Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей

Средняя длина теля ново­рожденного равна 50-52 см. В первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно,

во 2-м квартале - на 2,5,

в 3-м - на 1,5,

в 4-м квартале - на 1 см в месяц.

Общая прибавка за 1-й год составляет около 25 см. Длина тела у 6-месячного ребенка равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитают 2,5 см, на каждый месяц свыше 6 месяцев прибавляют 1,5 см.

В течение 2-го и 3-го годов прибавки длины тела соот­ветственно 12-13 и 7-8 см. Далее рост становится относи­тельно равномерным до 12 лет (по 5 см в год).

 

Длина тела ре­бенка в 8 лет равна 130 см, на каждый недостающий год вычи­тается по 8 см, на каждый год свыше 8 лет прибавляют 5 см.

 

Средняя масса доношенного ребенка 3500 г, индивидуаль­ные различия ее возможны в пределах 2500-4500 г. В течение первых дней после рождения происходит физиологическая потеря массы тела в пределах 5-8% от исходной (150-300 г). Обычно масса тела восстанавливается к 7-8-му дню жизни, иногда этот процесс идет более медленно и заканчивается к 11-12-му дню жизни.

В первое полугодие жизни средняя при­бавка массы тела в месяц составляет по 800 г, во втором по­лугодии - по 400 г в месяц.(600,800,800,750, 700 и т.д.) К 4,5-5 месяцам масса тела увели­чивается в 2 раза, а к концу 1-го года жизни утраивается, со­ставляя 10-10,5 кг.

 

Масса тела ребенка 5 лет равна 19 кг, на каждый недостающий год отни­мается 2 кг, на каждый год свыше 5 лет прибавляется 3 кг.

 

 

У недоношенных и маловесных детей динамика массы те­ла отличается от показателей доношенных детей. Маловес­ные дети дают физиологическую убыль массы до 9%, рож­денные до 1000 г - до 15%. Восстановление массы тела у них происходит медленно — до 2 и более недель. Достижение мас­сы тела нормального доношенного ребенка (до 3200-3500 г и длины 50-51 см) у недоношенных и маловесных происходит к 1-1,5 месяцам (2000-2500 г масса тела при рождении), к 2-2,5 месяцам (1500-2000 г) и к 3-3,5 месяцам (1000 г).

Окружность головы у новорожденного равна 35-36 см, к 1 году - 46-47 см, к 5 годам достигает 50—51 см.

 

Окружность груди у новорожденного равна 34-35 см, к 1 году - 48 см. В 3-4 месяца обхват грудной клетки и окружность головы одина­ковые, а затем скорость обхвата грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки скорости роста головы используют следующие формулы. Для детей до 1 го­да окружность головы 6-месячного ребенка составляет 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см; на каждый последующий — прибавить 0,5 см; для детей 2-15 лет окружность головы 5-летнего ребенка - 50 см, на каж­дый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каж­дый последующий — прибавить 0,5 см.

 

 

Оценка полового развития ребенка. Половое развитие определяется конституциональными особенностями, кли-матогеографическими и социально-экономическими усло­виями, степенью урбанизации общества и имеет в значи­тельной степени индивидуальный характер. Для оценки по­лового развития принята комплексная схема, включающая время начала и окончания полового развития, его темп, а также последовательность появления и выраженность вто­ричных половых признаков. Половое созревание не ограничивается четко по длительности, но продолжается обычно около 2-3 лет у девочек и 4-5 лет у мальчиков. Нача­ло физиологического пубертата имеет довольно широкие возрастные пределы.

У 95% здоровых девочек вторичные половые признаки начинают появляться с 8,5—13 лет, у 95% здоровых мальчи­ков - в возрасте 9,5-13,5 года.

 

Начальным проявлением полового созревания у 85% де­вочек является появление зачатка грудных желез (телархе), у 15% начинают расти волосы на лобке. Первая менструация (менархе) обычно происходит спустя 18—24 месяца после на­чала роста грудных желез (средний возраст - 12,8 года, коле­бания от 10 до 16 лет). В первые 1—2 года после менархе цик­лы могут быть ановуляторными. Интенсивный рост тела у девочек (ростовой скачок около 25 см), в противополож­ность мальчикам, начинается рано, параллельно с увеличе­нием молочных желез и заканчивается с наступлением менархе

Половое развитие у мальчиков происходит постепенно и начинается с исчезновения подкожного жира в мошонке, по­явления ее пигментации и многочисленных мелких складок. Яички увеличиваются и опускаются на дно мошонки, начи­нается рост полового члена. Оволосение лобка вначале имеет женский тип, а с 16-17 лет переходит к мужскому. Появля­ются волосы в аксиллярных областях, пушок на верхней губе, щеках и подбородке постепенно заменяется остевыми воло­сами

 

Увеличивается гортань, происходит мутация голоса, часто появляются угри. Параллельно усили­ваются процессы сперматогенеза, хотя полноценная репро­дуктивная функция формируется значительно позже - к 16— 17 годам. Ростовой скачок (около 28 см) начинается в середи­не пубертатного периода и завершается в его конечной ста­дии

 

Таблица 7. Классификация стадий полового созревания у девочек (J. Tanner, 1969)

 

Ста­дия Развитие грудных желез, признаки (Ма) Подмышечное оволосение (А) Рост волос на лобке, при­знаки (Р)
       
  Препубертатное, увеличение только соска Отсутствует Препубертатное, отсутст­вие волос
  Железа и сосок при­подняты над поверх­ностью в виде не­большого бугорка; увеличивается диа­метр околососковой зоны Единичные прямые во­лосы в под­мышечных впадинах Редкие волосы, длинные, прямые или слегка вьющиеся, в основном на половых губах
  Железа и околосос­ковая зона увеличе­ны, но четко не кон-турируются Вьющиеся волосы в под­мышечных впадинах Более темные и грубые волосы, распространяю­щиеся по лобку
  Околососковая зона и сосок формируют вторичный бугорок   Густые, взрослого типа Волосы, не распространяющиеся мендальную поверхность бедер
  Взрослые контуры грудной железы с выступанием только соска   Волосы взрослого типа в виде фемининного тре­угольника, распространяются на мендальную поверхность бедер
         

S4

Таблица S. Классификация стадий полового созревания у мальчиков (J. Tanner, 1969)

 

Стадия Развитие половых органов, признаки (G) Подмышечное оволосение (А) Рост волос на лобке, признаки (Р)
  Пренубертатная длина яичек, менее 2,5 см Отсутствует Отсутствует
  Яичко более 2,5 см в длину. Увеличение мошонки, исчезнове ние розовой окраски. Небольшое увеличение полового члена Единичные прямые волосы в под мышечных впадинах Редкий рост слегка пигментированных и вьющихся волос, в основном у корня полового члена
  Рост полового члена в длину и ширину, дальнейшее увеличение яичек Вьющиеся волосы в подмышечных впадинах Более толстые и вьющиеся волосы, распространяющиеся на лобок
  Дальнейшее увеличение полового члена, яички большие, пигментация мошонки   Взрослый тип оволосения, не распространяющийся на медиальную поверхность бедер
  Половые органы взрослого по размеру и форме   Оволосение взрослого типа, распространяющееся на медиальную поверхность бедер и живот

 

Физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возраст­ными стандартами. При этом важно решить вопрос не толь­ко о соответствии длины и массы тела, окружности грудной клетки и других показателей возрасту ребенка, но и указать, насколько гармонично его развитие. Для детей школьного возраста эти показатели следует оценивать с учетом биоло­гической зрелости. Основные показатели физического раз­вития можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц

 

При индивидуальной оценке физического развития опреде­ляют уровень признака по его положению в центильном ря­ду.

Длина тела в этом случае оценивается 5 группами. По­казатели, попавшие в 25-75-ю центили, следует считать средними, в 10-25-ю - нижесредними, в 75-90-ю – выше - средними, в 3-10-ю - низкими, в 90-97-ю - высокими.

 

Гармоничным считается физическое развитие, при кото­ром масса тела и окружность груди соответствуют длине те­ла, т.е. попадают в 25—75-ю центили

.

При дисгармоничном физическом развитии эти показатели отстают от должных (10—25-я центили) или больше их (75-90-я центили) за счет повышенного жироотложения.

 

При резко дисгармоничном развитии масса тела и окружность груди отстают от долж­ных показателей (10-3-я центили) или превышают их (90-97-я центили) вследствие повышенного жироотложения.

 

Лекция 10.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физическое развитие детей | Нервно-психическое развитие ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.