Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1.2. Объемно планировочные особенности гражданских зданий

Классификация жилых зданий.

При этом необходимо различать глав­ные и подсобные функции. Так, напри­мер, в здании школы главной функци­ей являются учебные занятия, поэтому школьное здание в основном состоит из учебных помещений (классные комна­ты, лаборатории и т. п.). Наряду с этим в здании осуществляются и под­собные функции: питание, обществен­ные мероприятия, руководство и т. п. Для них предусматриваются специаль­ные помещения: столовые и буфеты, актовые залы, административные поме­щения и др. При этом перечисленные функции для этих помещений будут главными. Им же соответствуют свои подсобные функции.

Все помещения в здании, отвечаю­щие главным и подсобным функциям, связываются между собой помещения­ми, основное назначение которых — обеспечение движения людей. Эти по­мещения принято называть коммуни­кационными. К ним относятся коридо­ры, лестницы, вестибюли, фойе, кулуа­ры и т. п.

Таким образом, мы видим, что поме­щение должно обязательно отвечать той или иной функции. При этом в нем должны быть созданы наиболее оптимальные условия для человека, т. е. среда, отвечающая выполняемой им в помещении функции.

Качество среды зависит от таких фак­торов, как пространство для деятельности

человека, размещения оборудо­вания и движения людей; состояние воздушной среды (температура и влаж­ность, воздухообмен в помещении); зву­ковой режим (обеспечение слышимости и защита от мешающих шумов); све­товой режим; видимость и зрительное восприятие; обеспечение удобств пере­движения и безопасной эвакуации лю­дей.

Следовательно, для того чтобы пра­вильно запроектировать помещение, создать в нем оптимальную среду для человека, необходимо учесть все требо­вания, определяющие качество среды.

Эти требования для каждого вида зданий и его помещений устанавлива­ются Строительными нормами и пра­вилами (СНиП) — основным государст­венным документом, регламентирую­щим проектирование и строительство зданий и сооружений в нашей стране.

Техническая целесообраз­ность здания определяется решением его конструкций, которое должно учи­тывать все внешние воздействия, воспринимаемые зданием в целом и его отдельными элементами. Эти воздейст­вия подразделяют на силовые и несило­вые (воздействие среды) (рис. 1.1).

 

 

Рис. 1.1. Внешние воздействия на здание

 

К силовым относят нагрузки от соб­ственной массы элементов здания (по­стоянные нагрузки), массы оборудова­ния, людей, снега, нагрузки от дейст­вия ветра (временные) и особые (сей­смические нагрузки, воздействия в ре­зультате аварии оборудования и т. п.).

К несиловым относят температурные воздействия (вызывают изменение ли­нейных размеров конструкций), воз­действия атмосферной и грунтовой вла­ги (вызывают изменение свойств ма­териалов конструкций), движение воз­духа (изменение микроклимата в по­мещении), воздействие лучистой энер­гии солнца (вызывают изменение физи­ко-технических свойств материалов конструкций), воздействие агрессив­ных химических примесей, содержа­щихся в воздухе (могут привести к раз­рушению конструкций), биологические воздействия (вызываемые микроорга­низмами или насекомыми, прртводящие к разрушению конструкций), воздейст­вие шума от источников внутри или вне здания, нарушающие пормальный акустический режим помещения.

С учетом указанных воздействий зда­ние должно удовлетворять требованию прочности, устойчивости и долговеч­ности.

Прочностью здания называется спо­собность воспринимать воздействия без разрушения и существенных остаточ­ных деформаций.

Устойчивостью (жесткостью) здания называется способность сохранять рав­новесие при внешних воздействиях.

Долговечность означает прочность, устойчивость и сохранность как здания в целом, так и его элементов во вре­мени.

Строительные нормы и правила де­лят здания по долговечности на IV степени: I — срок службы более 100 лет; II — от 50 до 100 лет; III — от 20 до 50 лет; IV — от 5 до 20 лет.

Пожаро-техническая классифи­кация строительных материа­лов, конструкций, помещений, зданий, элементов и частей зда­ний основывается на их разде­лении по свойствам, способству­ющим возникновению опасных фак­торов пожара и его развитию ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ, и по свой­ствам сопротивляемости воздей­ствию пожара и распространению его опасных факторов – ОГНЕСТОЙКОСТИ.

Здания подразделяются по сте­пеням огнестойкости /I, II, III, IV, V/, атакже по классам конструктивной /С0, С1, С2, С3/ и Функ­циональной /Ф1...Ф5/ пожарной опасности. Степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций. Класс конструктивной пожарной опасности здания определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов. Класс функциональной пожарной опасности здания и его частей определяется их назначением и особенностями размещаемых в них технологических процессов.

Архитектурно–художест­венные качества здания определя­ются критериями красоты. Для этого здание должно быть удобным в функ­циональном и совершенным в техниче­ском отношении. При этом эстетиче­ские качества здания или комплекса зданий могут быть подняты до уровня архитектурно-художественных образов, т. е. уровня искусства, отражающего средствами архитектуры определенную идею, активно воздействующую на соз­нание людей. Для достижения необхо­димых архитектурно-художественных качеств используются такие средства, как композиция, масштабность и др.

При решении экономических требований должны быть обоснованы принимаемые размеры и форма поме­щений с учетом действительных по­требностей населения, поскольку в ус­ловиях социалистического общества производство и распределение осуще­ствляются в интересах всего народа. Так, по мере решения жилищной проб­лемы в нашей стране повышается нор­ма жилой площади на человека, квар­тиры делаются более удобными по пла­нировке, имеют большую подсобную площадь, встроенное оборудование.

Экономическая целесообразность в решении технических задач предпола­гает обеспечение прочности и устойчи­вости здания, его долговечности. При этом необходимо, чтобы стоимость 1 м2 площади или 1 м3 объема здания не превышала установленного предела.

Снижение стоимости здания может быть достигнуто рациональной плани­ровкой здания и недопущением изли­шеств при установлении площадей и объемов помещений, а также внутрен­ней и наружной отделке; выбором наи­более оптимальных конструкций с уче­том вида зданий и условий его эксплуа­тации; применением современных мето­дов и приемов производства строитель­ных работ с учетом достижений строи­тельной науки и техники.

Для выбора экономически целесооб­разных решений СПиПом установлено деление здания по капитальности на четыре класса в зависимости от их на­значения и значимости. Например, зда­ние может быть отнесено к первому классу, если оно имеет I степень огне­стойкости и долговечности, выполнено из первосортных материалов, конструкции имеют достаточный запас прочнос­ти, если помещения в нем имеют все виды благоустройства, соответствующие его назначению, повышенное качество отделки.

Здания в зависимости от назначе­ния принято подразделять на граждан­ские, промышленные и сельскохозяй­ственные.

К гражданским относят здания, пред­назначенные для обслуживания быто­вых и общественных потребностей лю­дей. Их разделяют на жилые (жилые дома, гостиницы, общежития и т. п.) и общественные (административные, учебные, культурно-просветительные, торговые, коммунальные, спортивные и др.).

Промышленными называются здания, сооруженные для размещения орудий производства и выполнения трудовых процессов, в результате которых полу­чается промышленная продукция (зда­ния цехов, электростанций, здания транспорта, склады и др.).

Сельскохозяйственными называются здания, обслуживающие потребности сельского хозяйства (здания для содер­жания животных и птиц, теплицы, склады сельскохозяйственных продук­тов и т. п.).

Перечисленные виды зданий резко отличаются по своему архитектурно-конструктивному решению и внешнему облику. В зависимости от материала стен здания условно делят на деревян­ные и каменные. По виду и размеру строительных конструкций различают здания из мелкоразмерных элементов (кирпичные здания, деревянные из бре­вен, из мелких блоков) и из крупно­размерных элементов (крупноблочные, панельные, из объемных блоков).

По этажности здания делят на одно­этажные и многоэтажные. В граждан­ском строительстве различают здания малоэтажные (1—3 этажа), многоэтаж­ные (4—9 этажей) и повышенной этажности (10 этажей и более).

В зависимости от расположения эта­жи бывают надземные, цокольные, под­вальные и мансардные (чердачные).

По степени распространения разли­чают здания: массового строительства, возводимые повсеместно, как правило, по типовым проектам (жилые дома, школы, дошкольные учреждения, поли­клиники, кинотеатры и др.); уникаль­ные, особо важной общественной и на­роднохозяйственной значимости, возво­димые по специальным проектам (теат­ры, музеи, спортивные здания, административные учреждения и др.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функциональное зонирование | Планировочные схемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.