Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По цели активное и пассивное

По объекту я - другой

Сублемировать.

Вытесняться,

Обращаться на собственный объект,

Влечение может:

3) по содержанию – есть такие пары чувств, которые взаимно переходят друг в друга. Фрейд обнаружил этот взаимопереход любви и ненависти, вины и агрессии. Одна эмоция может превращаться в другую и содержание влечения может меняться таким образом. За что психоанализ подвергался критике – они признавали неизменность влечения по своему содержанию, по своему характеру в течение всей жизни человека.

А также в психоанализе Фрейдом, а впоследствии его последователями в частности Анной Фрейд было разработано учение о психологических защитах – о механизмах, которые направлены, которыеработают на поддержание самооценки, на сохранение собственного Я, на сохранение представлений о себе. Психологические защиты обязательно нужны для нормального функционирования человека, его патологию наблюдают, когда они принимают чрезмерную силу, чрезмерную выраженность и вместо реализации основного человек начинает тратить основную часть энергии на поддержание данного представления о себе, на поддержание какого-то сформировавшегося образа Я.

Некоторые виды психологических защит описаны самим Фрейдом, а некоторые – Анной Фрейд. В отечественной психологии существует единообразие понимания того или иного термина. Понятие психологической защиты – механизм, направленный на поддержание образа Я, поэтому в этом смысле можно и юмор трактовать. Есть и более патогенные механизмы защиты – они блокируют прямое выражение этих влечений. Фрейд говорил, если энергия не выражается, энергии не дать проявиться – она будет искать обходные способы, часть энергии будет искать обходные способы, а часть энергии вместо того, чтобы быть направленной на конструктивные цели начинает направляться идёт в энергию цензуры (она начинает служить суперэго) и помогать подавлять эти влечения (влечения осуждаемые и влечения запрещаемые). В этом плане психологические защиты способствуют непроявленности психической энергии, удержанию её от того, чтобы быть нормально реализованной. Они мб патогенными, а могут у здорового человека выполнять свои важные защитные функции

Защитные механизмы:

1) сублемация (довольно сложный психологический механизм) энергия сексуальных (?) целей перенаправляется к другим социально приемлемым целям. С точки зрения Фрейда именно эта сила создала цивилизацию. Данная форма является максимально здоровой. Юмор и сублемация – 2 самых высших формы, 2 самых сложно организованных и здоровых способов психологической защиты.

2) Подавление или репрессия – когда просто что-то (нечто) удаляется из сознания и удерживается в этом состоянии – удерживается в бессознательном. Здесь вариант избегания реальности, нежелательной для человека – то, что он не может принять. Истерические симптомы, фобии, апатии, психосоматика, импотенция – проявления чрезмерной выраженности именно этого вида

3) Отрицание – попытка не принимать какое-то событие в качестве реально случившегося. Пример- анекддот про соседку, которая одолжила у другой горшок и когда та спрашивает, когда ты мне его вернёшь, то соседка отвечает – во-первых, я тебе его вернула, во-вторых, он уже и был с трещиной, а в-третьих, я его не брала. Реальное беспокоящее человека событие исключается

4) Рационализация – находятся приемлемые объяснения поступка, мыслей, чувств, вариант мотивировки, когда мы рассматривали – мотивировка неверная. Когда человек объясняет нечто приемлемым для себя образом логически или этически приемлемым,происходит как бы переопределение реальности. Событие сохраняется,но оно иначе интерпретируется

5) Реактивные образования – это когда какое-то влечение, желание, интенция, подменяется диаметрально противоположным, мальчик дёргает за косички девочку, которая ему нравится – ему хочется ухаживать, а он дёргает за косички, здесь происходит обращение реальности – меняется на противоположную. Сексуальное возбуждение сменяется стыдом, морализаторством. Человек, у которого очень сильные садистические импульсы начинает гипертрофированно заботиться о животных, собирая у себя дома по 30 кошек. Как же отличить реактивное образование от милосердия. Фрейд выделяет 3 черты реактивных образований – преувеличение, регидность и экстравагантность. У реактивного образования всегда преувеличен характер, поведение выражено очень, оно не корректируется, оно не гибкое, имеет характер вычурности и экстравагантности. Человек становится менее гибким, поведение лишается гибкого адаптивного характера.

6) Проекциякогда какая-то неприемлемая часть себя (мысль, желание, намерение, эмоция). Она выносится вовне и приписывается другому человеку (например, собственная агрессивность может преобразоваться в такое восприятие окружающих, когда они очень злые, угрожающие, нарушающие его права и т.д.) здесь внутренняя реальность помещается во внешнюю реальность и начинает считаться её частью. Неприемлемое желание у какого-то человека проецируется, приписывается другому человеку. Иногда проецируются и хорошие качества, когда человек не может их по какой-то причине у себя принять – не согласуются они с его образом Я. Они тоже будут спроецированы вовне.

7) Изоляция – здесь идёт разделение реальности – когда какая-то ситуация, вызывающая тревогу, какое-то событие, эмоция отделяется от остальной сферы душевной жизни и перестаёт вызывать эмоциональные реакции, проявлением изоляции будет сухой рационалистический подход. Прототип логического мышления – человек рассказывает о психотравмирующем событии, рассказывает фактологию и не рассказывает о своих эмоциях. Эмоции отделены – они как бы для него перестают существовать. Молодой человек болезненно пережил разрыв с девушкой – она не пришла на свидание – объявила ему о своём решении расстаться. Он другу рассказывает о случившемся:<<Мы встретились – она мне объяснила причину, по которой мы не можем быть вместе и ушла от меня >>. Такое расщепление реальности и удаление отщеплённой части.

8) Регрессия – переход или возвращение на более ранние этапы развития. Здесь уход от этой реальности в прошлые реальности. Человек может регрессировать на разный срок. Это мб регрессия на год, на два до детского возраста. Это варианты психологической защиты, которые чаще всего встречаются в литературе.

Психоаналитический подход в плане эмоций. Мы видим, что влечение может меняться по объекту, по цели, по содержанию, но не по своему характеру. В современной психологии есть и другие теории мотивации, хотя психологическое направление весьма широко и далеко ушло в практическом и психодиагностическом плане, например, та же самая проекция легла в основу построения проективных методик типо ТАТ, теста Роршиха, с помощью которых мотивы и диагностируются. В 20 веке появились другие подходы к мотивации.

Один из них – теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера

Когниция – существующее у человека представление о чём-то, единица анализа психического, представление о своём поступке, представление о своей эмоции, какие-то знания о происходящем в мире. Каждый такой элемент – это одна когниция. Фестингер представлял душевную жизнь человека как стремящуюся к согласованности, к равновесию, к балансу, чтобы вот эти все когниции согласовывались друг с другом и не противоречили друг другу. А если человек замечает это противоречие, то оно выступает мотивирующей, побуждающей силой. Здесь мотив не приходит из глубин организма, как у Фрейда. Здесь мотивируют рассогласованность познания, если она замечена человеком. Вот это рассогласование междукогнициями и называется когнитивный диссонанс, поэтому теория Фестингераи называется – теория когнитивного диссонанса. Диссонанс – расхождение, рассогласование между когнициями, когда когниции – эти представления начинают противоречить друг другу. Они могут противоречить и человек его не будет замечать – тогда диссонанса не будет, и ничто не будет его побуждать. Например, человек созвав гостей может выступать с речью о правильном воспитании ребёнка и говорить, что дети должны быть хорошо воспитаны – они не должны шуметь, мешать, особенно когда зовёшь гостей, они не должны отвлекать на себя внимание. В это время его собственные дети бегают по дому с криками, хулиганят и мешают остальным гостям. Но он может этого не замечать – этого противоречия – тогда диссонанса не будет. А вот если он заметит это противоречие – то это послужит стимулом, мотивом, детерминантой к дальнейшим действиям. Будет побуждать это рассогласование. Чем больше это рассогласование, тем больше диссонанс. Чем больше диссонанс, тем сильнее стремление избавиться от этого диссонанса. Диссонанс он неизбежен. Фестингер говорил, что мир не является чёрным или белым. Разные представления можно по-разному интерпретировать. Обязательные представления о мире у одного и того же человека могут выступать в противоречие друг с другом, могут возникать логические противоречия. Возникают противоречия того, что происходит с тем, что человек знает. Какие-то нормы культуры существуют и с ними поведение (представления?) могут расходиться. Вот это всё источники диссонанса.

Что же произойдёт, когда диссонанс возникнет? Человек будет стремиться редуцировать его. Традиционный пример Фестингера – случай с курильщиком. Человек курит – у него устойчивая привычка. При этом он постоянно слышит, что курить – здоровью вредить, курение обязательно ведёт к возникновению онкологического заболевания. Знания о том, что <<Я курю>> и знание << курить вредно>> вступают в диссонанс. Это толкает человека к тому, чтобы этот диссонанс уменьшить, а в идеале – снять, чтобы наступил консонанс – согласие между элементами.

Каковы же способы редукции диссонанса? Человек может изменить один из элементов, противоречащих друг другу, в идеале – взять и перестать курить. У него тогда будет одна когниция – курение вредно, а вторая когниция – я не курю. Они согласованы друг с другом. Поведенческая когниция изменилась, но иногда изменить какой-то элемент невозможно и тогда происходит переосмысление какого-то элемента, элемент не исчезает и не удаляется, а он меняется. Тогда следует вспомнить гетальт-психологию – мы меняем поле вокруг объекта – переструктурируем поле, элемент входит в другой гештальт и структурирован уже по-другому. Так и здесь, например, человек говорит – я курю – это одна когниция. Вторая – курить вредно. Так утверждают производители антиникотиновых пластырей. Меняется этот элемент – курить вредно – таким образом, что он переинтерпретируется и уже меньше рассогласование между этими элементами или добавляются новые элементы, которые переструктурируют всё поле и меняют соотношение элементов (я курю, курить вредно – говорят, но при этом мой дедушка курил и дожил до 100 лет, а сосед не курил и умер от онкологии в 40 лет). Добавляются новые элементы – знания о том, как смерть настигла человека от рака или несчастного случая в раннем возрасте, несвязанном с курением или как курящий человек прожил долго. Или можно другой пример привести – я курю, курить вредно, но я при этом (вводится 3ий элемент) получаю такое удовольствие от курения и становлюсь после того, как покурю более разумным, сконцентрированным, у меня лучше работает голова – те дополняются когнициями о выводах курения к когнициям о вреде, они уравновешивают и тд. Человек размышляет – <<Что лучше: я буду продуктивным, внимательным, смышлёным или я буду жить до 100 лет?>>. Те изменяются как бы некоторые элементы или меняется их значимость. << Я хочу прожить яркую, интересную, полную событиями жизнь, а не влачить своё жалкое существование до 100 лет. >> Значит, можно добавлять новые элементы, можно переинтерпретировать элементы, а можно менять значимость элементов. Это предполагает уменьшение диссонанса. Это предполагает уменьшение диссонанса. Здесь получается противоречие, когнитивное несоответствие побуждает, детерминируется либо поведение, либо мышление и явно выступает как мотивирующая сила как мотив. Этот феномен (это явление когнитивного диссонанса изучалось на разных ситуациях – например, ситуация вынужденного выбора, в ситуации принятия решения. Человек очень часто в современной жизни оказывается в ситуации выбора. Например, он приходит в магазин и выбирает – эту машину ему купить или другую. Девушка выступает между 2мя поклонниками – за кого выйти замуж. Эта ситуация, когда происходит выбор между примерно равными позициями – она обязательно ведёт к когнитивному диссонансу. Если бы одно было заведомо хорошее, а другое заведомо плохое, то особых мук бы не было бы, и диссонанса бы не было бы. Когда действительно выбор, то предполагается, что у каждого из выбираемых объектов – есть что-то хорошее и что-то плохое. После того как выбор совершён наступает зачастую эффект сожаления.

Пример 1

Человек, выбравший эту марку машины, обнаруживает, что она красива и престижна, но она при этом ест много бензина, и её трудно чинить. А тот вариант, от которого он отказался, эту машину купил сосед, и она ест мало бензина, и её легко чинить.

Пример 2

Девушка вышла замуж за одного поклонника, а за отвергнутого вышла замуж её подруга и, оказалось, что он очень хороший муж и отец, и тогда возникает когнитивный диссонанс.

Как он уменьшается? Он уменьшается добавлением некоторых когниций – например, о своих эмоциях, и девушка говорит: << Он хороший муж и прекрасный отец, но зато я люблю своего мужа >>. Эмоция добавляется, и она этот диссонанс уменьшает. В ситуации выбора между примерно равными вариантами, в ситуации вынужденного согласия. Это такие многочисленные эксперименты, которые существуют в этой области исследований, когда человека хитростью заставляют участвовать в какой-то деятельности – например, зазывают в психологический эксперимент, а он оказывается каким-то очень долгим и нудным – как дифференцировочное научение или дискриминация ощущений. Вот он на протяжении часа взвешивает грузы разного веса, говорит в какой ладони – что больше, а что меньше. Получается, он согласился участвовать – а это оказалось трудоёмким, неинтересным и скучным. Вот возникает когниция, которая призвана уменьшить этот диссонанс. << Да, конечно, это было скучно, - говорит человек – но зато я получил опыт работы в психологическом эксперименте.>> Меняется отношение или, по крайней мере, меняется представление о своём отношении к произошедшему для того чтобы этот диссонанс уменьшить. То, здесь получается побуждает или детерминирует оценку происходящего, мысль, мышление – расхождение между когнитивными элементами. Но это не единственная когнитивисткая теория. В современной психологии мотиваций существует когнитивный подход. Когнитивный подход к мотивациям он предполагает, что (мы привыкли, что мотив – предмет потребности, а мотивация – совокупность этих мотивов)…мотивация вообще понимается более широко – как то, что детерминирует человека, как детерминанта поведения. Кроме самих желаний, ценности, привлекательности, детерминировать могут когнитивные элементы, представления, ожидания, оценка вероятности события, представление о себе, о своих способностях, о своём интеллекте. Вот это всё входит в мотивацию (когнитивные моменты мотивации) и влияет на детерминацию поведения. Вот что изучает коннитивный подход в психологии. Начали знакомиться с когнитивным подходом в психологии, когда рассматривали теорию ожидаемой ценности. Модель ожидаемой ценности – модель Аткинсона, когда мы его рассматривали на примере мотивации достижения. Это когда человек выбирает задачи определённого уровня и ставит себе цели. Уровень цели мы назвали уровнем притязаний. И нас познакомили с формулой, принадлежащей Аткинсону. Теория ожидаемой ценности или модель ожидаемой ценности. Когда выбор человеком задачи того или иного уровня сложности определяет итоговая валентность, поведение. Выбор цели какого-то уровня зависит от привлекательности успеха умножить на вероятность успеха достижения данной цели и к этому прибавляется отрицательная привлекательность или отрицательная валентность неудачи на данном уровне умножить на вероятность неудачи на данном уровне. Это модель ожидаемой ценности. Вот один из представителей когнитивного подхода к мотивациям. Модель ожидаемой ценности в данном случае учитывает эти когнитивные элементы – как человек оценивает вероятность своего успеха на данном уровне, как человек оценивает вероятность неудачи. Дальнейшие теории будут работать с факторами, влияющими на оценку вероятности – отчего зависит то, как человек оценивает с какой вероятностью он достигнет успеха в этом деле. В данном случае выбирая решать задачу такого-то уровня сложности. Вот на эту вероятность могут влиять разные когнитивные составляющие. Существуют некоторые теории, которые составлялись на материале изучения мотиваций достижения. Мотивация отдельных видов деятельности. Будем рассматривать и мотивацию помощи, и мотивацию помощи, и мотивацию власти.

Мотивация достижения

Один из видов мотивации. Это мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение той деятельности, к результатам которой мб применён критерий успешности. Предполагается, что существуют стандарты оценки. Результаты деятельности могут оцениваться, и человек стремиться как можно лучше эту работу выполнить. Мюррей описывал это как <<стремление достигать чего-то трудного, превзойти другого, превзойти самого себя, конкурировать с другим, манипулировать объектами, людьми, идеями, преодолевать препятствия, поднимать самоуважение благодаря своему таланту, достигать высоких стандартов, которые существуют в этой области или человек сам для себя ставит>>. Мотивация достижения в нашей культуре – культуре Западной и очень достиженческой она является очень важной составляющей мотивационной сферы. К деятельности достижений обычно относят и учебную, и трудовую, и спортивную, и воспитательную, и творческую…Бывают такие деятельности, к которым не преложимы вроде бы критерии успешности. Если человек в этих деятельностях начинает реализовывать свою мотивацию, то это ведёт его к психологическому нездоровью и является критерием психопатологии. Например, женщина стремится воспитать идеального мужа из своего мужа. Мужчина стремится завоевать как можно больше женщин. Мы встречаем это очень часто в таких деятельностях, к которым достиженчество не должно применяться, и узнаём это, когда человек, описывая происходящее, демонстрирует эти критерии оценки. Например, общение с собственными детьми. Человек говорит, например, что его дети учатся в самой лучшей школе нашего города, учатся только на 5ки. Они победители всех олимпиад, они занимаются в кружке фигурного катания, ходят на шахматы, фехтование и т.д. Мы нанимаем им лучших преподавателей. Критерии- успешности, если есть в речи (это признак мотивации достижения, если она в ней реализуется). Это ведёт к личностному неблагополучию – мотивация достижений не та область межличностных отношений, где она должна быть. Чаще всего это приводит к тому, что человек не может наслаждаться жизнью, впадает в депрессию и т.д.

Критерии достиженческой деятельности:

1) она должна иметь некий результат

2) результат должен оцениваться, существуют нормы этой оценки

3) чтобы в деятельности мог реализоваться мотив достижения, требования должны быть не слишком высокими и не слишком низкими, те, человеку должно быть трудно, но не чрезмерно трудно и не слишком легко – тогда это неприменимо. Чтобы здесь свою мотивацию достижения удовлетворять. Деятельность должна быть желанной и привлекательной для человека. Для неё характерны обратные отношения между привлекательностью какой-то цели и вероятностью её удовлетворения.

Когда когнитивный подход стал применяться к исследованию мотивации достижения, стали изучать вот эти вот когнитивные элементы, то прежде всего обратили внимание на то, что влияет на эту вероятность? На эту вероятность влияет то, как человек осмысливает причины предыдущих успехов и неуспехов. После того как человек успешно что-то сделал, уровень притязаний растёт. Когда растёт, когда очень растёт, когда не растёт . Почему вероятность следующего успеха оценивается от 0 до 10 а вовсе не однозначна? Оказывается, это зависит от того, чему человек приписывает причины своего успеха. Он достиг успеха при выполнении какой-то задачи. Почему? Он, разумеется, ставит себе этот вопрос. Как он для себя это объясняет? Если он объяснит мне просто повезло, то в следующий раз может не повезти – вероятность будет маленькой. Если он скажет не повезло – это я такой умный и успешный – вероятность в следующий раз будет больше. Это повлияет на итоговый выбор. Это будет детерминировать его ставить высокие цели.

Теория каузальной атрибуции

Атрибуция – приписывание. Кауза – причина. Бернард Вайнер создал эту теорию. Как человек приписывает причины своего успеха и неуспеха? Чему? Предтечей этой теории было открытие феномена или явления локуса – контроля – это установка человека приписывать ответственность за происходящее либо себе, либо внешним обстоятельствам.

1) Когда человек ответственность приписывает внешним обстоятельствам – мы говорим – внешний локус-контроль или экстернальный. Это довольно частая черта личности. Внутренний видит причины своих успехов и неудач в себе самом – интернальный. Когда Вайнер эту теорию каузальной атрибуции формировал он описывал, что приписывание причин происходит по нескольким основаниям. Человек может эти причины приписывать событиям внешним или событиям внутренним. Например, человек получил хорошую оценку на экзамене. Потому что я хорошо подготовился – внутренняя причина. Я получил хорошую оценку на экзамене, потому что мне просто повезло – товарищ шпаргалку передал или преподаватель попался весьма лояльный. Вот это приписывание внешним обстоятельствам.

2) Основание для приписывания причин – стабильное во времени или нестабильное во времени. Стабильные во времени причины – усердие (как черта характера) или лень. Это причины, которые существуют постоянно. А нестабильные – это та причина, которая появилась в какой-то момент и сразу исчезла – это могут быть состояния в данный момент (старался или не старался). Оказали помощь или не оказали, счастливый случай.

3) Насколько может человек контролировать причины своего успеха или неуспеха, потому что некоторые причины того или иного успешного или неуспешного действия могут не подчиняться контролю. Тк есть контролируемые причины и неконтролируемые, которые от самого человека не зависят, то поэтому у нас получаются такие виды приписывания причин.

Три основания:

1) Внутренний или внешний локус контроля

2) Стабильность или нестабильность

3) Контролируемость или неконтролируемость причин успеха или неуспеха

Как человек может объяснять себе причины своего успеха или неуспеха? Варианты: внутренний – всё себе, я причина всех своих успехов и неуспехов, но что-то в себе я могу контролировать – воспитывать усердие или лень как черта характера. Я могу стараться – это от меня зависит. Причина нестабильная, контролируемая внутренне или способности. Способности от человека не зависят, так предполагается в данном случае. Человек считает, что способности ему от природы Богом даются, ничего здесь поделать нельзя, поэтому он не может на них никак повлиять. Но это стабильная причина. Она относится к самому человеку, сам человек на неё не влияет. Или состояние телесное и душевное в данный момент. Вот устал человек, он ничего с этим поделать не может. Это касается его лично. Это причина в данный момент, те нестабильная причина. Или он может аттрибутировать (приписывать причины своего успеха и неуспеха) причинам внешним. Здесь то же самое – стабильный или нестабильный и контролируемость или неконтролируемость. Например, помощь учителя – человек может попросить – от него это как-то зависит, причина стабильная – учитель помогающий. Но это другой человек, это внешняя причина. Точно также нестабильная – можно попросить помощи в данный момент какого-то другого человека и получить эту помощь. Причина стабильная. Внешняя и причина, зависящая от самого человека. А вот от самого человека может не зависеть сложность задания, может не зависеть случай. Таким образом, происходит оценка того, почему я потерпел неудачу или почему у меня здесь был успех. В зависимости от этого человек будет уже прогнозировать будущие успехи и неуспехи и в зависимости от этого он будет выбирать и ставить себе определённые цели, усердно или неусердно добиваться этих целей. Минусом этой теории мотиваций является то, что люди могут по-разному понимать причину. Некоторые считают, что способности стабильны, а другие считают, что способности нестабильны – они развиваются – как считают отечественные психологи. Он будет способности считать причиной контролируемой и стабильной. Бывают и другие типы атрибуции, которые здесь никак не отмечены и т.д. Здесь когнитивный фактор влияет на побуждение. В конце концов, что человек выберет в следующий момент, какую задачу он себе поставит, зависит именно от того, как представляет себе причины произошедшего.

Теория выученной беспомощности Селигмана

Человек может думать, что происходящее от него зависит, а может думать, что он никак не может контролировать происходящее. Тогда следующей такой же задачей он и не будет пытаться изменить что-либо. Собаки в первой серии эксперимента подвергаются в клетке току. Воздействию слабого, но неприятного тока, она не могут избежать этого тока. В следующей серии их помещают в клетке – если бы они активно вели себя – они бы смогли избежать этого удара. Положения в этой клетке уже не фиксированы, а животные ведут себя так, как будто положения на них могут повлиять. Они пассивны и не пытаются избежать предстоящего воздействия. Такие эксперименты ставились на собаках, на кошках, на мышах, на рыбах, на обезьянах приматах и на человеке. Везде мы видели этот феномен – если в первой серии человек не может контролировать какое-то неприятное событие, то в следующей серии у него, скорее всего, снизится эта способность к контролю, те понизится активность. У человека этот феномен может проявляться в том, что он начнёт контролировать этот фактор. Но не так быстро как наивные испытуемые, испытуемые, которые в первой серии подвергались воздействию, которого можно было избежать. Человек в первой серии слышит неприятный резкий звук. Этот звук он никак не может контролировать. Вот второй серии оказывается, что он может его контролировать – надо руки по-другому разместить – те их положение на столе поменять и звук ослабнет и исчезнет. Время реакции у людей с выученной беспомощностью гораздо дольше. Этот феномен характеризуется неспособностью или ослаблением способности действовать. Человек менее инициативен и менее активен. Неспособность или снижение способности к обучению – он не может так быстро научиться действовать какой-то новой форме и эмоциональное расстройство. Вот это переживание тоски, тревоги, страха, которое у него было. Оно сохраняется в данной ситуации и переносится в эту ситуацию. Выученная беспомощность – психологическое состояние, которое включает нарушение в мотивации и в когнитивной, и в эмоциональной сфере из-за пережитой субъектом неподконтрольности. Человек не мог контролировать, и это переживание в следующей ситуации на мотив повлияет – ослабит его мотивацию, ослабит активность, например. Вот этот феномен…. Как же человек интерпретирует причины произошедшего с ним?

Может что-то контролироваться, и он воспринимает этот контроль. Как человек объясняет на произошедшее? Эти объяснения повлияют на его инициативу, на стратегию работы, на эффективность будущей деятельности. Это изменит мотивацию в целом. Человек может объяснять разными способами.

Селигман выявил 2 таких типа объяснения (стиля объяснения):

1) Пессимистичный

2) Опитимистический

Объяснения затрагивают несколько параметров.

1) Один из них нам знакомый – параметр постоянства. Человек может объяснять неприятности, а может успехи или благоприятные события объяснять. Успехи для оптимистического стиля обычный шрифт, а для пессимистического курсивом. Люди, которые объясняют события, пользуясь оптимистическим стилем, они, как правило, причины успехов приписывают постоянным причинам, а причины неприятностей – временным причинам. Например, успех оптимистичный стиль – почему? Потому что я талантливый, всегда счастлив, а мой соперник – плохой, и он никуда не годится. Эта причина постоянно действующая – человек говорит – я всегда счастлив или мой соперник всегда плохой, а вот при пессимистическом стиле – причины неприятностей постоянные, а причины успехов носят временный характер. Почему неуспех? Потому что я плохой, конченый человек. Почему с женой проблемы? Потому что она всегда ворчит. Почему неприятности на работе? Потому что он плохой, придурок, и это его постоянная черта. А оптимистичный человек объясняет причины произошедших неудач временным характером – я в тот момент выдохся, жена – потому что я не убрался, начальник – потому что в этот момент он был в плохом состоянии (настроении), а пессимистичный стиль – временные причины – причины успеха – мне временно повезло, а оптимистичный – мне повезло, потому что так всегда бывает – это значит для параметра постоянства.

2) Широта объяснения – насколько обобщается эта причина или, наоборот, носит конкретный характер, причина неудачи и причина успеха носят конкретный характер. Оптимисты объясняют причины неудач конкретно, а причины успеха – универсальными причинами, а пессимисты, наоборот, - неудачи носят причины постоянного характера, а успехи они объясняют причинами конкретного характера. Оптимисты рассуждают – почему я на экзамене провалился? Потому что конкретный профессор нечестный, а пессимисты говорят – все преподаватели нечестные. Объясняя причины расхождения с молодым человеком, оптимистка говорит – я отвратительна для него, я не нравлюсь именно данному конкретному человеку. Пессимистка скажет – я вообще никому не нравлюсь – я вообще отвратительна. Человек прочитал зазря какую-то книгу и говорит – я зазря потратил время – эта книга бесполезна. Пессимист скажет – все книги бесполезны. Успехи – наоборот. У оптимистов причины успехов носят универсальный характер, а неудач – конкретный характер.

3) Персонализация – ответ на вопрос – кто виноват, кому приписывается причина неудачи- локус контроля. В данном случае причина неудачи у оптимистов… здесь интересна асимметрия. Локус контроля говорили чему приписываются причины успехов и неудач, однако у большинства людей отмечена специфическая несимметричность в этом отношении, когда причины успехов приписываются себе, а причины неудач приписываются внешним обстоятельствам. У меня успех – то-то умею и владею тем или иным талантом, навыком, мастерством. А неудача, потому что другой плохой, просто не повезло – внешняя причина и т.д. Пессимисты наоборот – причины неудач в себе. А успехов во вне. Вот эти стили – пессимистичный и оптимистичный по-разному проявляются в душевном и физическом здоровье. Многочисленные объяснения показывают, что стиль объяснения, будучи устойчивой чертой личности. Пессимистичный стиль – предиктор депрессии и др психологических нарушений. А оптимистичный стиль – залог психического или даже физического здоровья. Дети с пессимистичным стилем объяснения хуже учатся в университете, чем дети с оптимистичным стилем объяснения. Хотя дети все были уравнены и по уровню способностей, и по Айзенку, и по IQ. Уровень интеллекта у этих детей измеряем, набираем группы с одинаковыми показателями, смотри их академическую успеваемость. У оптимистов она выше, а у пессимистов – ниже. При пессимистичном стиле объяснения и выше депрессия, и хуже результаты эффективности деятельности и ниже уровень притязаний и т д. И наоборот. Стремление приписывать неудачи другому, а успех себе – асимметрия объяснения – это очень хороший предиктор психологического благополучия, эффективности деятельности и т.д. От чего это берётся? Источниками пессимистичного или оптимистичного стиля являются отношения с матерью – стиль объяснения матери. Если у матери оптимистичный стиль объяснения, то и у ребёнка тоже оптимистичный стиль объяснения, поскольку ребёнок чаще всего общается с матерью в нашей культуре. Он берёт от неё этот стиль объяснения. Другое – обратная связь при общении с взрослыми. Например, при общении со школьным учителем. Если учитель объясняет всё пессимистичным образом, то ребёнок может формировать свой неадаптивный стиль объяснения. Правильная обратная связь – ребёнок получает 2ку, а учитель говорит – ты плохо здесь постарался, надо было бы подготовиться к работе, и был бы лучший результат. Здесь объясняются временные причины. В данном случае неправильный ответ со стороны учителя – ты всегда ленишься – ты ленивый, это устойчивая черта. Тут одновременно адресуется и к постоянству и к внутреннему локусу при объяснении неудачи и т.д.

Характеристикака, формирующая мотивацию достижения – представление человека о своих способностях.

Теория имплицидных представлений о способностях Кэролла Двека. Модель Двек.

Мы до этого говорили, что представления человека о своём интеллекте… Чаще всего человек понимает интеллект как некую устойчивую черту. Так ли это? Двек доказала, что нет. Оказывается представления человека о своих умственных способностях могут базироваться на 2х разных теориях.

1) Одну из этих теорий она назвала данностной теорией интеллекта. Данностная теория – человек думает, что мозг – фиксированная способность – с чем родился, с тем и проходит по жизни.

2) Другую она назвала прибыльной теорией интеллекта. Интеллектуальные способности изменяются и могут развиваться в течение жизни. В чистом виде мы не увидим этого. Люди так распределены по континууму – между этими 2мя теориями. Мы можем сказать, что у человека прибыльная теория интеллекта, если на вопрос. Интеллект это сколько процентов усилий и сколько процентов способностей говорит 65 усилий и 35 способностей. Это скорее ближе к прибыльной, а если 35 и 65 – к данностной.

В зависимости от того. как человек представляет себе, что такое интеллект они по-разному ведут себя и у них разная мотивация достижений. При данностной теории человек стремится достичь… есть понятие ориентация на мастерство – когда человеку интересно достиженческая деятельность, интересно решать трудные задачи, интересно учиться, интересно преодолевать трудности. Их преодоление вызывает у него удовольствие и радость. У сторонников прибыльной теории мы видим в полной мере ориентацию на мастерство. Они испытывают удовольствие, сталкиваясь со сложными задачами – теми, которые им помогают научиться и развить интеллект. При трудностях не пасуют – интенсифицируют свои усилия. Цель усовершенствовать себя и увеличить свою компетентность, а при данностной теории ориентация на мастерство гораздо меньше. Главной целью человека является сохранение своей самооценки. Здесь человек скорее желает выглядеть умным, когда в случае прибыльной теории – желает усовершенствовать свой ум. Это разные цели, разное поведение и разные мотивации достижений. У них при прибыльной теории будет выше мотивация достижений. Будет больше напряжения в деятельности, более толерантны к неудачам, они их будут вдохновлять. Усилия их будут радовать, при данностной теории, если человек высоко оценивает свой интеллект, то мы видим некоторую ориентацию на мастерство, но всегда, когда будет выбор между тем, чтобы показаться умным или научиться чему-то. Они будут стремиться показаться умными. Усилия их не радуют. С их точки зрения, если это данностная теория – интеллект – то, что дано от природы. Если им приходиться стараться – значит, интеллекта от природы досталось мало. Следовательно, эти старания воспринимаются не с радостью и неудовольствием, а как доказательство собственной несостоятельности. При высокой оценке своего интеллекта, у людей, у которых имплицидно (неосознанно, неявно) сам человек может не рефлексировать, что у него есть такая теория, но она проявляется и в поведении и в соответствующих исследований. При высокой оценке интеллекта возможна ориентация на мастерство, при низкой оценке – приобретает крайне неадаптивный характер, при трудностях – это уход, низкая настойчивость, нежелание преодолевать и ставить высокие цели и т.д. В данном случае смотрели, как дети с теми или иными имплицидными теориями учатся в школе. Вот ели у человека высокая оценка своего интеллекта, при этом это сочетается с данностной теорией, то у них будут проблемы при переходе из начальной школы в среднюю. В 6-7м классе у них – сильное снижение успеваемости, а наибольший прогресс мы видим у тех детей, у которых прибыльная теория и низкая оценка своих интеллектуальных способностей. Те здесь их цель – развить свой ум. Приобрести какие-то знания. Увеличить свою компетентность. Вот оценка со стороны для них незначимый фактор, поэтому они будут учиться с удовольствием и не страшиться неудач. Здесь мы видим, как представление человека об интеллекте влияет на выраженность мотивации достижения – а именно на целеполагание, на настойчивость, на то, как цель удерживается человеком.

Ещё одно понятие, которое пришло в психологию из когнитивного подхода – самоэффективность. Это ощущение себя компетентным в конкретной деятельности. Как человек оценивает насколько он успешен в психологии, в решении задач по алгебре, в фигурном катании? Это очень важный параметр. Это не черта личности,а когнитивное образование, которое повлияет на мотивацию, как бы внесёт свой вклад в мотивацию и соответственно в поведение. Откуда берётся самоэффективность? Как она формируется? Во-первых, из опыта собственных успехов. Если человек видел позитивный результат в какой-то деятельности, то опыт успешности в этой деятельности накапливается, и самоэффективность формируется. Человеку полезно наблюдать. Как другие добиваются успеха в этой деятельности. Наблюдение за чужими достижениями тоже вносит вклад. Если он будет видеть. Как другие в этой деятельности неуспешны, это понизит его самоэффективность. Вербальные убеждения. Ещё один компонент, который вносит вклад в самоэффективность. Мать может убедить ребёнка перед кр по математике, что он успешен, но это убеждение, чтобы оно сработало должно опираться на предшествующие результаты – у него должны должны быть не только 2ки за предшествующие контры, важен статус говорящего. Он понимает, что мама его любит – может обмануть в данном случае, а говорит просто, чтобы его подбодрить и т.д. Авторитет. Это должно быть всё в границах реальных возможностей. Когда ребёнок понимает, что что-то ему не по силам. То и убеждение не подействует. Конечно, обратная связь от эмоционального и физиологического состояния тоже формирует самоэффективность. Сейчас, например, если человек ощущает себя спокойным или, наоборот, в состоянии подъёма, с жаждой деятельности это повысит самоэффективность. Если он ощущает себя слабым, больным и усталым, то понизит. Или эмоциональное напряжение и др тревоги и страхи приводят к снижению самоэффективности. Те самоэффективность может меняться, мы её повышаем – мы видим иное поведение. Самоэффективность…атрибуции изучали – они измеряются после того. как что-то случилось. Самоэффективность – измеряется до того, как нечто произошло, до выполнения деятельности. Для самоэффективности важно не сравнение с другими. А использование критерия мастерства и компетентности по отношению к другому человеку – это частная характеристика. Она зависит от конкретного вида деятельности. Человек может иметь много эффективности в разных областях и ощущать себя весьма эффективным в одной области и весьма неэффективным в другой. Я знаю геометрию, но не знаю географию – говорит себе человек. Это не личностная черта. А конкретный конструкт, который повлияет на конкретную мотивацию и конкретное поведение. Такое суждение о своих способностях. В этом плане исследования показывают нам пользу умеренного оптимизма по отношению со слепым. Самые уверенные студенты хуже готовятся кэкзаменам, чем их более тревожные и не менее способные сверстники. Если уравнять группу по знаниям и уровню интеллекта, то этот показатель самоэффективности, то он будет предиктором – поможет предсказать успех или неуспех на экзамене. Лучше всего иметь умеренную, но не чрезмерно высокую самоэффективность и не чрезмерно низкую. Исследования чрезмерно низкой – как она плохо влияет на психическое здоровье и на успехи в конкретных видах понятны и очевидны. Мы посмотрели, как представления человека о своих способностях, причинах успехов и неудач., представления о своём интеллекте и как он развивается – влияют на мотивацию. Влияет на то, как человек будет ставить цели. Насколько эти цели будут казаться желанными или нежеланными, он будет их выбирать, на сколько он будет упорно добиваться реализации этих целей, как он будет относиться к неудачам – будет их преодолевать или не будет преодолевать – всё это когнитивные элементы.

Теория самодетерминации Деси и Райана, которую тоже можно отнести к когнитивному подходу или теория внутренней мотивации

Перед тем, как об этом говорить давайте вспомним – что такое внешняя мотивация и внутренняя мотивация. Деси и Райан определяют внутреннюю мотивацию – это когда деятельность приносит удовольствие, когда человек переживает радость от реализации данного мотива в этой деятельности, когда он стремится к поиску новых и трудных задач, к расширению своих возможностей и познания. Это такая аутентичная мотивация, она самостоятельно принята или самостоятельно создана. Здесь очень важной характеристикой внутренней мотивации является удовольствие от деятельности, а внешняя мотивация – мы привыкли её определять – как на человека уже оказывается какое-то давление и удовольствия такая деятельность не приносит. Она осуществляется ради чего-то другого – ради достижения определённых целей, но не ради неё самой – так понималась внешняя и внутренняя мотивация в этой теории. Но если внешняя мотивация сводилась к этим внешним толчкам. Внешняя мотивация – поощрение – наказание, принуждение – внешнее давление. А Деси и Райан расширили представление о внешней мотивации и сказали, что внешняя мотивация может быть очень и очень разная. Это необязательно абсолютно внешнее давление. Иначе было бы – любо человек работает только ради удовольствия – либо вообще ничего не делает без толчков и тычков, вознаграждений в виде премии и наказаний в виде удара тока. На самом деле – нет. Когда они говорят – человек выходит из детского возраста – он принимает на себя очень много обязательств. Он выполняет что-то, потому что чувствует себя ответственным, потому что должен. У него появляется волевая регуляция, чувство долга, чувство ответственности. Что это за мотивация? Я делаю уроки – потому что я должен это сделать. Я напишу этот конспект – потому что я должен сделать этот конспект, не потому что мне поставят 2ку, а потому что, если я не буду знать теорию гуманистической психологии я не буду полноценным психологом. Если не законспектирую Фресса и Пиаже – что за психолог, который о бихевиоризме ничего не слышал. Удовольствия эта деятельность никакого не приносит (особенно если текст сложный), тем не менее – это уже не внутренняя мотивация. Значит, если удовольствия не доставляет, это внешняя мотивация. Получается, что внутри существуют много разных видов. Деси и Райан говорили, что внешние мотивации – это не просто те мотивы, которые действуют извне, а они могут действовать и изнутри, когда человек их воспринимает – делает их своими происходит их интернализация (в текстах мб интериоризация). На самом деле, на Западе это понималось немного иначе, чем у Выготского – это не создание этого внутреннего плана психического, а простой перенос извне вовнутрь – присвоение мотивов в данном случае. Это становится собственным мотивом человека, но при этом он действует как внешний в плане удовольствия, радости и её реализации никакой, но человек это делает. Интернализация внешних мотивов – они по-прежнему остаются внешними, но отличаются от поощрения и наказания в бихевиоризме, что человек эти мотивы делает своими и потихоньку начинает включать своё Я.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обращаться в противоположное (активное и пассивное могут меняться местами), | Восстановление промышленности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.