги на импорт (НИ) – это налоги, которые прямо пропорционально (мультипликативно) зависят от стоимости произведенной предприятиями и другими хозяйствующими субъектами разных секторов экономики продукции – товаров (готовых изделий, услуг, работ) или приобретенных по импорту товаров и услуг: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (специальные налоги – СН), налог на импорт (НИ).

Другие налоги на производство (ДрНП) включают налоги и платежи: 1) связанные с использованием факторов производства (земли как средства производства – место расположение предприятия, сельскохозяйственное производство; трудовых ресурсов – трудового капитала персонала предприятия, в связи с формированием фондов оплаты труда; капитала активов – основного, оборотного, финансового, информационного, инвестиционного, инновационного); 2) платежи за лицензии и разрешения на предпринимательскую экономическую деятельность (хозяйственную деятельность предпринимателя-собственника предприятия в определенной отрасли); 3) налог на имущество предприятий; 4) отчисления (платежи) в дорожные фонды; 5) плата (налоги) за использование природных ресурсов (добыча, леса); 6) лицензионные и гербовые сборы и др. ДрНП не включают налоги на прибыль или иные доходы предприятий (их собственников).

Чистые налоги на продукты и импорт определяются за вычетом субсидий на продукты: ЧНПИ = НПИ - Спрод.

Для исчисления ВВП разными методами определяются величины показателей, характеризующих: Валовой выпуск экономики (ВВ), Промежуточное потребление (ПП), Валовую добавленную стоимость (ВДС), Расходы на конечное потребление (РКП), Валовое накопление (ВН), Валовую прибыль (ВП) с учетом Валовых смешанных доходов (ВСД), Оплату труда (ОТ), Чистые налоги на продукты (ЧНП), Чистый экспорт (ЧЭ) (сальдо экспорта и импорта), Чистые налоги на производство и импорт (ЧНПИ). ВВП в СНС-93 рассчитывается тремя методами: (ВДС = ВВ – ПП);

1) производственным (по отраслям): ВВПотр = ВДС+НПИ;

2) распределительным (по доходам): ВВПдоход = ОТ + ВП + ЧНП;

3) по конечному потреблению (по расходам): ВВПкон потр = РКП + ВН + ЧЭ.

Между статистическими показателями ВВП, рассчитанными тремя методами, существует жесткая общественная социально-экономическая взаимосвязь на всех уровнях:

1) равенство величин: ВВПотр = ВВПдоход = ВВПкон потр;

2) равенство, обусловленное логикой кругооборота общественного воспроизводства: чтобы осуществить конечное потребление ВВПкон потр вновь созданного продукта ВВПотр, все институциональные единицы страны (резиденты, граждане) должны получить свои соответствующие их трудовому, капитальному вкладу и социальному значению в данном обществе доходы - ВВПдоход.

 

 

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СНС-93




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.