Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические исследования как инструмент познания общества




Социология как профессия

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое фазовая плоскость? Как ведут себя фазовые траектории?

2. Что такое особая точка уравнения второго порядка?

3. Какой тип особой точки называется центром?

4. Какой тип особой точки называется узлом?

5. Какой тип особой точки называется фокусом?

6. Какой тип особой точки называется седлом?

7. Какие особые точки являются неустойчивыми?

8. Какие особые точки являются асимптотически устойчивыми?

9. Что такое область притяжения асимптотически устойчивой особой точки?

10. Дайте определение области управляемости.

 

Питер Бергер – американский социолог.

Это специалист в своей области. Он должен знать свою теорию. Это человек, который должен уметь соединять теорию с практикой. Это аналитик. Это человек, который должен владеть методами сбора, обработки, анализа информации. Также социолог может быть педагогом.

Социолог-аналитик Социолог-прикладник Социолог-педагог
1. Разрабатывает теорию 2.Исследования не проводят 1. Проводит какие-то исследования 2. Организационная работа   Он должен донести до учеников свои знания  

Лекция №5,6,7

 

Все социологические исследования можно разделить по тематике:

· Социально-экономическое

· социально-политическое

· социально-демографическое исследования.

В зависимости от типа:

· Разведывательное

· описательное (не предполагает выявлению причин существования какого-то явления (изучаемого))

· аналитическое (выявление причин) исследования

В зависимости от масштаба:

В зависимости от регулярности проведения:

· Точечные (разовые)

· Повторные: панельные (одних и тех же людей по одной и той же методике)

По доминирующей методике:

· Анкетный опрос (экспресс)

· Наблюдение

· Социальный эксперимент

Этапы исследования:

I. Составление программы исследования

II. Сбор информации

III. Обработка информации

IV. Анализ информации

V. Написание итогового документа (отчёт, аналитическая записка, таблица)

Составление программы исследования:

Программа – это есть документ, содержащий комплекс методологических, методических и организационных задач, которые должен решить социолог в процессе исследования.

1. Указана проблема (вопрос ответ, на который не содержится в обыденном знании)

2. Указаны объект (чаще всего это какие-то социальные группы) и предмет (какие-то характеристики объекта, которые интересуют социолога)

3. Поставить цель исследования (найти пути решения данной проблемы)

4. Задачи исследования – конкретные действия социолога, которые должен совершить социолог по пути своего исследования.

5. Разработать программу исследования.

6. Выдвижение гипотез

Политическая культура
1. Политическое воспитание 2. Референдум 3. Политические организации 4. СМИ 5. Интерес молодого человека 6. Заинтересованность государства 7. Обстановка в стране 8. Престижность политической деятельности 9. Обучение политическим наукам в учебном заведении 10. Воспитание в семье 11. Демократия в стране

Гипотезы записываются в программе.

Методы для сбора информации:

1. Методы опроса

2. Методы изучения документов

3. Метод наблюдения

4. Метод социального эксперимента

Объём выборки (количество человек), каким способом он будет опрашивать людей.

Программа обработки и анализа

Составление рабочего плана исследования

Сбор информации

Методы для сбора информации:

1. Методы опроса

2. Методы изучения документов

3. Метод наблюдения

4. Метод социального эксперимента

В анкете выделяется введение, во введении уточняется цель исследования, способ заполнения, способ возврата, гарантия анонимности. Основная часть – вопросы (30 вопросов). Пастортичка (пол, возраст, организация и т. п.)

Требования предъявляемые

1. Социолог не имеет право насильно заставить

2. Не имеет право подсказывать респонденту ответы

3. Не имеет право респондент выходить из помещения и уносить с собой анкеты

4. Запрещается переговариваться респондентам

5. Запрещается проводить опрос с посторонними лицами (заинтересованными лицами)

6. В удобное время, обязательно нужно договориться

Виды вопросов:

1. В зависимости от цели: результативные, функциональный:

· Контактные

· Вопросы-фильтры

· Контрольные

2. В зависимости от формы представления вопроса:

· закрытые (наличие шкалы ответов) открытые (ответ, на который респондент должен сформулировать самостоятельно и записать на специально отведенном для этого мест) полузакрытые (респондент может не только выбрать ответ из предложенного ему перечня, но и написать свой вариант на специально отведенном для этого месте)

· альтернативные (когда из нескольких предложенных вариантов ответа можно выбрать только один) неальтернативные (когда из нескольких предложенных вариантов ответа можно выбрать неограниченное количество ответов) вопрос-меню (респондент имеет право выбрать столько ответов, сколько пожелает)

· зашифрованные (обвести нужный ответ) незашифрованные (подчеркнуть нужный вариант ответа)

· бальные (ответы, на которые нужно дать баллами)

· расчётные (отвечая на них, респондент должен что-либо посчитать)

· вопросы на выявление мнения (ответы в виде развёрнутых суждений)

3. В зависимости от содержания ответов:

· о фактах

· о знаниях

· вопросы, в рамках которых нужно высказать какое-либо мнение

ЗАДАНИЯ

Найти вопросы закрытые (2,3,4,5), открытые (15, 61), полузакрытые (69, 40).

Найти вопросы альтернативные (10,16, 32, 77) и неальтернативные (7, 8, 132).

Найти вопросы, где ответы задаются в бальной форме (136-141).

Найти вопросы при ответе, на которые респонденту необходимо что-либо рассчитать (63, 64, 95, 96).

Найти вопросы-фильтры (86, 176)

Найти вопросы, с помощью которых выясняется мнение респондентов (135, 177, 79, 127).

Найти вопросы контрольные и основной (103-104, 32-33, 41-67, 51-71, 43-68).

Ошибки в 7, 8,9 вопросах

Требования:

1. Вопрос должен быть понятным

2. Не должно быть подсказки в самом вопросе

3. Шкала ответов должна быть однородной

4. Шкала ответов не должна быть перекошенная (число положительных и отрицательных ответов одинаково)

5. Нужен ответ «прочее / другое»

6. Должен быть ответ «затрудняюсь ответить»

7. Не желателен вопрос, в котором заключается несколько вопросов

8. Должна быть указана методика расчёта, если нужно что-то рассчитать




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.