Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ социально-психологического климата в детском коллективе




Социально-психологический климат определятся как качественная сторона межличностных отношений, а также психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Кроме того, социально- психологический климат — это такое психическое состояние детей в возрастной группе, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального: отношений, настроений, чувств детей.

Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Основными признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

хорошее настроение детей в течение всего дня;

свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;

доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

способность детей занять себя интересным делом;

отсутствие детей-аутсайдеров;

возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;

отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;

информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;

высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого- либо из воспитанников;

желание участвовать к коллективной деятельности;

удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

Это самый простой анализ психологического климата в возрастной группе воспитанников дошкольного учреждения. Разумеется, абсолютно точной оценки он не дает, так как в большей части основан на наблюдении и фиксации имеющегося психического состояния. Но, тем не менее, по результатам подобного анализа можно составить достаточно достоверное представление о социально-психологическом климате в конкретной возрастной группе и определить пути и средства его возможной коррекции.

Динамичную картину можно получить, используя лонгитюдное исследование, направленное на длительное изучение некоторых переменных психологического климата в детском коллективе. Методика такого исследования («Климатическое облако»), предложенная А.Н. Лутошкиным, адаптированная и апробированная автором данного курса к детской группе, является компактной и несложной процедурой. Сущность методики «Климатическое облако» состоит в оценке психологического климата по двум параметрам: тональности настроения и общей активности. Таким образом, психологический климат понимается как общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными составляющими которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности воспитанников. Использование этого диагностического метода ограничено возрастом детей, поскольку принимать участие в подобном исследовании могут только старшие дошкольники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.