Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к лекции 7

1. Для чего педагогу необходимы данные о функциональной зрелости познавательных функций каждого ребенка?

2. Приведите пример негативного влияния неадекватных методик обуче­ния на формирование письма и чтения.

3. Как сказываются индивидуальные особенности развития на формиро­вании навыков письма и чтения? Приведите примеры, используя данные таб­лиц 1 и 2.


Лекция 8 Психофизиологические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения

Еще несколько десятилетий назад использование ТСО (технических средств обучения) было мечтой каждого учителя. Школы гордились телеуроками, воз­можностью включить на уроке видеопроектор или магнитофон... А сегодня все активнее происходит включение в учебный процесс компьютерных техно­логий, и не только на уроках информатики. Издаются компьютерные учебни­ки, от азбуки до физики, разрабатываются энциклопедии, иллюстративный и дополнительный материал, игры и т.п. Однако у нас в стране пока нет систе­мы экспертизы всех этих учебных пособий, не разработаны и методики рабо­ты с компьютером на уроке. Фактически нет ответов и на следующие вопро­сы: в каком возрасте и как можно проводить компьютерные уроки, как вклю­чать урок в расписание, как наиболее эффективно организовать работу на таком уроке? - и т.д.

Эффективность решения педагогических задач при использовании компь­ютера в учебном процессе определяется не только соблюдением всех гигие­нических требований к организации рабочего места (СанПиНы, 2002), эрго­номических требований к компьютеру, продолжительности работы, но и тем, какие программы используются при такой работе, насколько эти программы, их содержание соответствуют возрастным психофизиологическим закономер­ностям развития учащихся разного возраста.

Работа за компьютером (даже в течение 10-15 минут) - это интенсив­ная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания. Она связана не только с максимальной мобилизацией организ­ма (памяти, внимания, мышления), но и со значительным напряжением ме­ханизмов, обеспечивающих произвольную организацию и регуляцию дея­тельности.

Работа за компьютером сопровождается и достаточно высоким эмоцио­нальным напряжением. При этом чем интереснее, увлекательнее задание, тем выше может быть эмоциональная нагрузка. При работе за компьюте­ром ребенок испытывает статическое напряжение мышц, обеспечивающих удержание относительно неподвижной позы, мышц руки, кисти, пальцев. Ра­бота за компьютером - большая нагрузка для зрительного аппарата. На­грузка на глаза вызвана не только тем, что экран компьютера (даже самого совершенного) незаметно пульсирует, объекты не неподвижны, а порой дви­жутся в поле зрения с очень большой скоростью, но и тем, что в процессе работы необходим быстрый перевод взора с экрана на клавиатуру и об­ратно.

Специальные исследования доказали, что длительная работа за компьюте­ром ведет к нарушению зрения. Негативное влияние на функциональное состоя­ние организма может оказывать скорость подачи стимулов на экране монитора.

Особое напряжение организма вызывает статическая поза при работе за компьютером, связанная с напряжением мышц плечевого пояса (шея, плечи, руки). В компьютерных классах (при работе компьютеров) повышаются тем­пература воздуха, влажность, электромагнитное излучение.

В то же время работа за компьютером (если она правильно организова­на) имеет немало преимуществ: она интересна, увлекательна, развивает твор­ческие способности, внимание, память, мышление.

Работа за компьютером предъявляет требования к разви­тию ряда познавательных функций. Это:

• сформированность механизмов организации и регуляции деятельности - развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;

• развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;

• развитие сложно координированных движений руки (кисти, пальцев);

• развитие интегративных функций - зрительно-моторных и слухо-мотор- ных координации.

У большинства школьников все эти функции к началу обучения в школе недостаточно сформированы, их развитие идет постепенно от 7 к 1 0 годам. Работа за компьютером для детей этого возраста - напряженный вид учеб­ной деятельности, и именно поэтому так важна рациональная организация учебного процесса при использовании компьютера.

Эффективность и успешность любой учебной работы школьника младших классов определяется сформированностью механизмов организации деятель­ности, что обусловлено зрелостью коры и регуляторных структур мозга. Почти у 70% учащихся 6-7 лет эти механизмы не сформированы, поэтому произ­вольная регуляция сложных видов деятельности (к которой, безусловно, отно­сится работа за компьютером) затруднена.

Организация деятельности включает ряд последовательно реализуемых компонентов:

• концентрацию внимания, восприятие инструкции (задания);

• планирование работы (выполнение работы в определенной последова­тельности);

• работу без отвлечения и переключений в течение определенного време­ни (во 2-м классе - до 1 0 мин., в 3-4-м - до 15 мин.);

• контроль действий по ходу выполнения работы, коррекцию работы;

• возможность принятия помощи;

• завершение и собственную оценку работы.

Осознанная произвольная реализация и регуляция всех компонентов дея­тельности совершенствуется от 6-7 к 9-10 годам, однако в подростковом возрасте механизмы произвольной регуляции деятельности ухудшаются - зна­чит, для школьников 11-14 лет даже та работа, которая была вполне адек­ватной в 9- 10 лет, может стать сложной и напряженной.

Одним из ведущих компонентов организации деятельности является вни­мание. Способность ребенка сконцентрировать внимание на определенном задании и какое-то время работать без отвлечения постепенно повышается от 7 к 10 годам. Почти 70% первоклассников не могут эффективно организо­вать свое внимание, а время их работы без отвлечения составляет 3-5 минут. К 9-1 0 годам количество таких детей снижается (но у 30% остаются пробле­мы организации внимания). Однако время непрерывной работы без отвлече­ний у большинства не превышает 10 минут.

Для обеспечения эффективной организации внимания не­обходимо соблюдать следующие условия:

1. Включению в работу с компьютером должна предшествовать 1,5-2-ми­нутная подготовительная работа, обеспечивающая подготовку к новому виду деятельности. Это могут быть подготовка рабочего места, приготовление необ­ходимых материалов, расположение клавиатуры, коврика, мыши, принятие удобной позы, включение компьютера и необходимой программы для работы.

2. Эффективное и качественное выполнение задания в значительной мере определяется четкостью, ясностью инструкции. Нечеткость инструкции, непонят­ные слова, многоступенчатость действия создают помехи в восприятии, затрудня­ют его и снижают концентрацию внимания. Поэтому инструкция (любое зада­ние) должна быть четко сформулирована. Сложное (многоступенчатое) задание должно быть разделено на этапы и определена последовательность выполнения этих этапов. Кроме этого, должны быть четкие критерии завершения работы.

3. Объем каждого задания должен быть рассчитан на 3-5 минут непрерыв­ной рабош в 1 -2-м классах и 5-8 минут - в 3-4-м классах, на 15-20 минут в основной и до 30 минут в старшей школе. Мнение о том, что старшеклассники не устают при работе за компьютером, не соответствует данным специальных исследований. Доказано, что непрерывная работа за компьютером в течение 30 мин. является чрезмерно утомительной.

Работа учащихся на компьютере сопровождается значительным напряже­нием зрительного анализатора, снижением функционального состояния цент­ральной нервной системы и общей работоспособности. Степень утомления находится в прямой зависимости от длительности работы за видеотермина­лом: выраженное утомление наблюдается с 20-25 мин.; спазм аккомодации отмечается спустя 75 минут непрерывной работы, снижение функционально­го состояния слухового анализатора (слуховое утомление) - через 90 минут.

Введение офтальмотренажа на первом уроке информатики через 20-25 мин. работы на компьютере, как показали исследования, улучшает функциональное со­стояние организма, способствует повышению работоспособности учащихся до конца урока (45 мин.). Однако при продолжительности работы до 120 мин. положительный эффект от офтальмотренажа постепенно ослабевает (через 75 мин.) и исчезает (через 90-120 мин.). Следовательно, при 2-3-часовой работе на компьютере одного офтальмотренажа после 20 минут работы недо­статочно.

Полученные данные послужили основанием для разработки рекоменда­ций по организации рационального режима работы на компьютере для стар­ших школьников: непрерывная длительность работы не должна превышать на первом часе занятий 25 мин., на втором - 20 минут. После работы на компь­ютере указанной длительности необходим двухминутный перерыв для про­филактики зрительного утомления, т.е. для проведения офтальмотренажа. Затем работа может быть продолжена. Между уроками необходим 10-ми­нутный перерыв с выполнением физических упражнений (5 мин.) для профи­лактики общего утомления.

4. Работа за компьютером должна вестись в индивидуальном темпе (осо­бенно на начальных этапах при освоении навыков работы с мышью и клавиа­турой, при письме элементов и букв иностранного языка и т.п). Эти виды рабо­ты на начальном этапе требуют очень медленного, пошагового освоения каж­дого действия.

5. После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения.

Особенно сложна работа за компьютером в начальной школе. В процес­се такой деятельности и при занятиях иностранным языком ребенку часто приходится переключать внимание. Скорость переключения внимания в млад­шем школьном возрасте еще невысока, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. У детей этого возраста можно выработать реакцию пере­ключения внимания по словесной инструкции, но это достаточно сложно. Ус­пех зависит от четкости инструкции, которую дает взрослый, от того, выделе­ны ли в ней значимые условия, цель, задачи. Все это определит уровень и устойчивость внимания ребенка. Не следует забывать еще об одной особен­ности детей этого возраста - о трудности распределения внимания между разными видами деятельности.

Одновременное выполнение двух или более действий - чрезвычайно слож­ная, а порой просто не выполнимая для младшего школьника задача. При работе за компьютером неизбежно совмещение двух и более различных действий (читать текст на экране и одновременно работать мышью или ис­пользовать клавиатуру и т.п.).

Возрастные особенности организации деятельности, и прежде всего вни­мания, обусловливают необходимость определенной последовательности обу­чения детей работе с компьютером в начальной школе, включающей несколь­ко этапов:

1) общее знакомство с компьютером, его характеристиками;

2) технологию и безопасность работы;

3) технологию включения и выключения компьютера;

4) технологию работы с мышью;

5) технологию работы с клавиатурой;

6) технологию выполнения типовых заданий обязательного компонента ЭИ[3];

7) технологию выполнения типовых заданий дополнительных компонентов ЭИ.

На начальных этапах обучения (работа с мышью, клавиа­турой) категорически противопоказано форсировать темп ра­боты. Это связано с возрастными особенностями развития зрительно-мотор- ной координации (интеграцией взаимодействия системы зрительного и зри­тельно-пространственного восприятия и движений руки). Все это создает дополнительное напряжение при выполнении двигательных действий.

У значительной части школьников 7-8 лет (30-35%) недостаточно сфор­мированы и механизмы регуляции произвольных движений, и механизмы зрительно-пространственного восприятия. Это определяет сложность и дли­тельность формирования двигательного навыка, трудности формирования серийной последовательности действий, к которым относятся работа с мы­шью, и особенно освоение работы с клавиатурой, а также обучение письму латиницей.

При организации работы с учащимися необходимо:

• четко формировать и демонстрировать технику выполнения каждого действия;

• выполнять каждое действие медленно;

• объединять действия в серию только после освоения каждого действия.

Эффективная реализация движений требует напряженного зрительного

контроля, т.к. именно зрительный контроль является ведущим механизмом об­ратной связи, позволяющим оценить качество выполнения движений. Зритель­ный контроль при работе за компьютером (при формировании основных на­выков работы с мышью и клавиатурой) осложняется необходимостью посто­янного перевода взгляда на экран и с экрана - на мышь (клавиатуру). Лишь при правильной организации работы на начальных этапах обучения возмож­ны эффективное формирование навыков работы с мышью и клавиатурой, а также реализация более сложных учебных задач.

Работа за компьютером связана со сложнейшими процессами зрительно­го восприятия, различения и дифференцировки разного рода зрительной ин­формации. Особенно сложен для детей 6-7 лет процесс восприятия незна­комых символов (графических знаков, схем, моделей).

Следует учитывать, что максимальная длина безошибочно воспроизводи­мого текстового ряда в 7 лет составляет 5,4 символа, а в 1 0 лет - 6,4 симво­ла. Это создает ряд ограничений в подаче информации и определении ско­рости ее восприятия.

В 6-7 лет осуществляется переход системы восприятия на новый качествен­ный уровень. Этот период оценивается как сенситивный для развития инфор­мационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности школьника. Кроме этого, 6-7 лет - это период, когда переходят на новый уровень сенсорный анализ, опознание, классификация, обеспечивая как воз­можность восприятия новых сложных объектов, так и выработку новых этало­нов восприятия. Это и составляет основу работы за компьютером.

Несмотря на прогрессивное развитие, система восприятия 7-8-летних детей еще не достигает зрелого типа функционирования, и к началу обучения в школе ее возможности довольно ограниченны. Запоминание и опознание гео­метрических фигур в этом возрасте осуществляется по типу взрослого, а иден­тификация и различение букв еще затруднены и требуют вовлечения более сложных механизмов. Сохраняющаяся в 7-8-летнем возрасте высокая не­дифференцированная инвариантность опознания становится помехой для идентификации некоторых букв и цифр, значение которых меняется при по­воротах справа налево, сверху вниз (Р, Ь) и зеркальном вращении. В то же время это не касается букв симметричной конструкции (Н, А, 3) или заглав­ных и строчных (А и а), сохраняющих свое значение.

Одной из причин трудностей идентификации букв может быть недостаточ­ная сформированность их эталонов в перцептивной памяти. Возможность сли­чения букв с перцептивным эталоном ускоряет процесс их опознания, что важно для выработки навыка чтения. Несформированность механизмов за- печатлевания букв необходимо учитывать при использовании скоростного критерия чтения текстов на экране.

Вторая причина связана с возрастными особенностями процесса категори­зации зрительных стимулов. Достигая определенной степени зрелости к 7 го­дам, механизмы категоризации еще отличаются от свойственных взрослым. У взрослых присутствуют два принципа разделительного анализа, лежащие в основе категоризации: основанный на полном описании всех признаков объек­та и/или на выборе определенного информативного разделительного при­знака.

Категоризация на основе полного описания является более простым про­цессом и обеспечивает свойственный этому возрасту способ классификации. Категоризация, в основе которой лежит выбор ведущего разделительного при­знака, требует сопоставления разных признаков объекта, выделения значи­мого при игнорировании других, не значимых для данной задачи. Этот тип категоризации реализуется на более поздних этапах развития.

Для ребенка, начинающего обучение, чрезвычайно важна сформирован­ное^ основных анализаторных систем, и прежде всего зрительной. В этот период зрение находится в стадии становления. При нормальном развитии зрения в этом возрасте ребенок должен иметь определенный ресурс дально­зоркости (+1,0 диоптрии). Если же острота зрения равна 1,0 или запас даль­нозоркости слишком мал, возникает большой риск появления близорукости, особенно под влиянием различных неблагоприятных факторов. Кроме того, особенности детского зрения делают шестилетнего ребенка очень чувстви­тельным к нагрузкам, возникающим при работе с мелкими объектами - бук­вами, цифрами, знаками. Нарушения любых гигиенических требований к обу­чению: неправильная или недостаточная освещенность, неправильное поло­жение тетради или книги, расстояние от дисплея, неудачная поза - быстро приводят к утомлению и нарушению зрения.

В процессе развития деятельность ребенка усложняется в целом, сложнее и многообразнее становятся движения глаз, а также его взаимоотношения с другими сенсорными системами, и прежде всего рукой, совершенствуются зрительно-моторные координации.

Включение слов в процесс восприятия пространственных форм, соотноше­ний облегчает процедуру опознания, сличения, выделения. Именно в 6-7 лет дети осваивают основные пространственные соотношения, хорошо различа­ют положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соизме­рять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6-7 лет дети почти не допускают ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх - низ», «правое - левое», «над - под» и т.п. Это позволяет широко использовать такой вид деятельности при работе с графическими объектами, развитие простейших коммуникативных навыков и т.п.

В младшем школьном возрасте идет формирование и других видов чувстви­тельности - слуховой, кинестетической и тактильной, которые имеют большое значение в формировании различных видов деятельности.

В этом возрасте совершенствуется слуховая чувствительность, дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп. Однако тоны и звуки ребенок различает хуже, чем слова. Это также следует учитывать при использовании различных звуков в компоненте ЭИ «Знакомство с окружающим миром».

Кроме того, следует учесть, что ребенок быстро устает от фонового шума, от резких и пронзительных звуков, фоновый шум (например, сопровождение зада­ния музыкой) способен отвлечь ребенка от выполнения конкретного задания.

Одна из самых острых проблем детей 6-7 лет - трудность концентрации внимания. В этом возрасте дети, конечно, могут подчинять свои действия рече­вой словесной инструкции, направляющей внимание на определенный объект и его свойства, на организацию определенной деятельности. Но объем и уро­вень такого внимания, а также способность к его распределению еще очень низки. В 6-7 лет ребенок еще легко поддается реакции, возникающей на непосредственно действующие привлекательные раздражители, и быстро от­влекается. Именно поэтому такое большое значение имеет для детей этого возраста яркая картинка, особенно движущаяся. Именно поэтому сам про­цесс работы за компьютером эмоционально привлекателен. В то же время доказано: эмоции не должны быть сверхсильными, насыщенными. Такой вид деятельности не стимулирует, а, наоборот, дезорганизует ребенка. Отрица­тельно влияют на состояние детей и длительные (даже умеренные) психоэмо­циональные нагрузки. Ошибочным является утверждение о том, что ребенок не утомляется, если «ему интересно». Высокая эмоциональная насыщенность занятия (что и характерно для работы за компьютером) быстро истощает организм и приводит к напряжению и утомлению, которое ребенок может субъективно не оценивать как усталость.

Для того чтобы избежать чрезмерного утомления при работе за компьютером, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Рационально обустроить и оснастить рабочее место, удобно располо­жить клавиатуру, мышь, тетради, ручку или карандаш.

2. Уделить внимание качеству компьютерных программ: размерам, рас­положению и скорости подачи стимулов, фону (наиболее благоприятный - салатового цвета) и т.п.

3. Создать условия для соблюдения рациональной рабочей позы, которая обеспечивается соответствием рабочего стола и стула росту ребенка. Для де­тей с ростом 1 15- 1 30 см рекомендуется высота стола 54 см, высота сиденья стула - 32 см. Для детей ростом выше 1 30 см - 60 и 36 см соответственно. Стул обязательно должен быть с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взгляда (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть.

Поза ребенка - прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 ~ 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки долж­ны свободно лежать на столе, ноги - быть согнуты в тазобедренном и колен­ном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

Стол, на котором стоит дисплей, надо поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

4. Следовать определенному режиму работы за компьютером.

Непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взгляда непо­средственно на экране монитора, не должна превышать следующих параметров:

• для учащихся 1 -4-х классов - 15 мин.;

• для учащихся 5-7-х классов - 20 мин.;

• для учащихся 8-9-х классов - 25 мин.;

• для учащихся 10-1 1-х классов: на первом часе учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.

Оптимальное число занятий с использованием компьютеров в течение учеб­ного дня следующее:

• для учащихся 1 -4-х классов - 1 урок;

• для учащихся 5-8-х классов - 2 урока;

• для учащихся 9-1 1-х классов - 3 урока.

При организации производственного обучения в старших классах продолжи­тельность работы с компьютером не должна превышать 50% времени занятия.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил и требований имеет огром­ное значение для обеспечения высокого уровня работоспособности учащих­ся, их правильного физического развития, профилактики нарушений в состоя­нии здоровья, в том числе нарушений осанки и зрения.

5. Темп работы ребенка за компьютером не должен быть быстрым, «навязан­ным», по возможности ребенок должен работать в своем индивидуальном темпе.

6. Особое внимание следует обратить на детей с нарушением зрения и состояния здоровья. Необходимо сократить продолжительность их занятий за компьютером.

7. Для леворуких детей необходимы специальная мышь, специальное ос­вещение рабочего места.

8. После каждого занятия рекомендуется выполнить 2-3 упражнения для снятия напряжения зрения и расслабления мышц туловища.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Базовых учебных навыков письма и чтения. Анализ существующих методических подходов, их адекватность возрастным особенностям | Итоговая работа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.