Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к лекции 6




Основными показателями психологической адаптации ре­бенка к школе являются формирование адекватного поведе­ния, установление контактов с учащимися и учителем, овладе­ние навыками учебной деятельности. Именно по этим крите­риям изучался характер поведения ребенка.

Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-пси­хологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения, т.е. примерно за тот же период, когда про­ходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобрета­ют новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спо­койны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполня­ют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контак­тах с детьми, либо в отношениях с учителем, им еще трудно выполнять все правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товари­щем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности этих детей, как прави­ло, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей (30%) проходит более длительный пери­од адаптации, несоответствие их поведения требованиям школы затягивает­ся: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми - они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или их реакция - слезы, обида. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Л ишь к концу первого полугодия реакция таких детей становится адекватной требованиям учителя.

Третья группа (14%) - дети, у которых социально-психологи­ческая адаптация связана со значительными трудностями; у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицатель­ных эмоций, кроме того, они не усваивают учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают ра­ботать в классе», «третируют детей», их реакции непредсказуемы, а некото­рые проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Необходимо обратить особое внимание на то, что за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорится, плохим поведением ребенка, могут скрываться самые разные причины. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении, мо­гут быть ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но это могут быть и дети, выросшие в неблагоприятных соци­альных условиях. Причиной нарушения социально-психологичес- кой адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация посто­янной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются у так на­зываемых просто «перегруженных» детей, не справляющихся с дополнитель­ными нагрузками. Основная причина нарушения и физиологической, и пси­хологической адаптации в этих случаях - постоянное действие стресса огра­ничения времени. «Перегруженные» дети живут в ситуации цейтнота и в школе, и дома. Они вынуждены работать в несвойственном им очень быстром темпе. Так или иначе плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательно понаб­людать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах труднос­тей адаптации к школе.

Попробуем определить, какие факторы, влияющие на успешность адап­тации, мало зависят от учителя, а какие - полностью в его руках.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу система­тического обучения. Организм должен быть функционально готов, т.е. развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды.

В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим на­пряжением. И это естественно, т.к. дети, функционально не готовые к обуче­нию, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети «не готовых» детей уже в начале года отмечаются неудовлетворительная реакция на на­грузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников.

Следует специально остановиться на таком факторе, влия­ющем на успешность адаптации, как возраст начала система­тического обучения. Не случайно дети шести лет в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетние. У шестилетних детей на­блюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низ­кая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития; поэтому многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 лет (до 1 сентября), а 6,5 года. По мнению психологов, именно в этот год (от 6 до 7 лет) формируются многие психологические новообразования: интенсивно развиваются механизмы регуляции поведения, формируются ори­ентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п.

Состояние здоровья - один из основных факторов, влияю­щих не только на длительность и успешность процесса адапта­ции к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, а тяжелее всего - у часто болеющих, имеющих хронические заболевания в компенсированном состоянии. У большей части из них в процессе адаптации к школе отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением или уг­лублением нервно-психических отклонений.

Но готовность к обучению и состояние здоровья ребенка - тот уровень развития и здоровья, который невозможно изменить быстро. Однако есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особен­но «не готовых» и ослабленных, - факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важные из них - рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня (см. лекции 1 и 2).

Одним из главных условий, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима и условий орга­низации учебных занятий, учебной и внеучебной нагрузки, методов препода­вания, содержания и насыщенности учебных программ возрастным возмож­ностям учащихся.

В качестве основных причин нарушения (срыва) адапта­ции можно выделить:

• неадекватность требований педагога, родителей;

• стресс ограничения времени, отрицательное подкрепление, противоре­чивость требований, завышенные требования и т.п.;

• перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);

• несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивиду­альным возможностям;

• нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;

• нарушения психического и физического здоровья;

• психологическую и функциональную неготовность к условиям и требова­ниям процесса обучения.

Признаками нарушения адаптации могут быть:

• изменения в поведении ребенка, снижение работоспособности и ка­чества работы;

• выраженные изменения организации деятельности (снижение темпа, со­кращение времени работы без отвлечений, появление трудностей переклю­чения с одного вида деятельности на другой и т.п.);

• повышенная утомляемость;

• двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, сонливость;

• снижение сопротивляемости (появление частых простудных заболеваний);

• неврозоподобные расстройства (навязчивые движения, страхи, беспо­койный сон, неустойчивость настроения, неадекватные реакции и т.п.);

• снижение массы тела;

• жалобы (головная боль, тошнота, боли в животе и т.п.);

• нарушение (снижение) качества учебных действий (нарушение почер­ка, «нелепые ошибки», «неиспользование» правил, фрагментарное восприя­тие заданий и т.п.);

• снижение учебной мотивации;

• повышение тревожности.

Необходимо подчеркнуть, что все эти признаки (или часть их) у детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у некото­рых могут появиться не в начале года, а у части детей - на самом сложном этапе - в середине третьей четверти (в феврале).

Именно поэтому необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей ра­боте функциональные особенности состояния организма школьника и его изменения на протяжении каждого урока, учебного дня, недели и учебного года, строя учебный процесс так, чтобы можно было варьировать величину и интенсивность нагрузки, чтобы можно было дать наиболее сложный материал в период оптимума, а требующий меньших усилий - тогда, когда меньше сил.

Мы рассмотрели основные признаки адаптации и дезадаптации на при­мере адаптации в 1-м классе, т.к. это один из наиболее напряженных вариан­тов адаптации ребенка к школе. Однако не менее сложной может быть адап­тация ребенка в 5-м классе (те же новые условия обучения и функциональная перестройка организма, связанная с половым созреванием). Возможен вари­ант сложной адаптации при переходе в старшую школу, даже просто в слу­чае перехода ребенка в новую школу. Еще раз подчеркнем: и учителю, и родителям необходимо уметь внимательно наблюдать за состоянием и пове­дением детей в период адаптации, для того чтобы вовремя заметить небла­гоприятные изменения и предотвратить срыв адаптации.

1. Охарактеризуйте этапы физиологической и психологической адапта­ции к школе.

2. Назовите причины проявления дезадаптации.

3. Заполните следующую таблицу.

Адаптация к школе
физиологическая (понятие) психологическая (понятие)
Этапы адаптации
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Виды адаптации (перечислить)
Характеристики успешной адаптации (перечислить)
Признаки нарушения адаптации (перечислить)

Лекция 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.