Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полиэтничность российских регионов

Как ранее было сказано, регионализация в культурной сфере проявляется также в усилении этнической и национальной идентичности человека. Россия всегда была многонациональной, полиэтничной страной. Вся история существования нашей страны является фактором полиэтничности и многонациональности. Культуролог 20 в. Н.И. Ульянов писал: «Русский народ почти неуловим при статистическом методе изучения. Каждый русский может быть отнесен либо к великорусам, либо к украинцам, либо к полякам, немцам, грузинам, армянам: Гоголь – украинец, Пушкин – арап, Фонвизин – немец, Жуковский – турок, Багратион – грузин, Вахтангов, Хачатурян – армяне, Куприн – татарин… и если при статистическом подходе русских можно растащить как избу по бревнышку, есть в то же время что-то подобное цементу, что сплачивает эту группу в другом плане и делает прочнее железобетонного сооружения». Менталитет России оказывается общим для многих этносов. Обладая своеобразными культурами, многие народы, населявшие Россию, тюркские, финно-угорские, кавказские, среднеазиатские, оказались причастными единой российской цивилизации и определили своей культурой лицо регионов России: «Идентичность имеет разные аспекты и смыслы, среди важнейших — этническая, региональная и национальная» (В. А. Шлямин «Россия в “Северном измерении”»).

В одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов «Слово о законе и благодати» отвергается сама теория «избранного народа» и проповедуется идея равенства всех перед Богом. А в «Повести временных лет» так описан многонациональный характер древнерусского государства: «Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане… А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы – эти говорят на своих языках …» Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство». Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура. «Всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, культура в России скрепляла русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар и т.д.

Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов. Достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от Карпат до Камчатки. Как и этнические татары, евреи, белорусы… При Иване Грозном началось освоение Сибири, и первопроходцам давались инструкции по поводу того, как нужно налаживать общение с местным населением: не обижать, находить общий язык. Было понимание, что население новых земель в будущем станет составной частью российского народа. Преемственность такой политики наблюдаем и в первой экспедиции Беринга при Петре I, а также во время его второй экспедиции, но уже при Елизавете. После того, как новые территории стали частью Российской империи, для местного населения были продуманы послабления в выплате налогов, оказывалась помощь со стороны более сильного в государственном отношении русского народа. Россия была заинтересована в том, чтобы на освоенных землях развивались хозяйства, поднимался жизненный уровень населения.

Полиэтничность формировалась не только в результате завоевательных походов русских войск, но были случаи добровольного переселения народов на российскую территорию. Россия в глазах ее подданных порой выглядела носительницей гораздо более свободного и справедливого правления (режима), чем окрестные владения. Подобное отношение можно проследить почти по всему периметру ее границ XVII-XVIII вв. Даже башкиры, известные своими многократными антиправительственными выступлениями в течение этих двух столетий, первоначально расценили монархию Ивана IV как менее жесткую политическую систему по сравнению с прежним ногайским наместничеством на своих землях.

Еще больший контраст являла Россия по сравнению с Цинской империей. Этот контраст отразился в сведениях источников о народах Дальнего Востока и Центральной Азии. Племена Приамурья в XVII в. не желали мириться с порядками, устанавливаемыми маньчжурскими правителями: непосильными поборами и насильственными переселениями. Жители областей, прилегавших к северо-восточным пределам Маньчжурии, спасались бегством в русские владения и, получив там царское подданство, дорожили им, не желая возвращаться на родину. Столь же негативно относились к власти цинского богдыхана переселенцы из Монголии в русскую Сибирь: "Наш хан провинившимся отсекает головы, а русский царь наказывает розгами. Пойдемте отсюда в подданство к русскому белому царю". Причем такие переселенцы, соглашаясь на выплату ясака в русскую казну, надеялись, что им суждено "впредь паки быть свободным", уйдя из-под власти прежних властителей.

Еще более наглядно подобная ситуация проявилась на Северном Кавказе. В XVII в. с постройкой казачьих станиц и Терского городка, а в XVIII в. - с основанием крепостей Кизляр и Моздок, в них устремились представители местных народов, которые желали найти укрытие у русских. Резоны были самые разные: кровная месть от соплеменников, тяжелые налоги и повинности (особенно во владениях кабардинских князей), разорительные набеги абреков - горских воинов/

Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от соседних племен Западной Европы, и от народов Востока. Так, представители иных племен, “чужаки”, могли спокойно селиться в славянских общинах, что говорит об изначальном высоком уровне толерантности славянских народов, готовности к культурному диалогу. В то же время славяне, чисто внешне принимая “чужие” обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
Самый простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово “русский” – вовсе не славянского происхождения. Это название одного из народов, живших рядом со славянами и ставших у них княжеским родом. Но “русы”, хотя и были правящим родом среди славян, в конце концов были теми же славянами ассимилированы, т.е. поглощены. И, оставив славянам свое имя, “русы” растворились в историческом небытии. Эта черта русской культуры сохранилась и до сих пор, например, в заимствовании праздников (день св. Валентина), коммуникативных моделей, внешнего вида, искусства (в первую очередь массового) их других стран (как правило, из Европы и Америки).

В процессе же формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим соединительным основанием. Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные о числе народов России, зафиксированные при переписях населения. При проведении переписи 1926 г. было выявлено 194 этнических единиц, во время переписи 1959 г. – только 109, переписи 1970 г. – 104 народа.

За прошедший более чем сорокалетний период в России бурно шли процессы этнической консолидации – слияние близкородственных территориальных, племенных и других групп людей в крупные народности и нации. Особенно интенсивно протекали эти процессы в районах Средней Азии, Казахстана и Сибири. Многие давно сформировавшиеся народы нашей страны стали монолитнее, обособленность их отдельных групп уменьшилась или вообще исчезла. Например, некоторые группы казаков, камчадалы и ряд других этнографических групп к моменту установления Советской власти зачастую еще не осознавали себя частями русского народа и существенно отличались по диалекту, культуре и быту от основной массы русских. Теперь их лишь с большим трудом можно выделить даже в качестве этнографических групп. Мишари, кряшены и нагайбаки, выделенные переписью 1926 г. в качестве самостоятельных народов, слились с татарами, мегрелы, сваны и лазы – с грузинами; кыпчаки, тюрки и кураминцы растворились среди узбекского народа; около 20 малочисленных этносов Алтае-Саянского нагорья объединились в два более крупных народа – алтайцев и хакасов.

Русские (в XIX – начале XX в. употреблялось также название великорусы, или великороссы) – крупнейший народ России, образующий более 85% населения страны. В районах своего исконного расселения (большинство областей европейской части России) они составляют свыше 95% всего населения.
Русский народ на протяжении многих веков составлял основное ядро многонационального Русского государства. Русская культура оказала большое влияние на культуру других народов страны. Русский язык стал вторым языком для многих народов России.

По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами, которые во второй половине I тысячелетия н.э. занимали нынешнюю территорию европейской части России; в их формировании принял участие и ряд неславянских народов этого региона. В IX в. в Восточной Европе сложилось Древнерусское государство (Киевская Русь); в IX –XIII вв. из многочисленных славянских племен сложилась единая древнерусская народность, на основе которой после распада Древнерусского государства (начало XII в.) начали формироваться три родственных народности – русская, украинская и белорусская.
Русская народность складывалась в XIV – XV вв. в области Великого Новгорода и Волго–Окского междуречья в процессе ожесточенной борьбы против татаро-монгольского ига. С начала XIV в. происходит постепенное возвышение Москвы и сплочение вокруг нее населения северо-востока и севера Руси.

С образованием Русского единого государства происходит непрерывное расширение этнической территории русских за счет слабозаселенных восточных, северных и южных районов. Особенно значительно расширились границы Русского государства в XVI – XVII вв., когда русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь. В XVIII – XIX вв. расширение границ России сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них большое влияние и в хозяйственном, и в культурном отношении, в то же время, воспринимая достижения культуры и хозяйственные навыки местных этносов.

У русских, расселившихся на огромной территории, в результате многовекового исторического развития и взаимодействия с другими народами к середине XIX в. сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них – северные и южные великорусы, различающиеся по некоторым особенностям языка (окающие и акающие говоры), культуры и быта. Промежуточное положение между ними занимает средневеликорусская группа, населяющая центральные районы России – часть Волго–Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья. Во многих районах страны сохранились более мелкие группы, отличающиеся известной культурно-бытовой спецификой: поморы побережья Белого и Баренцева морей; пустозеры и устьцилемы в низовьях Печоры; кержаки в лесной полосе Среднего Урала и др.), воспринявшие многие черты окружающих народов; старообрядческие группы – “поляки” (на Алтае), семейские (в Забайкалье). К этнографическим группам можно отнести и различные группы казаков, сложившихся как военное сословие в XV – XVII вв. в бассейнах рек Дон, Кубань, Терек, Урал, а также в Сибири.

Неславянские народы России занимают преимущественно ее периферийные территории: Среднее Поволжье, часть северных областей, Прикамье и юго-западную часть страны. Большинство этих народов является соседями восточных славян и благодаря многовековому культурному общению сблизилось с ними по своему хозяйственному и культурно-бытовому укладу.

Татары – крупнейший после русских народ в России. Этноним “татары” впервые появился в VI – IX вв. среди монгольских племен, обитавших к юго-востоку от Байкала. В XIII – XIV вв. после татаро-монгольских нашествий это название было распространено на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XV – XVI вв., в период существования татарских феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского и др.), происходило формирование отдельных групп татар – Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары), Сибири и др.

Украинцы – третий по численности народ в России. Украинцы, также как русские и белорусы, выделились из единой древнерусской народности, образовавшейся из родственных восточнославянских племен. Как самостоятельная этническая общность украинская народность окончательно сложилась к XVI в. Центром формирования этой народности было Поднепровье – Киевщина, Полтавщина и юг Черниговщины. Консолидация и упрочение украинского этноса происходили в борьбе с польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также турецко-татарскими захватчиками. Среди западных украинцев до сих пор выделяются сохраняющие некоторые культурно-бытовые особенности этнографические группы лемков, бойков, или верховинцев, и гуцулов. В Полесье некоторое своеобразие продолжают сохранять литвины и полещуки.

Чуваши (самоназвание – чаваш) –Чувашский этнос сложился в последней четверти I тысячелетия н.э. в лесостепных районах правобережья Волги в результате смешения тюркоязычных волжско-камских болгар с местными финно-угорскими племенами. Разгром Волжско-Камской Болгарии татаро-монголами в XIII – XIV вв. вызвал переселение болгар-суваров на правобережье Волги, что еще более ускорило процесс тюркизации местных племен. Во второй четверти XV в. чувашские земли были включены в Казанское ханство. Присоединение Чувашии к русскому государству в 1551 г. способствовало дальнейшей этнической консолидации чувашской народности. По диалектным и некоторым культурным особенностям чуваши делятся на две этнографические группы: верховых, или вирьял (северо-западная Чувашия) и низовых, или анатри (северо-восточная и северная Чувашия).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законность и правопорядок. 2. Принципы и гарантии законности | Языковые нормы: стилистические и семантические особенности делового текста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.