Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Фуко. Витгенштейн

Фуко.

Этап «археология знания» – 60-е гг. 20 века. Он открывает новую страницу гуманитарных исследований - история систем идей. Философ – это не тот, кто легимитизирует создавшуюся систему знаний, порядок вещей, а это тот, кто, напротив, смотрит на различные возможности становления систем идей, на различные способы мыслить, на удовольствие мыслить иначе. Что такое философская деятельность? Это критическая работа мысли над самой собой. Знание – знание о человеке. История человеческой сексуальности, история медицины, история институтов исправления человека, история образования и т.д. Мы должны исследовать максимальное кол-во источников по этой теме, идеально – все. Археология – копать до конца, копать древность, копать материал для того, чтобы посмотреть всегда ли мы по этому вопросу считали, имели такую же точку зрения, как сейчас. Сексуальность – продукт 19 века. Знание оказывается не только историческим, но и изменчивым, но и устойчивым в рамках парадигмы. Эпистема – термин, введенный в произведении «Слова и вещи», способ мышления, который является неким рамочным определенной эпохи. Он имеет начало и конец. Эпистемический разрыв, происходит революция, возникает новая матрица мышления – эпистема, в рамках этой эпистемы возникают новые теории. Три эпистемы: Возрождение, новое время, современность. Нам важно само выделение этих парадигм. Отношение слов и вещей – базовый принцип любой эпистемы. Парадигма победила эпистему. Знание не является кумулятивным, накопительным. Новое строительство начинается, не глядя на предыдущие эпистемы, парадигмы по Куну часто не состыковываются, но иногда так случается. В каждой эпистеме есть своя истина. Фуко относится к истине совершенно не классически. Наши представления об истине парадигмально определены. Внутри эпистемы мы не замечаем этой рамки, чаще всего мы видим ее из другой эпистемы. Всякое знание о мире является изменчивым, у каждой эпохи свой набор принципов и процедур, эти процедуры претендуют лишь на относительную истину.

Понятие дискурса. Дискурс –центральное понятие философии с точки зрения Фуко. Это система знаков или текстов или (и) высказываний, тип или серия текстов и высказываний, функционирующих в одной и той же системе социальных отношений. Возьмем дискурс клинической медицины, она связана с институтом клиник и больниц, это тексты, высказывания и речи, продуцируемые в определенных институциональных ситуациях, которые продуцируются определенными людьми (кто говорит), определенные люди наделены таким полномочием вести дискурс, то как мы говорим и мыслим связано с предметностью и с определенной ситуацией, когда мы это высказываем, это социальная ситуация, связанная с институтом. Не всякий человек, высказывающийся о болезни, связан с этим дискурсом, он должен быть связан с институтом (быть врачом, окончить медицинский вуз). Нет чистого мышления, оно завязано в определенную практику. Ситуация не может быть исключена. Наша речь, наше мышление и наша социальность – один и тот же процесс. Так как все изменчиво, то все меняется вместе. То, что мы считаем нормой, связано с дискурсом. Поэтому до 1911 года шизофрении не было.

Тема смерти человека. Комплекс человечности – продукт нашей эпохи и он заканчивается. Придет новая эпистема. В классике это всегдашняя вещь. Кто в классике считает, что человек – это что-то другое? То, что мы сейчас считаем человеком, уходит.

Смерть автора. Да, текст кто-то написал, но как мы будем относиться к кому-то будет зависеть от дискурса. С точки зрения структурализма совершенно неважно, кто написал текст. Структуралиста это не интересует. Неважно сколько текстов написал Ньютон, ничего не изменится. Что такое автор? Автор – это функция дискурса. Это некая переменная величина, которая задается дискурсом. Мы можем теперь говорить не об авторе, а об функциях авторов в разных дискурсах. Значимость автора поколеблена. Неважно, что хотел сказать автор, потому что одно дело, что он хотел, другое дело, что он сказал, но важно, что мы смогли вычитать. Это воскрешение читателя. Теперь самая главная функция у читателя.

Смерть читателя. Кто читает? Определенный носитель определенного дискурса. Если читателей много, то не являются ли они функцией дискурса. Это стечение обстоятельств с точки зрения постструктурализма. Читатель тоже считается функцией дискурса. Он прочитал, но это не его заслуга. Мы не выбираем, мы лишь точка пересечения культурных дискурсов, мы задаемся вопросом, где здесь я, и наступает смерть читателя.

Витгенштейн. Гений, человек необыкновенно одаренный, аристократического рода. Он родился в Вене, получил хорошее образование, трое из детей этой семьи кончают жизнь самоубийством. Эти люди, которые были необыкновенно богатыми, идут на фронт добровольцами. В окопах пишет логико-философский трактат. Второй брат теряет правую руку, а он был пианистом. Брат начинает концертную деятельность с одной рукой. С окопов Витгенштейн вернулся знаменитым. Его приглашают в Оксфорд. Он формулирует базовые принципы философии, основатель философии языка. Чем может заниматься философ? Все укоренено в языке, но потом он разочаровывается, он уходит из блестящего мира, становится учителем деревенских детишек. Он починил им заводик. Через какое-то время он возвращается. Становится блестящим лектором. Часто он преподавал у себя дома. Студенты Оксфорда его обожали. Он отказался от состояния в пользу своих остальных родственников. Он пишет некие заметки, они не оформились в отдельную книгу. Они вышли в сборнике «Философские исследования». Они ищут философию как строгую науку. Строго можно говорить об анализе языка. Он предлагает следование классическому методу: разделить на части и, собирая, получим целое.

Язык – есть отражение реальности, а реальность состоит из положений дел, из фактов. Ситуация – это вещи в их отношениях с друг другом. Утопический проект. При анализе изменяется смысл высказывания. Язык – это совокупность языковых игр. Языковая игра – определенные типы высказываний и тексты, которые связаны с определенной социальной практикой. Язык нельзя понимать в отрыве от социальной практики. Оба знают негласные правила. В разных дискурсах слова могут иметь разные значения, они задаются той практикой, которая связана с языковой игрой. Правила, построение, семантика – все это задается в игре.

Слово (знак)

 

В неклассике смысл и значение начинают колебаться и плавать. У каждого слово есть денотат (основное значение) и конотат (второстепенное значение). В каждом дискурсе свое значение, нет основного и второстепенного, есть разные игры. Значение – это употребление.

Теория семейного сходства – теория, объясняющая как значения в разных языковых играх связаны между собой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: «Начало философии» | Лекция № 1. Специфические черты финансовых отношений:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.