Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и виды макроэкономического равновесия

Принцип непрерывности определяется динамичностью процесса ценообразования Это проявляется, на­пример, в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена Кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием производства устаревших товаров и освоением новых.

Целевая направлённость цен состоит в том, что необходимо четко определить приоритетные экономиче­ские и социальные проблемы, в решении которых должны использоваться цены. Примером может служить ориентация цен на освоение принципиально новой. Прогрессивной продукции, повышение ее качества. На эту продукцию не­посредственно после ее выпуска и до расширения ее производства устанавливаются цены, обес­печивающие максимальную (монополь­ную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен из­меняются на каждом этапе развития экономики.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании за­ко­нов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, закона спроса и пред­ложения. На­учное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъ­юнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также дей­ствующей системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства на пер­спективу, прогнозировать изменение уровня из­держек, спроса, качества товаров и др. Научность обоснова­ния цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при их установлении. Она трёбует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Важным элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами. Принципы — это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежа­щие в ее основе. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, их це­левая направленность, непрерывность процесса ценообразования, единство этого процесса и контроля за соблюде­нием цен.

Следует различать методологию и методику ценообразования. На основе методологии разрабатывается его стратегия, методики со­держат конкретные рекомендаций и средства разрабатывается его стратегия, ме­то­дики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии. По­этому методики — элементы методо­логии. Они объединяют целый ряд методов формирования цен. На­пример, разрабатывается методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообра­зовании природно-географического фактора и другие методики, предназначенные для разных уровней управления, для различных видов цен и групп продукции.

Основы методологии ценообразования

Методология ценообразования — это совокупность общих правил, принципов и методов разработки кон­цепции ценообразования, опре­деления и обоснования цен; формирования системы цен, управления це­нообра­зованием. Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила формиро­вания цен не меняются в зависимости от того, кто их устанавливает, каков срок их действия. Это является не­обходимой предпосылкой создания единой системы цен.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соб­людением цен состоит в том, что государ­ственные органы, устанав­ливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Такой контроль рас­пространяется прежде всего на продукцию и услуги, по которым осуществляется государственное регулиро­вание цен (газ, электроэнергия и др.). Контроль осуществляется и по тем товарам, на которые устанавлива­ются свободные цены. Цель такого контроля — проверка правильности применения установленных за­конода­тельством правил ценообразования. В случае нарушения дис­циплины цен на предприятия и организации нала­гаются админи­стративные и экономические санкции (штрафы и др.).

Лекция №2. Система цен и их классификация.

2.1. Определение системы цен.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены и др.), изводящихся в тесной взаимозависимости не взаимодействии. В осно­ве взаимосвязи цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов». Измене­ние цен в одном из основных бло­ков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки.

Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), металлур­гия. Так, изменение цен на энергоносители быстро отражается на уровне цен продукции всех отраслей эконо­мики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышлен­ности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства.

Различные блоки цен, входящие в единую систему, имеют не только прямые, но и обратные связи. На­пример, «волна» повышения цен в топливно-энергитическом комплексе через определенное время возвраща­ется в эти отрасли в виде удорожания потребляемых ими материально-технических ресурсов (машин, обору­дования, электро­энергии и др.).

В административной экономике повышение цен в базовых отрас­лях часто компенсировалось путем пре­доставления дотаций отрас­лям, потребляющим энергоносители. При переходе к рынку дотаций в таких широ­ких масштабах, как было прежде, быть не может. Это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во мно­гих отраслях, огромному бюд­жетному дефициту, взрыву инфляции. Отмена широкомасштабных дотаций привела к значительному уси­ле­нию взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более соответствую­щей требованиям рынка.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

все цены формируются на единой методологической основе, кото­рой являются законы стоимости, пред­ложения и спроса;

все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприя­тий, отраслей мо­жет быть производственной, экономической, техно­логической и др.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не только не исключает самостоятельного дви­жения отдёльных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предполагает такое дви­жение.

Тесная связь существует между системой цен и экономической средой, в которой они действуют. Эту среду составляют основные элементы рыночной экономики.

 

2.2. Классификация цен.

В зависимости от экономических признаков все цены в переход­ный период классифицируются по видам и разновидностям.

I. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслужи­ваемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:

оптовые цены на продукцию промышленности;

цены на строительную продукцию;

закупочные цены;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

розничные цены;

тарифы на платные услуги населению;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и Закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, не­редко со сменой форм собственности. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и опто­вые (отпускные) цены промышленности.

0птовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям. При переходе к рынку эти цены обеспе­чивают возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки произво-дства и реализации и полу­чить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рис. 2.1).

На основе оптовых цен предприятия производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показате­лей работы предприятия (фирмы).

 

Рис.2.1. Состав оптовой цены предприятия — цены изготовителя продукции

Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих опера­циях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может устанавливаться как на го­товые изделия полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы) в том числе управленческие. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособ­ность.

Оптовые (отпускные) цены промышленности,— цены, по которым предприятия и организации - потреби­тели оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям (рис. 2.2)

 

Рис. 2.2. Состав оптовой (отпускной) цены промышленности

Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены про­мышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или бир­жевых сделок), которая форми­руется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция кол­хозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных, подсобных хозяйств). На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации в которых учтены цены и количество продукции, реализованной по различным каналам (заготовительным организа­циям, по прямым связям торгов­лей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные цены, устанавливаемые по соглашению сто­рон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных заключается в том, что в ее состав не включаются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы). НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

Важнейшая проблема развития сельского хозяйства — обеспече­ние паритета цен в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена. Ценовой пари­тет в течение длительного времени постоянно нарушался, что приво­дило к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывалось на его экономике, сдерживало развитие этой важней­шей отрасли. Наиболее ощути­мый урон сельское хозяйство получает от инфляционного роста цен. Ведь результаты своего труда оно реа­лизует один раз в году — после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально-техни­ческие ресурсы постоянно, на протяжении всего года, когда цены непрерывно растут.

Поэтому сельскому хозяйству нужна постоянная экономическая и социальная поддержка государства (льготные кредиты, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.). Такая по­мощь оказывается, особенно в периоды посевных работ и уборки урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйст­венной техникой и др.). Во многих экономически развитых странах помощь сельскому хозяйству выражается в закупках государством по гаран­тированным ценам значительной части урожая, финансовой под­держке (суб­венциях).

Цены на строительную продукцию также имеют несколько разно­видностей. Продукция, строительства определяется по трем видам цен: сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строи­тельного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м—полезной площади, 1 м2 малярных работ и др.);

договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчи­ками и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием рыночных отношений.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис.2.3.

 

Рис. 2.3. Состав розничной цены

Включенный в розничную цену акциз — это косвенный налог на потребителя включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагае­мых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алко­гольные на­питки и некоторые другие товары.

НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как правило, составляет 20%. но установлены льготные ставки его по отдельным группам товаров (основные продукты пи­тания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их при­быль,

Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыноч­ной цены и быть многократно выше, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит также от мастерства лица, проводящего аукцион.

II. Важное практическое значение имеет классификация цен в зависимости от территории действия. По этому признаку различают цены:

единые, или поясные;

региональные (зональные).

Единые, или поясные цены могут устанавливаться и регулироваться с дарственными органами. Речь идет о таких видах продук­ции, как, например, газ. электроэнергия и некоторые другие. Регио­нальные цены могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формиро­вании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном ре­гионе. Региональными даются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных услуг, оказываемых населению, а также заку­почные цены на продукцию сельского хозяйства

III. Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов также широко используется в ценообразовании. Цена, кроме издержек про­изводства, вклю­чает издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Поэтому гео­графический фактор играет значительную роль в формировании цены. В зависи­мости от этого экономического признака различают:

цену ФОБ в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. В данном случае покупа­тель оплачи­вает все фактические расходы по транспортировке про­дукции до места назначения;

единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод ус­тановления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитыва­ется как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно вы­годна тем покупателям, которые удалены от места производства продукции, и фактические транспортные расходы в данном случае значительно превышают средние;

зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанав­ливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для разных зон эти цены явля­ются различными, поскольку они устанавливаются в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удален­ности зоны цена возрастает;

цены, определенные на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию, фактические цены продажи рассчитываются путем добавления к цене ближайше­го от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара.

В коммерческой практике часто употребляется цены «франко», включающие в себя цену производства товара и транспортные расходы по доставке. Термин «франко» определяет степень оплаты транспортных рас­ходов поставщиком, т.е. до какого пункта в пути следования груза от поставщика к потребителю расходы по доведению груза (транспортные и погрузо-разгрузочные работы) включены в цену и оплачиваются поставщи­ком.

«Франко - склад поставщика». Эта цена не включает в себя никакие расходы по доставке груза. Все за­траты, начиная с приемки товара и его погрузки в транспортное средство на складе поставщика, оплачивает покупатель.

«Франко - станция отправления». В эту цену включаются расходы поставщика по доставке товара на станцию отправления.

«Франко-вагон-станция отправления». В эту цену включаются расходы поставщика по доставке товара на стацию отправления и погрузке в транспортное средство.

«Франко-станция назначения». В эту цену включаются все расходы поставщика по доставке товара на станцию назначения.

«Франко – вагон – станция назначения». В эту цену включаются все расходы поставщика по доставке то­вара на станцию назначения и разгрузке транспортного средства.

«Франко- склад покупателя». В такую цены включены абсолютно все расходы поставщика по доставке товара на склад покупателя.

«Франко-граница». Эта цена включает в себя все затраты поставщика по доставке груза до границы страны покупателя и размеры таможенной пошлины, оплачиваемой поставщиком на территории своей страны.

IV. При переходе к рынку важную роль играет такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого признака различают:

свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием конъ­юнктуры независимо от государственных органов. Государство может добиваться изменения этих цен (их уровня) только путем воздейст­вия на конъ­юнктуру рынка;

регулируемые цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании опреде­ленное влияние государственных органов либо посредством прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким-либо аналогичным методом;

фиксируемые цены, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.

В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свобод­ные (рыночные) и регулиру­емые цены. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуе­мых товаров может меняться в зависимости от измене­ний, происходящих в экономике страны.

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Но полностью перейти только к ним нельзя и нигде в мире этого нет. Полностью свободное цено­образование идеально может проис­ходить лишь на товарных рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие инте­ресам экономики, общества в целом.

Но и в этом случае госу­дарство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся эконо­мических условий перейти к регулируемым или даже фиксирован­ным ценам.

V. Классификация цен в зависимости от новизны товара позволяет различать методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время. При выпуске новых товаров практика многих стран выработала целый ряд методов образования цен и стратегий ценообразования.

Этот вопрос подробно будет раскрыт в лекции №3.

VI. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот выражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами, в том числе ближнего зарубежья. Значительное влияние на уровень этих цен оказы­вают цены мировых рынков, отражающие условия производства и реализации в мировом хозяйстве. Внешне­торговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются спе­циальные цены поставки на экспорт. На­пример, для продукции ма­шиностроения, поставляемой на экспорт, до последнего времени применялись над­бавки к оптовым ценам за экспортное и тропичес­кое исполнение. По некоторым видам дефицитной продукции при поставке на экспорт к ценам добавляется таможенная пошлина. На импортные потребительские товары розничные цены устанавливают­ся во многих случаях свободными, исходя из соотношения спроса и предло­жения. Уровень мировых цен учитывается и в розничных це­нах на услуги, например, гостиниц для иностран­цев.

VII. Особую группу образуют цены используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет ме­тоды статистического наблюдения, изучения и анализа сложных явлений ценообразования и ис­пользования цен. К основным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем система­тизации и определения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регист­рацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Проводится также изуче­ние цен по их элементам.

К ценам, используемым в учете и статистике, относятся текущие, средние, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять ди­намику фи­зических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщен­ными.

В статистике широко используются расчеты индексов цен, в част­ности, индекса потребительских цен, ха­рактеризующего уровень жизни населения. Индексы цен производителей (индексы оптовых цен предприятий, индексы цен на продукцию строительства, индексы цен на продукцию сельского хозяйства, индексы транс­порт­ных тарифов и др.), а также индексы потребительских цен исполь­зуются для оценки показателей системы национальных счетов, и прежде всего валового внутреннего продукта. Эти показатели ис­пользуются для меж­дународных сопоставлений.

При проектировании технически сложных изделий определяются лимитные (предельно допустимые) цены. Они служат исходной ба­зой для расчета оптовых цен на эти изделия. Прогнозные (ориенти­ровочные) цены рассчитываются научно-исследовательскими орга­низациями, разрабатывающими прогнозы развития отраслей и про­изводств. Роль этих цен в условиях перехода к рыночным отношениям значительно возрастает.

VIII. В настоящее время для анализа уровней и динамики товарных цен используются главным о6разом регулярно публикуемые цены. Обычно публикуются:

1) цены фактических сделок;

2) биржевые ко­тировки;

3) цены аукционов и торгов;

4) цены, приводимые в общих статистических источниках;

5) цены предложений крупных фирм:

6) справочные цены.

Наилучшим критерием для суждения об уровне и динамике цен являются приведенные цены в фактиче­ских сделках и договорах, со­ответствующих обычной коммерческой практике. Но эти цены, как правило, пуб­ликуются не регулярно, в лучшем случае появляются в печати лишь по отдельным операциям, что недоста­точно для состав­ления динамических рядов.

Применение фактических цен дает полезные результаты, когда предварительно проанализированы усло­вия этих сделок, и экономическая ситуация, в которой они осуществлялись, так как не все фактические сделки типичны и представительны для суждения об уровне цен. В част­ности, это относится к ценам по операциям, осуществляемым между монополиями и их филиалами, известным под названием, трансфер­тные цены. Отра­жающие по существу закрытый товарооборот, эти цены в ряде случаев условны, так как уровень в большей мере зависит от того, на чьем балансе решено сосредоточить в конечном счете при­быль от этих операций, формально они не должны отличился от цен мирового рынка, однако, отчитываясь перед налоговым ведомст­вом каждой отдельной страны за часть своих операций, компании нередко манипулируют такими ценами, за­нижая их соответственно в странах с низким налогом на прибыль в целях сокрытия части прибылей.

Биржевые котировки представляют цены товаров являющихся объектами биржевой торговли; в основ­ном они отражают фактические сделки, и в этом их существенное преимущество перед справочными ценами. Биржевые котировки чутко реагируют на изменения эконо­мической конъюнктуры, в каждый момент отражая несоответствие между спросом и предложением.

Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж, так, как отражают, как правило, реальные сделки. Различают два способа уторгования цен на аукционах: аукционы с повышением цены и аукционы с пониже­нием цены.

Торги практикуются при сдаче подрядов на выполнение определен­ных работ, продаже и покупке машин, оборудования и ряда других товаров согласно заранее объявленным организаторами основным ус­ловиям. Торги используются в основном государственными учрежде­ниями и городскими властями при строительстве электростанций, портов, дорог, ирригационных и других крупных сооружений.

Средние цены по статистическим источникам. Для выявления данных о ценах большое значение имеют такие источники экономи­ческой информации, как промышленные, аграрные и торговые пере­писи, статисти­ческие данные внутренней и внешней торговли. Большинство этих источников не публикует конкретных цен на от­дельные товары, а приводит лишь первичные данные о стоимости и количестве тех или иных изготов­ленных, проданных, вывезенных и ввезенных товаров, на основании которых можно исчислять соответ­ст­вующие средние цены и получать цены за ряд лет.

На основе промышленных и торговых переписей по массовым стандартным товарам определяются сред­ние цены, действующие во внут­ренней торговле. Делением стоимости произведенного товара за определен­ный период времени на его количество определяется цена продавца, а делением стоимости проданных за оп­ределенный проме­жуток времени товаров на количество - цена покупателя.

Статистика внешней торговли позволяет определить: средние цены по всему экспорту какого-либо товара из определенной страны деле­нием стоимости вывезенного за тот или иной период товара на его количество, или средние цены но экспорту в отдельную страну, под­считываемые тем же способом; средние цены по всему импорту како­го-либо товара определенной страны или по импорту из отдельной страны, получаемые указан­ным выше путем. По массовым, однород­ным, стандартным товарам средние внешнеторговые цены более пока­зательны, чем обычные справочные цены, так как являются средневзвешенными. Публикуемые же спра­вочные цены не связаны с объемом реальных операций и часто вовсе не имеют за собой конкрет­ных сделок, а представляют лишь запросы продавцов.

Справочные цены представляют собой цены, публикуемые в специ­альных справочных изданиях, катало­гах, прейскурантах, журналах, газетах и пр. В большинстве случаев они в той или иной степени отклоняются от цен фактических сделок, поскольку продавцы обычно предоставляют со справочных цен разнообразные скидки. В ряде слу­чаев справочные цены представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного качества и количества, специфики, размеров, химического анализа и т.п. в том или ином зара­нее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте), к которым применяют специ­альную шкалу приплат и скидок за отклонения условий заказа от основных показателей. В результате цена, фактически устанавливаемая покупателем, существенно отли­чается от публикуемой базисной цены.

Характерная черта справочных цен - их относительно небольшая подвижность; справочные цены могут сравнительно мало меняться при изменении конъюнктуры рынка, тогда как скидки и надбавки чаще подвер­гаются пересмотру, что приводит к соответствующему изменению фактических цен. Приплаты и скидки дают возможность продавцам, не меняя объявленных цен, фактически повышать или понижать их, когда того тре­буют рыночные условия, но делая это предметом гласности, в чем крайне заинтересованы монополии, про­водящие политику дифференцированных цен.

В современной практике применяются следующие основные виды скидок: скидки при покупке товаров за наличный расчет; скидки за количество или серийность; общие скидки с прейскурантных цен на товары, предназначенные для мелкооптовой торговли дилерские скидки, предоставляемые посредникам по сбыту; специальные скидки для привилегированных категорий покупателей, в заказах которых заинтересованы про­давцы; сезонные скидки за покупку вне сезона; экспортные скидки, предоставляемые иностранным покупате­лям в целях повышения конкурентоспособности; скрытые оливки, предо­ставляемые покупателю в виде скидок на фрахт, беспроцентных или льготных кредитов; скидки за возврат ранее купленного товара; скид­ки при про­даже подержанного оборудования.

Для современного мирового рынка характерна множественность цен. По одному и тому же товару на рынке может действовать не одна цена, а ряд различных по уровню цен, зависящих от многих причин. Среди факторов, обусловливающих множественность цен можно вы­делить следующие группы: политика монополий, проводящих систему цен, дифференцированных по рынкам и категориям покупателей (сег­ментация рынка); государственно - монополистические (торгово-политические и валютные) мероприятия; организационные структуры и формы торговли; условия производства и сферы использования.

Множественность цен наблюдается как во внутренней, так и в меж­дународной торговле, но различие цен внутреннего и внешнего рынков нельзя квалифицировать как множественность цен.

С точки зрения мирового рынка наибольший интерес представляют оптовые цены, поскольку это цены на крупные партии товаров, к тому же свободные от налогов и сборов розничной торговли. Приблизительно можно считать, что уровень мировых цен на 30-40% ниже уровня именно оптовых цен. На участке же оптовые - розничные цены происходит удвоение цен в среднем. А в целом, таким образом, на участке мировые - роз­ничные цены происходит рост цен примерно в 2,5 раза.

Условия таможенно-тарифного и валютного режимов, внутреннего налогообложения, наряду с другими протекционистскими мерами и регулирующей деятельностью государства, являются основными при­чинами наличия иногда огромной разницы между внутренними и ми­ровыми ценами.

В промышленно развитых странах внешнеторговые цены, как пра­вило, ниже внутренних. При переходе импортных товаров на внутрен­ний рынок импортные цены становятся выше. При выходе товаров на внешний рынок внутренние цены "очищаются" от разных налогов и сборов, превраща­ясь в экспортные.

В развивающихся странах, наоборот, внутренние цены обычно ни же мировых, поскольку монополии скупают продукцию мелких производителей, как правило, по монопольно низким ценам, а на внешнем рынке продают ее по высоким.

Множественность цен во внешней торговле создает значительные трудности при определении, а тем бо­лее при конкретном выборе ми­ровых цен среди фактически действующих на рынке.

В современной действительности внешнеторговую цену можно рассматривать в качестве мировой, если она удовлетворяет следующим основным требованиям: это должна быть цена, по которой осуществ­ляются обычные крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, взаимно не связанные экспортные или импортные опера­ции; платежи по таким коммерческим операциям дол­жны производиться в свободно конвертируемой валюте; это должны быть цены не случайных, а регулярных экспортных или импортных ком­мерческих сделок, заключаемых в важнейших центрах междуна­родной торговли, где постоянно осуществля­ются значительные по объ­ему внешнеторговые операции.

Таким образом, в современных условиях под мировой ценой следу­ет понимать цену, по которой осущест­вляются крупные коммерче­ские экспортные или импортные раздельные операции, носящие регулярный ха­рактер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте.

Практически мировые цены в этих условиях — это экспортные цены основных поставщиков данного то­вара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то по готовым изделиям и оборудованию решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции цены | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.