Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы русской орфографии

Тема 5: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

ЛЕКЦИИ 6,7 (4 часа)

План:

1) Цель, задачи, принципы русской орфографии.

2) Содержание и этапы работы по орфографии. Понятие орфограммы, работа над ней. Работа над орфографическим правилом.

3) Методы и приемы обучения проверяемым, непроверяемым фонетическим написаниям.

4) Диктант как метод обучения. Виды диктантов.

 

Школьный курс русского языка имеет практическую направленность. Одна из основных задач курса – формирование орфографической грамотности, т.к. именно грамотность является необходимым условием культуры речи и показателем культуры человека.

В школьной программе орфография в V классе представлена как самостоятельный раздел (46 часов), а также рассредоточена по другим разделам курса как практический материал для изучения теории языка. Поэтому для изучения орфографических правил необходимы знания прежде всего по фонетике, а также по словообразованию и морфологии.

Орфография – это система орфографических норм современного русского литературного языка и раздел языкознания, опирающийся на эту систему. Орфография любого языка подчиняется определенным орфографическим принципам, которые составляют ее теоретическую основу. Под орфографическими принципами понимаются также закономерности современного русского правописания, которые определяют для пишущего выбор графического знака.

Орфография современного русского языка – это система с реально существующей теоретической основой, которая базируется на 5 орфографических принципах: фонемном (фонематическом), традиционно-историческом, фонетическом, морфологическом и дифференцирующем.

Фонематический принцип (основной в русской орфографии) предполагает единообразное отражение фонем (обозначение одними и теми же буквами фонем в сильной и слабой позиции (вода – водный; гриб – грибок).

Поэтому одним из основных учебно-языковых умений и навыков является распознавание орфограммы и разграничение сильных и слабых позиций для гласных, согласных (по глухости – звонкости, твердости – мягкости); усвоение способов проверки звука в слабой позиции (подбор однокоренных слов, изменение формы слова, сопоставление слов с одинаковыми морфемами).

Фонемные написания - это написания проверяемые, т.е. действует единое универсальное правило: при обозначении звуков в слабой позиции из вариантов букв нужно выбрать тот, которым обозначается звук в сильной позиции в пределах одной морфемы. Для этого звук из слабой позиции необходимо перевести в сильную: безударные гласные в корне проверяются ударными гласными однокоренных слов; безударные гласные в приставках и суффиксах проверяются ударными гласными таких же приставок и суффиксов в других словах. Учитывая омонимию приставок и предлогов, безударные гласные приставок можно проверять ударными предлогами: заведу - за реку.

Безударные гласные в окончаниях разных частей речи проверяются ударными гласными окончаний тех же частей речи с тем же грамматическим значением: мягкого – лесного. То же касается согласных: парные звонкие/глухие, твердые/мягкие в слабой позиции проверяются сильной позицией винтик – винт; косьба – косить.

На фонематическом принципе основаны следующие правила:

1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением:сторожил –сторож, сторожка;

2) в приставках: записать – запись;

3) в суффиксах: березовый – сосновый;

4) в окончаниях: чертишь – глядишь; на озере – на окне;

5) проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне: гриб – грибы; в приставках: подтолкнуть – поднять; в суффиксах: кедровка – кедровый;

6) парные мягкие и твердые согласные: в корне (весть – весточка), на стыке приставки и корня (вознести – возносить), корня и суффикса: (каменщик – каменный);

7) непроизносимые согласные (здравствуй – здравие).

Морфологические написания осуществляются с опорой на конкретные грамматические значения в соответствующей части речи, например, написание ь в существительных 3 скл. ж.р. – мышь и отсутствие этого знака у существительных м.р. – мяч.

Дифференцирующий принцип служит для различения значений слов - омофонов: компания – кампания, джин – джинн.

Традиционные написания необъяснимы с точки зрения современного произношения и морфологического строения слова: жизнь – цифра и др.

Фонетический принцип отражает реально произносимые звуки: разбег – расстрел.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия. Философия средних веков | Работа над орфографическим правилом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.