КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей
Средняя длина теля новорожденного равна 50-52 см. В первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, во 2-м квартале - на 2,5, в 3-м - на 1,5, в 4-м квартале - на 1 см в месяц. Общая прибавка за 1-й год составляет около 25 см. Длина тела у 6-месячного ребенка равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитают 2,5 см, на каждый месяц свыше 6 месяцев прибавляют 1,5 см. В течение 2-го и 3-го годов прибавки длины тела соответственно 12-13 и 7-8 см. Далее рост становится относительно равномерным до 12 лет (по 5 см в год).
Длина тела ребенка в 8 лет равна 130 см, на каждый недостающий год вычитается по 8 см, на каждый год свыше 8 лет прибавляют 5 см.
Средняя масса доношенного ребенка 3500 г, индивидуальные различия ее возможны в пределах 2500-4500 г. В течение первых дней после рождения происходит физиологическая потеря массы тела в пределах 5-8% от исходной (150-300 г). Обычно масса тела восстанавливается к 7-8-му дню жизни, иногда этот процесс идет более медленно и заканчивается к 11-12-му дню жизни. В первое полугодие жизни средняя прибавка массы тела в месяц составляет по 800 г, во втором полугодии - по 400 г в месяц.(600,800,800,750, 700 и т.д.) К 4,5-5 месяцам масса тела увеличивается в 2 раза, а к концу 1-го года жизни утраивается, составляя 10-10,5 кг.
Масса тела ребенка 5 лет равна 19 кг, на каждый недостающий год отнимается 2 кг, на каждый год свыше 5 лет прибавляется 3 кг.
У недоношенных и маловесных детей динамика массы тела отличается от показателей доношенных детей. Маловесные дети дают физиологическую убыль массы до 9%, рожденные до 1000 г - до 15%. Восстановление массы тела у них происходит медленно — до 2 и более недель. Достижение массы тела нормального доношенного ребенка (до 3200-3500 г и длины 50-51 см) у недоношенных и маловесных происходит к 1-1,5 месяцам (2000-2500 г масса тела при рождении), к 2-2,5 месяцам (1500-2000 г) и к 3-3,5 месяцам (1000 г).
Окружность головы у новорожденного равна 35-36 см, к 1 году - 46-47 см, к 5 годам достигает 50—51 см.
Окружность груди у новорожденного равна 34-35 см, к 1 году - 48 см. В 3-4 месяца обхват грудной клетки и окружность головы одинаковые, а затем скорость обхвата грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки скорости роста головы используют следующие формулы. Для детей до 1 года окружность головы 6-месячного ребенка составляет 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см; на каждый последующий — прибавить 0,5 см; для детей 2-15 лет окружность головы 5-летнего ребенка - 50 см, на каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий — прибавить 0,5 см.
Оценка полового развития ребенка. Половое развитие определяется конституциональными особенностями, кли-матогеографическими и социально-экономическими условиями, степенью урбанизации общества и имеет в значительной степени индивидуальный характер. Для оценки полового развития принята комплексная схема, включающая время начала и окончания полового развития, его темп, а также последовательность появления и выраженность вторичных половых признаков. Половое созревание не ограничивается четко по длительности, но продолжается обычно около 2-3 лет у девочек и 4-5 лет у мальчиков. Начало физиологического пубертата имеет довольно широкие возрастные пределы. У 95% здоровых девочек вторичные половые признаки начинают появляться с 8,5—13 лет, у 95% здоровых мальчиков - в возрасте 9,5-13,5 года.
Начальным проявлением полового созревания у 85% девочек является появление зачатка грудных желез (телархе), у 15% начинают расти волосы на лобке. Первая менструация (менархе) обычно происходит спустя 18—24 месяца после начала роста грудных желез (средний возраст - 12,8 года, колебания от 10 до 16 лет). В первые 1—2 года после менархе циклы могут быть ановуляторными. Интенсивный рост тела у девочек (ростовой скачок около 25 см), в противоположность мальчикам, начинается рано, параллельно с увеличением молочных желез и заканчивается с наступлением менархе
Половое развитие у мальчиков происходит постепенно и начинается с исчезновения подкожного жира в мошонке, появления ее пигментации и многочисленных мелких складок. Яички увеличиваются и опускаются на дно мошонки, начинается рост полового члена. Оволосение лобка вначале имеет женский тип, а с 16-17 лет переходит к мужскому. Появляются волосы в аксиллярных областях, пушок на верхней губе, щеках и подбородке постепенно заменяется остевыми волосами
Увеличивается гортань, происходит мутация голоса, часто появляются угри. Параллельно усиливаются процессы сперматогенеза, хотя полноценная репродуктивная функция формируется значительно позже - к 16— 17 годам. Ростовой скачок (около 28 см) начинается в середине пубертатного периода и завершается в его конечной стадии
Таблица 7. Классификация стадий полового созревания у девочек (J. Tanner, 1969)
S4
Таблица S. Классификация стадий полового созревания у мальчиков (J. Tanner, 1969)
Физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. При этом важно решить вопрос не только о соответствии длины и массы тела, окружности грудной клетки и других показателей возрасту ребенка, но и указать, насколько гармонично его развитие. Для детей школьного возраста эти показатели следует оценивать с учетом биологической зрелости. Основные показатели физического развития можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц
При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень признака по его положению в центильном ряду. Длина тела в этом случае оценивается 5 группами. Показатели, попавшие в 25-75-ю центили, следует считать средними, в 10-25-ю - нижесредними, в 75-90-ю – выше - средними, в 3-10-ю - низкими, в 90-97-ю - высокими.
Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, т.е. попадают в 25—75-ю центили . При дисгармоничном физическом развитии эти показатели отстают от должных (10—25-я центили) или больше их (75-90-я центили) за счет повышенного жироотложения.
При резко дисгармоничном развитии масса тела и окружность груди отстают от должных показателей (10-3-я центили) или превышают их (90-97-я центили) вследствие повышенного жироотложения.
Лекция 10.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |