Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория происхождения солнечной системы

Связь и изучение фонетических явлений с другими разделами русского языка

Фонетический разбор.

Фонетический разбор является одним из важных методических приемов в методике преподавания фонетики. Он является средством закрепления, обобщения и повторе­ния сведений по фонетике, способствует осознанию учащимися пройденного по этому разделу.

Фонетический разбор, как правило, проводится строго в пре­делах программы, в объеме тех сведений, которые даются в учеб­нике.

Порядок фонетического разбора:

1) слоги, ударение;

2) гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены;

3) согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены;

4) количество звуков и букв.

Фонетический разбор может быть различным по своему харак­теру, степени полноты, углубленности и т. п. Фонетический разбор может быть устным и письменным.

Фонетический разбор должен проводиться и на последующих этапах обучения в связи с работой по другим разделам курса русского языка — морфологии, синтаксису, лексике, орфографии в качестве одного из элементов, вводимых наряду с другими в общий грамматический разбор. Так, во время морфологического разбора при выделении, например, окончаний (флексий) ученик должен уметь указать не только на графическое (буквенное) обозначение того или иного безударного окончания, но и на его фоне­тический состав. При анализе состава слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики — о твердых и мягких согласных, о полногласии и т. п.

Желательно тренировать учащихся в устном фонетическом разборе, при котором перед глазами нет написанного текста. Гра­фическое изображение слова может мешать ученику на слух пра­вильно выделить звуки, составляющие разбираемое слово. Устный разбор способствует развитию слуха школьников, умению выде­лять звуки речи на слух, а впоследствии устанавливать соответст­вия и несоответствия между написанием и произношением, что, в свою очередь, поможет ученикам в усвоении навыков орфогра­фически грамотного письма.

Систематически проводимый звуковой анализ содействует усвоению учащимися произносительных норм русского литератур­ного языка, выработке правильного литературного произношения, что является важным условием выразительного чтения и правиль­ной устной речи школьников вообще.

 

Изучение фонетических явлений неразрывно связано с такими разделами, как орфоэпия и орфография.

Необходимо учитывать случаи, когда неразличение твердости и мягкости согласных приводит к орфографическим ошибкам. Так под влиянием белорусского языка неправильно произносятся, а, как следствие, неправильно пишутся слова с конечными губными согласными: голубь («голуб»), кровь («кров») и др.

Чтобы избежать подобных ошибок, рекомендуется:

1. упражнения в произнесении конечных губных мягких согласных: сначала отдельных слов с ними, потом групп слов, оканчивающихся на один и тот же мягкий губной (в, м, ф), затем пар слов с одним и тем же губным в его мягком и твердом вариантах (п– п’, м– м’ и т.п.)

2. анализ пар слов, разные конечные согласные которых различают слова разных частей речи: грабь (глагол) - граб (существительное), готов (прил.) - готовь (глагол) и др.

Отсутствие мягкого знака (орфографическая ошибка) в конце слова искажает его смысл. Для большей убедительности следует провести сравнение таких пар слов, которые безошибочно различаются учащимися: мел - мель, дал - даль, жар – жарь.

Есть и второй случай, когда неразличение твердых и мягких согласных приводит к орфографическим ошибкам: пью, бью, семью («ъ» вместо «ь»).

Что касается орфоэпии, то типичными ошибками являются: произношение согласных (д), (т) как (дз), (ц); конечного (г) как (γ), неразличение (р) и (р’) (произношение «зацвердзелага р»), произнесение (ч’) как (ч), произношение (ш’) как (ш) или (шч) и др.

Избежать подобных ошибок помогут различного рода упражнения: зрительные словарно-орфографические диктанты, скороговорки, хоровое чтение и т.д.

Особого внимания требует работа над ударением, т.к. произвольное перенесение ударения в слове ведет не только к орфоэпическим ошибкам, но часто и к ошибкам орфографическим. Работа над ударением в речи учащихся должна носить не эпизодический, а постоянный характер. Опираться при этом приходится на языковое чутье, на слуховую память учащихся. Могут быть проделаны и специальные упражнения по расстановке ударений:

1) произнесите слово, выделяя в нем ударный слог;

2) при списывании поставьте ударения в словах;

3) изменить слово таким образом, чтобы ударение было на другом слоге: лиса - лисы;

4) подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной;

5) приведите примеры однокоренных слов с ударными и безударными корнями;

6) особое внимание требуется обратить на русские и белорусские слова, различающиеся ударением: глиняный, нести, брала, некоторый, что-нибудь.

 

 

Литература

1. Виноградова, В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. -М,1984.

2. Вознюк, Л.В. Учебные действия школьников со словообразовательным словарем при подборе однокорневых слов // РЯШ. - 1998. - № 3.

3. Дмитриева, М. А. Словообразовательные связи и орфография на уроках русскою языка // РЯШ - 1989. - № 2.

4. Жуковская, О. А., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в вось­милетней школе. М., 1983.

5. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М, 1973.

6. Лебедев, И.М. Лингвистический электрифицированный тренажер "Слово­образование и орфография" // РЯШ. -1989. - № 5.

7. Лопатин, В. В. и др. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование. Морфология / Под ред. Иванова В. В. - М., 1989.

8. Львова, С. И. Работа с однокоренными словами в ТУ классе // РЯШ. -1986,-М 1.

9. Львова, С. И. Работа с однокоренньши словами в У-У1 классах // РЯШ. -1986.-М 4.

10. Милославский, И. Г. Как разобрать слово: Кн. для учащихся. - М., 1993.

11. Скорнякова, М. Ф. Работа над значащими частями слова в аспекте развития речи / В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. - М, 1980.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ударение | Современная теория
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.