Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имидж персонала

Имидж (в переводе с английского языка — iтаgе — означает «образ»)

- это целостное представление об образе, которое остается в сознании лю-

дей, в их памяти. Каким должен быть человек, чтобы быть привлекатель-

ным для окружающих? А. П. Чехов подчеркивал в своих «Записных книж-

ках», что надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным фи-

зически. Таким образом, имидж связан как с внешним обликом человека,

так и его внутренним содержанием.

Отработка имиджа требует научного подхода, предполагающего сис-

темность, непрерывность и преемственность в имиджировании – реализа-

ции преднамеренно выстроенных образов в созидании имиджа.

На первый взгляд, может показаться, что красивым людям легче дос-

тичь привлекательного имиджа, а с ним и успеха. Практика доказывает, что

у преуспевающих людей могут быть недостатки во внешности: кривые, ко-

роткие ноги, лысая голова, черные, прокуренные зубы, длинный или слиш-

ком короткий нос, - но все это не мешает им быть счастливыми и уникаль-

ными на производстве и в семье. Они наслаждаются своими достижениями,

не завидуют достижениям других, не замыкаются на личных проблемах,

они вовлечены в жизнь общества.

Отмечают внешний и внутренний аспекты, составляющие целостный

облик человека. Внешний аспект составляется из множества элементов - от

обуви до головного убора: это и лицо, и одежда, и походка, и мимика, мане-

ры поведения, голос, жесты. Внутренний аспект имиджа имеет особо важ-

ное значение, потому что составляет духовную основу личности, ее мен-

талитет, интеллект, интересы, потребности, ценности, цели, смысл жизни,

мастерство, т.е. все, что представляет сущность человека, его предназначе-

ние в мире. Древнекитайский мыслитель Конфуций говорил, что человек

измеряется не с ног до головы, а от головы до неба. Это необходимо учиты-

вать в процессе создания обаятельного образа.

Современная наука построения имиджа, как целостного образа, выде-

ляет следующие разновидности частных имиджей:

- имидж среды обитания; принцип его формирования: чуть лучше, чем

у других;

- габитарный (от лат. Habitus - внешний облик имиджа, принцип со-

ставления его: учет особенностей внешности человека, его телосложения,

конституции, осанки, наружного вида, его лица, одежды, прически, тела,

походки; имидж проявляется в умении одеваться, опрятности одежды и

обуви, соответствует ли она одежде; в одежде, используемой на службе, -

сдержанная цветовая гамма; мужчина должен быть чисто выбритым, акку-

ратно подстриженным и причесанным независимо от того, идет он на при-

ем, в гости или находится на работе;

- деловой имидж; о человеке можно судить по тем вещам, предметам,

которые он создал сам, у менеджеров предприятия - это офис, деловые бу-

маги;

- вербальный имидж - мнение, формируемое в процессе речевого об-

щения (устного или письменного); способы формирования вербального

имиджа: «разговаривать, а не говорить», «говорить то, что хотят услы-

шать», «провоцировать улыбку», использовать нормированную речь, одоб-

ряемую обществом; если существуют проблемы с речью, вызывающие

барьеры в речевом общении (неумение ясно и четко излагать мысли в бесе-

де), следует избегать экспромтов в устной речи, тщательно готовиться к

встрече с собеседником; на становление позитивного вербального имиджа

влияют темп, выразительность, четкость устной речи;

- невербальный, поведенческий имидж создается на основе изучения и

учета воздействия жестикуляции, мимики, положения тела в пространстве;

при становлении положительного имиджа необходимо сдерживать то пове-

дение или действия, которые выдают негативные стороны характера, и пре-

подносить те, что доставляют удовлетворение партнеру по общению, учи-

тывать, что привлекает людей положение тела, при котором корпус повер-

нут к собеседнику, лицо проникнуто вниманием, взгляд доброжелательный,

отсутствуют негативные положения рук, ставящие барьер в общении; фор-

мированию невербального имиджа способствуют тренированность, ведение

здорового образа жизни, преодоление вредных привычек, установление ре-

жима дня, складывающийся из таких элементов, как физическая культура,

личная гигиена, трудовая и социальная деятельность, досуг, поскольку важ-

ным, по Платону, являются здоровье и красота души и тела;

- имидж учреждения, организации отражает то, к чему стремятся каж-

дый сотрудник и коллектив в целом, особенно важен для новых предпри-

ятий, учреждений, которые создаются, где важны внешние проявления - ди-

зайн, реклама, модернизация производственного процесса; форма работни-

ка, которая отвечает эстетическим требованиям, способствует развитию

дисциплины, сплоченности коллектива, формированию чувства гордости за

учреждение; этому позитивному со всех сторон имиджу содействует высо-

кая репутация учреждения, его успехи, степень стабильности коллектива,

его традиции, собственная символика, унифицированная одежда или ее

элементы (галстук, головной убор и т.д.).

Имиджирование - сложная, кропотливая и необходимая для людей работа,

потому она так ценится в развитых странах мира. Самое главное - необходимо поза-

ботиться о своем внутреннем содержании, о том, как мы проводим свою жизнь,

формируем жизненные навыки и установки. Истинно благородный человек не рож-

дается с великой душой. Он сам себя создает своими делами. Цели в имиджировании

должны соответствовать целям учреждения, в котором трудится человек, и целям

всего общества.

Именно деловой имидж позволяет создать первое впечатление о сотруд-

нике. Такой имидж в данном случае - его фирменный знак, его внешняя вывес-

ка. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет человека.

Деловой имидж – это то представление, которое вы создаёте сами о себе

как внешнее отражение вашей личности и как показатель ваших деловых и чис-

то человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше ваш профессиональный

авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоёвывать у них

признание и должное уважение.

Удачный деловой имидж влияет не только на восприятие вас окружаю-

щими, но и на ваше восприятие самого себя. Если вы выглядите хорошо, это

придаст вам смелость быть самим собой и чувствовать себя более уверенным.

Другими словами, ваш облик воздействует на вас в той же степени, в какой он

воздействует и на окружающих вас людей.

Этапы построения делового имиджа

Прежде чем приступить к созданию своего личного делового имиджа, не-

обходимо достаточно реалистично осознать, кто вы для окружающих и каков

ваш нынешний образ в их глазах. Редко кто может достоверно описать самого

себя. Чаще всего собственная самооценка бывает или абсолютно отрицательной

или совершенно положительной. Необходимо научиться непредвзято, оцени-

вать самого себя.

При создании делового имиджа необходимо учитывать ожидания людей.

Если вы хотите, чтобы вас уважали, надо вести себя так, как, по мнению людей,

вы должны себя вести в вашем положении. Значительная часть вашего имиджа

должна ясно указывать, что вы неизменно учитываете ожидания окружающих.

Решите, как бы вам хотелось, чтобы люди вели себя с вами на различных уров-

нях, и определите, как следует вести себя с ними.

Деловой имидж (как и всякий другой) следует строить на вашем искрен-

нем «я». Основа его привлекательности для людей, с которыми вы встречае-

тесь, заключается в том, что они должны видеть вас настоящего, а не какую-то

искусственную модификацию вашей личности. Вы, конечно, можете радикаль-

но изменить свой имидж, оторвать его от вашего естественного «я», но это бу-

дет продолжаться очень недолго. Вас выдадут непредусмотренные мелочи.

Отсюда следует, что при создании положительного делового имиджа не-

обходимо твёрдо придерживаться установленных рамок выбранного вами об-

раза и, в конце концов, заставить его стать неотъемлемой частью вашей внут-

ренней сути. Поэтому стабильность такого имиджа должна постоянно поддер-

живаться всеми имеющимися средствами, и, прежде всего созданием и сохра-

нением своего доброго имени, профессиональной чести. Важно не только ре-

шить, какой имидж вы хотели бы обрести для себя и своей работы, но также

быть последовательным в его повседневной демонстрации.

Построение имиджа - процесс сложный, многофакторный, специально

спроектированный, развивающийся по определенным законам и техно-

логиям, в котором выделяют важные этапы.

I этап - это изучение личностных характеристик, качеств, составление

«Я-концепции» с помощью тестов, технологий. Работу над имиджем следу-

ет начинать с формирования душевных, нравственных качеств, подчинения

общечеловеческим ценностям и законам общественного развития. Пленять

сердца может только личность, опирающаяся на достоинства и благопри-

стойное поведение. На начальном этапе осуществляется сбор информации

об идеальном образе, который избрали в качестве эталона в процессе имид-

жирования.

II этап - подбор характеристик, соответствующих роду или виду про-

фессиональной деятельности. Если формируется имидж руководителя, то

подбираются и культивируются качества лидера: ответственность, дисцип-

линированность, организованность, информированность, смелость. Прора-

батываются такие сферы, как окружение, друзья, семья, спорт, здоровье.

Кроме того, имидж создается и личностными чертами человека: пред-

приимчивостью, творческим типом характера, целеустремленностью, а са-

мое главное - верой в успех и свои силы. О человеке судят на основании то-

го, что он делает, как он выглядит, что он говорит и как он говорит.

III этап - работа над внешним видом. А для этого необходимо знать

свое лицо, себя, чтобы умело подобрать макияж (всегда будет модно то в

выборе косметики, что естественно), выбрать прическу, аксессуары, пар-

фюм, украшения. Определенное значение имеет выработка собственного

стиля в одежде. Общая характеристика делового стиля одежды: консерва-

тизм, умеренность, безупречная аккуратность и опрятность.

Привлекательный внешний вид, непринужденные манеры поведения,

гармония в телосложении, благородные привычки, обаятельная улыбка не-

произвольно очаровывают окружающих. Все это требует кропотливого тру-

да над созданием себя, своего облика, отработки правил поведения.

IV этап — работа над совершенствованием коммуникативных качеств

(речь, умение общаться, выступать перед аудиторией. Тот, кто умеет четко

выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Вписывать в

имидж актерские данные. Если необходимо, развивать умения увлекать ау-

диторию, заинтересовать слушателя, разрядить напряженную постановку шут-

кой.

Таким образом, имидж - это то, к чему стремится человек. Построение

делового имиджа предполагает наличие ясных целей такой работы. Нужно соз-

дать имидж, который будет соответствовать не только внутренней сути, но и

долгосрочным целям.

Основные формы выражения делового имиджа

Одежда является как бы внешней формой выражения делового имиджа,

она связана с характером и образом жизни человека. Поэтому очень важно убе-

диться, что одежда соответствует ситуации, иначе ваш имидж поблекнет, и ни-

кто не станет воспринимать вас всерьёз. Стиль одежды всегда должен соответ-

ствовать конкретной деловой ситуации. Простейший способ изменения вашего

имиджа – снять пиджак. Если вы пришли на собрание, а там все расслаблены и

сидят в одних рубашках, не «цепляйтесь» за свой пиджак. Снимите его, и вы

тут же станете частью коллектива. Точно так же, если вам нужно выглядеть бо-

лее официально, наденьте пиджак. Это особенно полезно знать женщинам, ко-

торые в отличие от мужчин не всегда находятся на работе в неизменном пид-

жаке. Но если они держат его под рукой, то могут мгновенно принять офици-

альный вид.

Манеры поведения как форма выражения делового имиджа весьма суще-

ственно влияют на его создание. Однако ими нужно пользоваться умело, по-

скольку, если ваше поведение по отношению к разным людям одинаково, это

не всегда пойдёт вам на пользу. Хорошие манеры начинаются с понимания

нужд других и стремления оказать им посильную помощь. Вы всегда должны

адаптировать свой личный стиль поведения к различным группам людей и от-

дельным личностям, чтобы обеспечить их расположение. Если требуется смяг-

чить ваше поведение, пойдите на это. Лучше приспособиться, чем потерять

клиента. Простая вежливость демонстрирует ваше понимание, что окружающие

вас люди тоже ранимы и заслуживают уважения. Ваш имидж может серьёзно

пострадать, если люди распознают в вас человека в целом грубого и вежливого

только в определённых ситуациях. Большинство из них желает видеть перед

собой не только специалиста, а, прежде всего приятного и любезного человека.

Положительный образ в глазах окружающих людей во многом зависит от

соблюдения Вами правил и условностей делового этикета. Благодаря наличию

этой формы выражения делового имиджа Вы приобретёте оттенок личного

обаяния. Соблюдение правил этикета не является чересчур обременённой обя-

занностью.

Практикой делового общения доказано, что никакая другая способность,

которой может обладать деловой человек, не даёт ему такого авторитета и воз-

можности быстро сделать карьеру, как умение хорошо говорить и грамотно пи-

сать. Человек, обладающий этими качествами, всегда более авторитетен, чем

тот, кто ими не обладает.

В деловом мире принято осмысливать своё поведение и заранее просчи-

тывать его успех, исходя из ответной реакции на произведённые действия. Вот

почему очень важно развивать в себе коммуникативную привлекательность,

основанную на законах поведенческой стратегии, соблюдение которых являет-

ся одной из важнейших форм выражения личного делового имиджа. Такая

стратегия предполагает следование нормам деловой этики, соблюдение правил

служебной субординации и требований культуры деловых взаимоотношений, а

также учёт этических и социально-психологических ситуационных особенно-

стей.

Другой коммуникативной формой выражения делового имиджа является

поведенческая техника, выражающаяся в умении использовать приёмы и спо-

собы поведения, которые обеспечивают наибольший успех. К ним относится

умение создавать благоприятный психологический климат деловой беседы или

коммерческих переговоров, аргументировать свои высказывания, опровергать

доводы оппонентам и умело его выслушивать, защищаться от некорректных

собеседников и партнёров, ставить вопросы и отвечать на них, использовать

приёмы психологической разрядки и т.п. Однако использование этих приёмов и

способов поведенческой техники может не дать ожидаемого успеха, если не

выбирать из них наиболее подходящее для данной деловой ситуации, т.е. если

не овладеть искусством поведенческой тактики, которая, так же как поведенче-

ские стратегия и техника, является важной коммуникативной формой выраже-

ния делового имиджа.

Подобно тому, как привлекательный внешний вид, хорошие манеры,

умение хорошо говорить и правильно вести себя в различных деловых ситуаци-

ях соответствуют представлениям об образе преуспевающего человека, так и

правильно оборудованный и хорошо оформленный интерьер рабочего офиса

способствует повышению делового статуса его хозяина, являясь как бы его

своеобразной визитной карточкой. Интерьер и оборудование офиса говорят о

многом: о достатке фирмы, её надёжности и основательности, солидности. По-

этому при построении делового имиджа надо стремиться к тому, чтобы место,

где вы принимаете людей, производило на них как можно лучшее впечатление,

чтобы атмосфера этого места способствовала повышению вашего делового ста-

туса, а не снижала его.

Внешний облик делового человека

Следует помнить, что внешний облик делового человека - это первый

шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит кодом,

свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в де-

лах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего

облика: имитация богатства считается в западном бизнесе весьма неэтичным

явлением.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешне-

му облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное по-

нятие - «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенден-

ции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консерва-

тивным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле слова (т. е. учитывая

все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться

следующими общими правилами:

• единство стиля;

• соответствие стиля конкретной ситуации;

• разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех

цветов»);

• сопоставимость цветов в цветовой гамме;

• совместимость фактуры материала;

• сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;

• соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бу-

маг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма.

Обычно одежда зависит от стиля жизни и места работы. В таких отрас-

лях, как финансы, юриспруденция, политика, бухгалтерский учет, консалтинг,

ношение строгой одежды имеет практически обязательный характер. В других

отраслях, например, в средствах массовой информации или рекламе, допустима

большая свобода.

Детали одного костюма должны также удовлетворять такому требова-

нию, как совместимость, т. е. соответствовать друг другу по следующим пара-

метрам:

• расцветка (детали костюма не должны резко контрастировать друг с

другом, недопустимо соединение «несочетаемых» цветов, таких, например, как

ярко-красный и ярко-зеленый, если этого не требует ситуация или униформа),

разумнее всего соблюдать правило «трех цветов»;

• фактура материала (предметы костюма не должны быть изготовлены из

ткани явно разной фактуры и плотности, например, из тяжелой шерсти и шел-

ка);

• сезонность (легкие летние брюки и юбки рядом с тяжелыми зимними

пиджаками и жакетами будут смотреться неуместно).

Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо оде-

тым каждый день обусловлена тем, что коллеги и начальство склонны, как пра-

вило, распространять вашу внешнюю аккуратность и на рабочие качества, та-

кие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах.

Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об

уважении человека по отношению к окружающим его людям.

Наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются,

как в манере преподнести себя окружающим через одежду. Одежда не делает

человека, но она делает 90% того, что мы в нём видим. Если человек не будет

выглядеть прилично, люди не поверят, что он говорит что-то важное. Известно

выражение «По одёжке встречают…». Одежда выступает здесь как своеобраз-

ный инструмент общения, как средство воздействия на поведение и отношение

других людей, поскольку в первую очередь о вас станут судить по внешнему

виду, а лишь потом по вашему разговору, манерам поведения и интерьеру ка-

бинета.

Часто прилично одетый человек всегда внушает большее доверие, чем

одетый кое-как или, напротив, подчёркнуто манерно.

В настоящее время принято считаться с советами модельеров. По их мне-

нию, основополагающим принципом при составлении гардероба является уни-

версальность одежды. Гардероб составлен не правильно, если в нём много ве-

щей, которыми редко пользуются. Не менее важное требование к одежде – её

опрятность, аккуратность.

Мода в деловом мире не есть что-то обязательное для всех. Однако если

подавляющее большинство людей начинает носить одежду нового стиля, ваш

консерватизм рискует оказаться смешным. В то же время слепое следование

моде также нежелательно, поскольку в сверхмодно одетом человеке прослежи-

вается желание казаться значимым, когда его истинное положение таковым не

является. Мода должна соответствовать вашей индивидуальности.

Красиво и изящно одеться человеку поможет его вкус, выражающийся в

умении подобрать фасон, покрой и цвет одежды, которые соответствовали бы

особенностям его фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года и назначе-

нию одежды.

Культура одежды делового мужчины

Если вы спросите, что такое «деловой мужчина», вам вряд ли скажут что-

то конкретное. Но если вы попросите описать, как он должен выглядеть, то по-

давляющее число ответов будет примерно начинаться так: «Это человек в кос-

тюме». Конечно, будут упомянуты и вежливость, и опрятность, подтянутый

вид, и многие другие факторы. Но главным, неотъемлемым атрибутом его

внешности практически единодушно и без запинки будет назван костюм. И это

действительно так. Самая распространённая и наиболее признанная на сегодня

одежда настоящих мужчин – это, несомненно, костюм. Можно с уверенностью

сказать, что он стал «рабочей одеждой» современного делового человека во

всех странах мира.

В рабочее время принято носить не слишком светлые костюмы. Тона кос-

тюмов в летнее время светлее, чем в зимнее. Тёмно-синий или тёмно-серый

костюм в тонкую полоску – наиболее распространённый тип костюма для каж-

дого случая. Дело в том, что иной раз трудно знать заранее, куда вас пригласят

вечером и удастся ли вернуться в гостиницу или домой для того, чтобы пере-

одеться. Лучше всего в качестве «базовой модели» приобрести себе костюм на

каждый день, т.е. костюм из материала неброского цвета в мелкую клетку или

полоску, и другой костюм, более строгий, из материала темно-серого, тёмно-

синего или чёрного цвета, в котором подобает присутствовать на мероприятиях

праздничных или торжественных.

Если оба костюма умело подобрать по цвету, то в некоторых случаях их

можно использовать, комбинируя один с другим. Эти два костюма может хо-

рошо дополнить комбинированный костюм спортивного типа, на каждый день.

Такой костюм теперь всё чаще надевают на работу. Он состоит из брюк и пид-

жака, которые могут отличаться по цвету и рисунку, но должны гармонично

дополнять друг друга. Так, к пиджаку в клетку или полоску лучше всего подхо-

дят однотонные брюки, а к брюкам в клетку или в полоску – однотонный пид-

жак. Лёгкий костюм из хлопчатобумажной ткани или искусственного волокна

для тёплого времени года стал теперь непременным реквизитом мужского гар-

дероба. Материал такого костюма может быть одноцветным либо с рисунком,

светлых или тёмных тонов – это зависит от имеющихся в вашем распоряжении

сорочек и туфель, которые должны гармонировать по цвету с костюмом.

Полным не подходят светлые, так называемые «пастельные» тона, но ес-

ли уж они используются, то желательно выбрать из них лишь «тёплые» (на-

пример, оттенки слоновой кости), так как холодные светлые тона – синеватый,

зеленоватый – оптически увеличивают фигуру. Чёрный цвет рекомендуется,

как правило, для торжественных случаев. Он особенно идёт светловолосым со

свежей кожей. Чёрный цвет удачно сочетается и с другими цветами – белым,

жёлтым, красным. Однако контрасты хороши для молодых, а людям зрелого

возраста лучше избегать подобных сочетаний. Коричневый цвет хорошо смот-

рится в шерстяных тканях, а его оттенки – шоколадный и каштановый – подхо-

дят к светлой коже. Зелёный цвет многими несправедливо отвергается, хотя его

тёплые оттенки – оливковый и липовый – неплохо освежают естественные

краски лица. Жёлтый цвет избирателен, он хорош для лета. Синий цвет более

других подходит для повседневной одежды. В сочетании с белым он молодит в

любом возрасте, ведь белый цвет – король всех цветов. Для мужчин среднего

роста и нормального телосложения ограничений в одежде не существует. Вы-

соким, стройным идёт одежда из двух частей и из ворсистых тканей. Полная

фигура требует осмотрительности при выборе, как материала, так и модели.

Особо хочется обратить внимание на то, что в ансамбле мужской одежды

велика роль сорочек. Сорочка всегда должна быть светлее самой тёмной нити в

костюме. Пёстрые и клетчатые обычно носят без галстука. Если же с галстуком,

то лучше – гладким. Сорочки спортивного типа застёгиваются под горло. Но-

сить сорочки с короткими рукавами не следует, поскольку манжеты сорочки

должны выступать из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра. На

все виды приёмов рекомендуется надевать белую (не трикотажную) сорочку с

крахмальным воротничком.

В костюме делового мужчины особая роль отводится галстуку. Галстук

почти всегда отражает вкус владельца. Иногда выбрать его очень трудно, по-

этому рекомендуется наряду с пёстрыми галстуками из шёлка, искусственного

шёлка или искусственного волокна приобрести два-три шерстяных однотонных

галстука, которые можно спокойно носить с любым костюмом. Однако универ-

сальными цветами для галстука был и остаётся малиновый и бордовый. Чёрный

галстук надевается только в знак траура или, если это положено, к форменной

одежде. Выбор галстука зависит от цвета и рисунка ткани костюма, а также его

фасона. К строгому деловому костюму подходят галстуки из натурального и

искусственного шёлка. «Бабочки» приняты только в официальных случаях. Они

должны быть выдержаны в изысканных тонах. Бант прикалывают только к

праздничным и строгим костюмам. Будет ли бант однотонным или пёстрым,

тёмным или светлым – это, прежде всего, зависит от назначения костюма. К

костюму из ткани в мелкий рисунок подходит любой галстук. Будет правильно

взять к пёстрому костюму однотонный галстук, если они гармонируют по тону.

При этом надо следовать двум правилам. Либо подбирают галстук так, чтобы

он был одного тона с костюмом, но светлее его или темнее, в результате чего

цвет галстука и костюма будут дополнять друг друга, либо костюм и галстук

должны быть контрастных тонов. Но этот контраст должен быть единственным

в вашем туалете. Трудности возникают и в том случае, когда вы хотите надеть

пёстрый галстук к костюму из ткани также с пёстрым рисунком. Общего пра-

вила, которого можно было бы придерживаться, здесь нет. Однако в этом слу-

чае следует иметь в виду, что рисунок костюма и галстука (например, полоска)

не должен повторяться. И ещё одна рекомендация - можно комбинировать два

отличающихся друг от друга рисунка, но не более. Галстук лишь тогда галстук,

когда он правильно завязан, а не болтается на шее, как верёвка. Зажимы на гал-

стуках не говорят о хорошем вкусе, и их не носят те, кто одевается со вкусом. В

крайнем случае, можно заколоть узел однотонного галстука булавкой.

Существуют всякого рода модные дополнения к костюму. Так, к празд-

ничному тёмному костюму обязательны белая сорочка, чёрные туфли и чёрные

носки. Из нагрудного кармана должен выглядывать уголок или краешек белого

платка. К сугубо строгому костюму необходимо иметь и перчатки, которые в

жаркую летнюю погоду можно держать в руке. Однако не следует слишком бу-

квально истолковать понятие «строгий костюм». В тридцатиградусную жару

даже на дипломатических приёмах иногда можно появляться в светлых костю-

мах. К комбинированному костюму (серые в полоску брюки, чёрный пиджак)

надевают белую сорочку с двойными манжетами (манжеты и воротничок

должны быть накрахмалены), серый галстук, черные туфли и темные носки.

Днём на работе вполне приемлем костюм клубного стиля, чаще всего это

тёмно-синий пиджак с блестящими пуговицами. Настоящий клубный пиджак

предполагает наличие эмблемы клуба на нагрудном кармашке справа.

Весьма значительна в мужской одежде роль шляпы, которую носят пре-

имущественно с пальто или плащом для защиты от холода. Шляпа всегда

должна соответствовать верхней одежде. Шляпы весной и летом носят более

светлые, осенью и зимой – тёмные. Не рекомендуется носить велюровые шля-

пы, а также чётные шляпы к пальто и костюму не чёрного цвета.

Что касается обуви, то надо знать, что для строгих костюмов рекоменду-

ется надевать туфли или ботинки тёмно-коричневого или чёрного цвета. Свет-

ло-коричневые или коричневые туфли совершенно не подходят к черному кос-

тюму, чёрные же туфли подходят к коричневому костюму. В летнее время к не-

тёмному костюму можно надевать цветную обувь. На приёмы нельзя надевать

сандалеты или сандалии. Ботинки на толстой подошве, грубые спортивные бо-

тинки и сандалеты подходят только к спортивной, но не к выходной одежде.

Лакированные надеваются только к смокингу.

Перчатки лучше всего иметь светло-коричневые, поскольку они подходят

к тёмно-коричневому или серому зимнему пальто. Черные перчатки надевают

только к совсем тёмному пальто. Надевая праздничный костюм, лучше всего

подобрать к нему матерчатые или кожаные перчатки нейтральных тонов. К де-

ловому костюму следует подобрать и соответствующее пальто, которое не при-

обретают так часто, как другие предметы одежды, хотя бы по чисто финансо-

вым соображениям.

У начинающего политика или средней руки бизнесмена должно быть в

гардеробе, по крайней мере, два пальто. Одно пальто – из лёгкой ткани такого

фасона, чтобы его было удобно носить каждый день, и чтобы в холодную пого-

ду к нему можно было пристегнуть тёплую подстёжку. Другое пальто – темно-

го цвета – подойдёт для любых торжеств и официальных встреч.

Вместе с тем не нужно стараться подавить окружающих богатством сво-

его костюма, свидетельствующим о вашей мощной кредитоспособности. В

большинстве промышленно развитых стран тяжёлые золотые перстни, цепочки

и браслеты, бросающиеся в глаза часы или излишняя пестрота галстука, могут

только зародить подозрение в вашей несерьёзности.

Конечно, даже самому удачливому нашему дельцу пока невозможно тя-

гаться с нефтяными шейхами или китайскими миллионерами из Гонконга, а все

попытки казаться похожими на них только вредят, так как имитация богатства

считается в деловом мире тяжёлым грехом.

Культура одежды деловой женщины

Для женщины, желающей добиться успеха в делах, очень важно помнить

о своей внешности, более того, поставить её на службу. Деловая женщина не

может прийти на работу просто в брюках и кофточке. В брючном костюме –

может, а в обычной кофточке и брюках – не может, поскольку это одежда для

дома. Деловая женщина никогда не придёт на работу сильно декольтирован-

ная, в платье без рукавов или в майке и без чулок. Во всём мире основная фор-

ма женской одежды для работы – это костюм. Платье можно позволить себе

только в жару и только однотонное. В гардеробе деловой женщины должно

быть две-три юбки, жакеты, две-три блузки. Менять туалеты желательно часто,

ведь одна и та же вещь, надеваемая каждый день, надоедает и «гасит настрое-

ние». Деловую одежду отличают классический покрой и многофункциональ-

ность. Особенно ценен хороший вкус, который проявляется в умении подби-

рать для своей одежды ткани по структуре и расцветке. Так худеньким лучше

всего шить или покупать одежду из лёгких «торчащих» тканей или из тканей с

большим ворсом. Полным, наоборот, пойдут тяжёлые, «падающие» ткани. К

тонким фигурам хорошо подходят ткани ярких расцветок с крупным рисунком,

с поперечными или косыми полосами, в крупную летку, а также однотонные

светлые ткани (белые, голубые, жёлтые и т.д.) с различными блестящими от-

тенками. Женщинам, имеющим полную фигуру, больше идут ткани с мелким

рисунком, продольными полосками и однотонные ткани тёмных расцветок

(чёрные, коричневые, красные и т.п.). Такой подбор цветов и рисунков объяс-

няется их световыми эффектами: в первом случае они как бы укрупняют фигу-

ру, во втором – делают её тоньше.

Ткани подбираются в зависимости от цвета и характера кожи, волос, лица

женщины. Ткани пастельных оттенков подходят только к хорошему цвету лица

и гладкой коже, не имеющей каких-либо изъянов, родинок и т.д. Голубой цвет

идёт блондинкам, обладающим ярким цветом лица. Для них также хороши ро-

зовый и оранжевый цвета, оттенки чёрного, белого, серого цветов. Рыжеволо-

сым не идут розовый, оранжевый и жёлтый цвета. Им подходит коричневый с

фиолетовым оттенком, зелёный или голубой цвета. Брюнеткам лучше носить

платья ярких тонов (красного, чёрного, фиолетового и т.п.).

В одежде должно быть два, максимум три предмета ведущего тона. Так,

если у вас чёрные пиджак и юбка, то следует иметь либо чёрные туфли, либо

чёрную сумку. Таким образом, цвета должны подбираться так, чтобы подчерк-

нуть основной доминирующий цвет или контрастировать с ним. Лучшими цве-

тами делового платья считаются тёмно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый,

тёмно-коричневый, серый, умеренно синий и светло-синий.

В одежде делового стиля предпочтение отдаётся не только гладкоокра-

шенным тканям названных цветов, но и различным вариантам полосок и клето-

чек в серых и серо-синих тонах. В то же время совершенно нежелательны гео-

метрические, растительные или абстрактные рисунки. В имидже деловой жен-

щины имеются и другие ограничения. В частности, не нужно первой появлять-

ся на работе в остро модной одежде, носить брюки, если работаете среди муж-

чин, и вообще одеваться в мужском стиле. Лучше всего надевайте костюм или

блузку с юбкой. Причём чрезмерно укорачивать юбку, повинуясь моде, не сле-

дует. Также не следует носить вещи, чересчур подчёркивающие вашу привле-

кательность (облегающие свитеры, джинсы). Может получиться так, что муж-

чины, вместо того чтобы слушать вас на переговорах, будут рассматривать ва-

ши достоинства. Кроме того, у них может сложиться впечатление, что вы в

первую очередь предлагаете убедиться в красоте своей фигуры, а не в деловых

качествах.

Туфли желательно носить простые на среднем каблуке, а чулки - телесно-

го цвета. Пальто и плащ должны закрывать юбку или платье. В специальных

случаях можно пользоваться спортивной одеждой хорошего качества. Для жен-

ской деловой одежды подходит платье с жакетом в тон. Блузка или блейзер

должны контрастировать с платьем, а свитер на работе, как уже отмечалось

выше, вообще носить не принято.

Волосы делают лицо привлекательным не сами по себе (хотя и это важ-

но), а в виде причёски. Главное, что должна сознавать каждая женщина, - это

то, что её причёска всё время должна быть в порядке. Волосы деловой женщине

лучше иметь средней длины – это значит, что они не должны напоминать при-

чёску мальчика или мужскую причёску, но и не должны быть ниже плеч.

Женщины с очень длинными волосами могут быть привлекательными, но не в

ущерб их служебному авторитету.

В психологическом плане тёмные волосы женщины ассоциируются с вла-

стностью, светлые же способствуют её популярности. Однако всякие экспери-

менты с волосами, особенно с цветом, снижают авторитет деловой женщины.

Особенно нежелательно, окрашивать волосы в два тона (различные пряди) и

более. Для каждой женщины очень важен выбор причёски.

Косметикой нужно пользоваться в меру и не употреблять броских цветов.

Запах духов должен быть также едва заметен, но сами духи – дорогими и тон-

кими. Не следует смешивать разные украшения – например, цепочки, бусы в

сочетании с брошкой.

Иногда женщины носят подследники с босоножками. Это не рекоменду-

ется. Подследники существуют только для того, чтобы носить их с туфлями без

чулок, но, как известно, деловая женщина без чулок прийти на работу не мо-

жет. Не следует также носить на работу лосины и легинсы. Эта одежда создана

для спорта, загородных прогулок, выходов в магазин и т.п., но не для работы.

А теперь о носовом платке. Где его нужно держать? Конечно, либо в кар-

машке, либо в сумочке, но никогда в рукаве платья или кофточки. Если носите

очки, оправа должна быть средних размеров, пластмассовая или роговая.

У каждой деловой женщины при себе должна быть ручка и карандаш,

причём желательно, чтобы ручка была с надёжным золотым или позолоченным

пером. Никогда не пишите дешёвыми ручками и огрызками карандаша: эта, на

первый взгляд, мелкая деталь может навсегда испортить вашу репутацию.

Незаменимым атрибутом должен стать атташе-кейс – кожаный, телесно-

коричневый, простой, без ярких металлических украшений. Если женщина

пользуется дамской сумочкой, то уж, конечно, кожаной и очень высокого каче-

ства (внутри сумочки должен быть полный порядок). Бумажник и кошелёк

приобретайте одного цвета, без узоров.

Одежда для приёмов

Исторически сложилось так, что приёмы играют очень важную роль в

развитии деловых контактов. Они проводятся с целью их углубления и расши-

рения. А также получения нужной информации в неофициальной обстановке.

К одежде для приёмов предъявляются более строгие требования, чем к

повседневному деловому костюму. Её выбор, прежде всего, определяется вре-

менем приёма.

На все виды приёмов, которые начинаются до 20 часов, можно надевать

костюм любого неяркого цвета, если только приём не устраивается по случаю

национального праздника, в честь или от имени главы государства, главы пра-

вительства или министра. На приёмы, устраиваемые по тем же поводам, но на-

чинающиеся в 20 часов и позднее, рекомендуется надевать костюм черного или

тёмного цвета.

Для вечерних приёмов используется фрак и смокинг, которые ранее слу-

жили исключительно вечерним костюмом. К смокингу надевают белую мягкую

сорочку, чёрный жилет и галстук-бабочку, чёрные туфли и тёмные носки. Смо-

кинг (однобортный или двубортный) шьют из тонкого сукна атласными отво-

ротами; по швам брюк с внешней стороны проходит атласная тесьма – галун.

Если вечером надевают фрак, то к нему полагается белый жилет, а в торжест-

венных случаях – чёрный. К фраку надевают накрахмаленную или полунакрах-

маленную машинку, белый галстук-бабочку (даже в случаях траура), лакиро-

ванные туфли, чёрные носки.

Фрак и смокинг надевают в том случае, если в пригласительном билете

указано «вечерний костюм». Если указано «малый вечерний туалет», это зна-

чит, что приглашённый должен прийти в смокинге; если смокинга нет, то мож-

но прийти в комбинированном вечернем костюме, но ни в коем случае нельзя

появляться во фраке. В официальной обстановке пиджак должен быть застёг-

нут. Во время танца нижнюю пуговицу пиджака не застёгивают никогда. Рас-

стегнуть пуговицы пиджака можно во время завтрака, ужина, обеда или сидя в

кресле. Цвет мужских носков должен быть темнее цвета костюма, что создаёт

переход от цвета костюма к цвету обуви. Наиболее подходящие цвета для нос-

ков – тёмно-синий, тёмно-серый, чёрный; носки в полоску или клетку не под-

ходят. Если во время беседы мужчина сидит, закинув ногу на ногу, он должен

следить за своими брюками, не допуская, чтобы выше носка была видна голая

нога. Не принято качать ногой, обнимать колени руками. Также не прилично

сидеть развалясь в кресле, покачиваться на стуле, сидеть на самом краю стула,

кресла, дивана. Требования к деловым женщинам, приглашённым на приём

также довольно специфичны, но здесь следует придерживаться строгих линий и

неярких тонов. Если приём начинается до 20 часов – костюм, платье-костюм,

шляпа. Шляпа за столом не снимается за исключением хозяйки приёма, которая

шляпу не надевает. На приёмы и обеды после 20 часов надевают вечерние пла-

тья – более нарядные и открытые, с рукавами или без, длина – по моде. Шляпу

к вечернему платью не надевают. Туфли на приёмы надеваются кожаные или

замшевые, на любом удобном каблуке, на вечерние приёмы – вечерние туфли,

которые могут быть из цветной кожи, плотных шелков, парчи и т.п. Перчатки:

чем короче рукав вечернего платья, тем они длиннее.

Женщина, садясь, не поднимает платье или пальто. Она может закинуть

нога на ногу, сидя на стуле, но не должна себе позволять этого, сидя в низком

кресле или на диване. В таком случае ноги следует держать вместе, т.е. колени

прижать друг к другу, обе голени наклонить в одну сторону.

Садясь в машину, женщине лучше не шагать» в неё, а лишь присев на

краешке сиденья, втянуть внутрь ноги. Выходя из машины, наоборот, подни-

маться с сиденья следует, уже опёршись ногами на асфальт.

Всякие рефлекторные действия обязательно следует контролировать.

Заключение

В наши дни профессиональный навык сам по себе ещё не обеспечивает

успешное осуществление проектов и не создаёт достойную репутацию в дело-

вых кругах. Для этого необходимо уметь расположить к себе аудиторию, кли-

ентов, то есть создать свой неповторимый деловой имидж. Не только в коммер-

ческой, но и в любых других профессиях, требующих личного контакта, удач-

ный имидж становится решающим фактором. Такой имидж очень важен и для

служебной карьеры. Данные исследования показывают, что имидж либо повы-

шает, либо разрушает шансы найти работу, не говоря уже о продвижении по

служебной лестнице. Деловой имидж следует считать важной составной частью

культуры делового общения, а обладание им - существенной личностной и

профессиональной характеристикой любого серьёзного человека. Суть созда-

ния такого имиджа состоит в том, чтобы заставить других людей видеть вас та-

ким, каким вы пожелаете, и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш

образ положительно. Основная цель таких усилий состоит в том, чтобы пре-

дельно использовать всё то хорошее, что заложено в человеке, и научиться из-

бегать тех отрицательных проявлений, которые принижают его профессио-

нальную и чисто человеческую репутацию.

Деловой имидж заключается в единстве всех форм его выражения. Имен-

но их гармоничное сочетание и постоянство проявления делают стабильным

доверие и уважение к деловому человеку со стороны его коллег, партнёров и

клиентов, создают у них уверенность в его компетентности, деловитости, мо-

ральной и физической надёжности.

Главное в культуре деловой одежды мужчин и женщин, как на работе, так

и на приёме - не ультра модность и роскошь, а чувство меры, вкус и целесооб-

разность.

Подбор костюма, цветовая эстетика всей одежды (рубашки, галстука, ту-

фель, носового платка), умение «сидеть» в костюме – всё это требует самого

серьёзного отношения. Даже такая мелочь – как пользоваться одеколоном.

Хорошие манеры делового человека при формировании его положитель-

ного делового имиджа имеют не меньшее, а, пожалуй, большее значение, чем

его внешний вид. Никогда не следует об этом забывать! Благодаря правильным

манерам легче и приятнее работать и, кроме того, обладать хорошими манера-

ми просто-напросто выгодно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природные комплексы | Имидж и его функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.444 сек.