Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интересы и потребности людей в области материального воспроизводства, т.е. производство продуктов питания, одежды, жилья и прочее

Интересы и потребности людей в области социального воспроизводства, или социализация индивида, становление его как общественного существа;

Интересы и потребности людей в области биологического воспроизводства человечества;

Различают также следующие социальные отношения:

-классовые;

- национальные;

-этнические;

- групповые;

- личностные (межличностные).


2. Социальное поведение

Внешней формой проявления деятельности является поведение.

Поведениесовокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать люди, в чьем присутствии они совершаются.

Поведение может быть только видимым, открытым, поскольку это – наблюдаемая деятельность.

Социальное поведение (англ. social behavior) - поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Социальное поведение, по сути, представляет собой совокупность внешне необходимых поступков и действий отдельных индивидов и групп, их определенная направленность и последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Это тип поведения, так или иначе затрагивающий интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Социальное поведение можно рассматривать и как поведение больших масс людей.

Социальное поведение включает в себя следующие элементы:

1) потребности;

2) мотивация;

3) экспектации (ожидания окружающих).

Единицей поведения является поступок, который, как правило, не имеет цели или намерения, ни на что не направлен.

Деятельность и поведение выступают как две стороны проявления человеческой активности.

Социальное поведение – это ещё и способ проявления социальным актором своих предпочтений, мотивов, установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.

Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов:

1. Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта социального взаимодействия. Например, для поведения одних характерными являются такие свойства как эмоциональная насыщенность, непредсказуемость, эпотаж; для других – рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие.

2. Личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен.

3. Адаптивное поведение – это поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзэдуна) стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя.

4. Ситуативное поведение – это поведение, обусловленное реально возникшими условиями, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать возникшую ситуацию.

5. Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями актора. Например, Ян Гус, Джордано Бруно и многие другие великие мыслители не могли «поступиться принципами» и стали жертвами инквизиции.

6. Компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть «компетенции» заключается в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать.

7. Поведение, обусловленное различного рода манипулированием, – это, когда ложью, обманом, популисткими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом. Так, кандидат в президенты (губернаторы, депутаты) в своей предвыборной программе обещает, в случае своего избрания, выполнить те или иные требования своих избирателей, но, став президентом (губернатором, депутатом), он и не думает выполнять обещанное.

8. Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.

На характер поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлеченности актора в то или иное событие или процесс. Например, для одних участие в политических событиях – случайный эпизод, для других – политика является профессией, для третьих – призвание и смысл жизни, для четвертых – способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы

В качестве одного из основных структурных элементов социального поведения выступают потребности, будучи источником социальной активности и деятельности индивидов и социальных групп. Потребности являются важнейшим фактором общественного развития, поскольку преобразовательная деятельность человека направлена на обеспечение условий и возможностей удовлетворения разнообразных потребностей, причем социальный прогресс, в свою очередь, порождает все новые потребности, а общество стремится к их удовлетворению.

Мотив (от фр. motif – приводить в движение, толкать) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, интересы, цели, установки, идеалы.

Мотив – побудительная сила поведения внутри человека.

Это рационально объясненная причина поведения, осмысленное действие, т.е. в нем имеются цели и логика.

М. Вебер считал, что можно выделить два условия социального действия, которые могут выступать в качестве мотива:

1) субъективная мотивация;

2) ориентация на других.

Мотивация (от лат. motivation - подвижный) – внешнее или внутреннее побуждение человека, социальной группы к активной деятельности во имя достижения каких-либо целей; процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и (или) общих целей; совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности.

Значение – это смысл, которым наделяются предметы, понятия и процессы, составляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль.

Существует так называемый континуум (шкала) значений от 0 до 1, на котором можно мысленно расположить элементы социальной реальности в зависимости от их значимости для отдельного индивида, социальной группы и общества в целом.

0 1

|________________________|____________________________|

не имеет среднее максимальное

значения значение значение

Одним из важнейших элементов культуры являются ценности.

Ценности – идеалы или конечные цели, основные оценочные стандарты желаемого.

Существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей общества и деятельностью личности, выражающаяся, прежде всего, в ее ценностной ориентации.

Ценностная ориентация – детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности.

Говоря о социальном поведении, необходимо особое внимание уделить группе социальных ценностей.

Социальные ценности (в широком смысле) – наиболее значимые явления и предметы социальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле под социальными ценностями понимают нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Роль и значение социальных ценностей определяются функциями, которые они призваны выполнять, а именно:

1) регулировать социальные отношения;

2) выступать в качестве ценностных норм;

3) являться мотивом поведения.

Ценностные ориентации личности – разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальные отношения - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени | Взаимодействующие процессы. Лекция 5. Кооперация процессов и основные аспекты ее логической организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.