Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема природного и социального в развитии личности




Средовое влияние и развитие личности.

Границы генотипа и среды.

Общая характеристика биологических и средовых факторов.

Проблема природного и социального в развитии личности.

ПЛАН

 

На протяжении многих тысяч лет проблема соотношения при­родного (биологического) и социального в человеке была пред­метом активного обсуждения и ученых-гуманитариев, и предста­вителей естественных наук. Какую бы проблематику ни разрабатывал тот или иной психолог, он вы­нужден был определиться с ответом на вопрос о соотношении роли биологического и социального в развитии индивида. Поэто­му многие ученые справедливо считали и продолжают признавать эту проблему «центральной проблемой психологии» (А.Анастази и др.).

В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что психолого-педагогические концепции, где преувеличивалось значение одного из факторов и полностью ис­ключалась действенность другого, безвозвратно ушли в прошлое. Те, кого можно было бы с полным правом назвать «биологизаторами» или «социологизаторами», навсегда скрылись с научного горизонта.

Авторы всех современных психолого-педаго­гических концепций безусловно признают зависимость развития психики человека от генотипических и средовых факторов. Одна­ко разброс мнений разных специалистов был и остается весьма широким: от предельной минимизации воздействия одного из факторов (генотипа или среды) до почти полной его абсолютиза­ции.

Нельзя не отметить одну явно выраженную в современной на­уке и массовой культуре особенность отношения к проблеме био­логического и социального в человеке — большая часть ученых и обывателей тяготеют к тому, чтобы оценивать факторы среды как доминирующие. Сама по себе идея о возможности генотипа оп­ределять кроме физических признаков (рост, цвет волос, глаз и телосложения) особенности мышления и поведения индивида вызывает сознательный и подсознательный протест у боль­шинства людей. Причин этому несколько, выделим главные среди них.

Одной из первых причин можно назвать теоретические представления, господствовавшие в психологии (и гуманитарных науках) на протяжении XX в. Отечественная психология восходит к культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, которая признает действие генотипических факторов, но приоритет отдает факторам средовым («обучение ведет за собой развитие»). В аме­риканской психологии на протяжении второй половины прошед­шего столетия доминировал бихевиоризм. Его сторонники настаивали на том, что поведение человека полностью контролируется факторами окружающей среды. Бихевиористы утверждали, что внутреннюю, психическую работу человеческого разума не толь­ко невозможно изучить научными методами, но более того, такое изучение и не требуется для объяснения механизмов человеческого поведения.

Второй причиной является то, что действие генетиче­ских факторов не так очевидно и столь наглядно, как влияние средовых. Индивид, как правило, ясно осознает участие того или иного человека, тех или иных обстоятельств в принятии им жиз­ненно важных решений. Он может быть уверен, что стал актером, математиком или спортсменом под влиянием родителей, педаго­гов или каких-либо жизненных обстоятельств, но ему трудно пред­ставить то, как этому могла способствовать его генетическая кон­ституция. Для человека гены — абстракция, он не только не спо­собен ощутить и запомнить, как они воздействовали на выбор его жизненной стратегии, он даже не знает, в какой части тела они могут быть расположены.

В качестве третьей важной причины можно указать то, что большинству людей просто неприятно думать о том, что не они являются «хозяевами собственной судьбы». Утверждение о генотипической обусловленности развития личности как раз и под­черкивает факт детерминации этого процесса биологическими фак­торами. Поэтому многие склонны либо сознательно, либо подсоз­нательно игнорировать или отрицать действенность генотипа.

Важная особенность проблемы соотношения биологического и социального в развитии индивида состоит в том, что она отно­сится к числу вечных. Достижения в области естественных и гума­нитарных наук поставляют новые факты, заставляющие ученых постоянно корректировать собственные точки зрения.

Для современной психологии уже стало аксиомой то, что вли­яние оказывают оба фактора, и споры о том, какой из них доми­нирует, признаются непродуктивными. Еще в середине XX в. из­вестный американский психолог Анна Анастази говорила, что значительно важнее понять не то, какой фактор доминирует, а то, как уникальный набор генов человека взаимодей­ствует с уникальной средой. Ведь именно результатом это­го взаимодействия и является тот или иной человек — уникаль­ная, неповторимая личность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.