Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы крови

НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ и Rh-фактора.

ЛЕКЦИЯ №5

ДНЕВНИК СЕСТРИНСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

НАРУШЕНО УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ НА МОМЕНТ

ИГРАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ

ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

ОБЩАТЬСЯ

ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ ИЛИ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

ДВИГАТЬСЯ


Субъективные данные:

Боли при движении

(указать локализацию)

Отсутствие движений (где?)


Объективные данные:

Двигательный режим: (подчеркнуть)

Общий палатный

постельный

строгий постельный

Положение в постели: (подчеркнуть)

активное

пассивное

вынужденное



Субъективные данные:

Дефицит самоухода

Да___нет___

Частично_____

Способность самостоятельно: (подчеркнуть)

питаться

умываться

пользоваться туалетом

двигаться

переодеваться

готовить пищу

делать инъекции

вести домашнее хозяйство

общаться


Объективные данные:



Субъективные данные: Поддержка семьи
да____нет_____

Поддержка вне семьи (кто?)

 

Объективные данные: Сознание: (подчеркнуть)

Ясное

расстроено

выключено:

оглушение

сопор

кома

Речь:(подчеркнуть)

нормальная

нарушена

отсутствует

Зрение: (подчеркнуть)

нормальное

нарушено

отсутствует

Слух: (подчеркнуть)

нормальный

нарушен

отсутствует



Субъективные данные:

Здоровье

Семья

Работа

Религиозность
да___нет____


Объективные данные:



Субъективные данные:

Трудоспособность

Да_____нет____

Увлечения (перечислить)


Объективные данные:



ПЕРВИЧНОГО ОСМОТРА: (перечислить)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА НА МОМЕНТ ПЕРВИЧНОГО ОСМОТРА:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приоритетная проблема пациента Цели План Оценка, подпись м/с
       

 


(ежедневная динамика эффективности удовлетворения основных жизненно-важных потребностей пациента)

Дата Сестринское обследова­ние Проблемы (приоритетность под­черкнуть) Цели по приоритетным пробле­мам План Оценка
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Неплохим уроком по генетике человека может оказаться исследование групп крови у людей. Кровь относят к той или иной группе в зависимости от того, как она взаимодействует с иммунной системой, которая защищает организм от вторжения таких чужеродных тел, как бактерии и вирусы. Иммунная система, более всего развитая у птиц и млекопитающих, учитывает различия в форме молекул, особенно в форме белков.

У каждой клетки на поверхности находится много разных белков и других молекул, причем у каждого организма свой набор. Он придает нашим тканям индивидуальность, поэтому так трудно пересаживать почки и другие органы от одних людей другим, за исключением близких родственников.

В наш организм различными путями часто проникают чужеродные молекулы, например через рану или во время вакцинации, когда нас прививают от некоторых болезней.

Иммунная система опознает эти молекулы как чужеродные, то есть как антигены, которые требуют какой-то реакции со стороны иммунной системы. Присутствие антигенов заставляет особые клетки иммунной системы (лимфоциты) производить специфические белки — антитела, которые распознают антигены и нейтрализуют их. Каждое антитело обладает формой, комплементарной к форме антигена, поэтому две молекулы легко связываются, соединяются друг с другом.

Такое соединение либо непосредственно нейтрализует антигены, либо молекулы образуют большие скопления, которые легко обнаруживаются и удаляются особыми видами белых кровяных телец (нейтрофилами и макрофагами), действующими подобно сборщикам мусора. Например, бактерии, попавшие через рану в кровь, опознаются как чужеродные, потому что на их поверхности присутствуют определенные белки и полисахариды, действующие как антигены.

Организм вырабатывает антитела, которые связываются с бактериями, образуют скопления и удаляют их из организма.

 

Еще в 1900 году Ландштейнер обнаружил, что все люди распределяются по четырем группам крови, которые следует учитывать при переливании: А, В, АВ и 0. Если человеку перелить кровь не той группы, красные кровяные тельца могут слипнуться и привести к серьезным последствиям. Переливать кровь той же группы безопасно всегда.

Нежелательная реакция при переливании другой группы крови наступает потому, что наши красные кровяные тельца могут содержать на своей поверхности антигены А или антигены В. Обычно у людей вырабатываются антитела к тем антигенам, которых у них нет.

У людей с группой крови А вырабатываются антитела к клеткам типа В, и наоборот.

У людей с группой 0 нет ни антигенов А, ни антигенов В, поэтому их клетки не реагируют на кровь любого другого типа; люди с группой крови 0 — универсальные доноры, и их кровь можно переливать всем.

У людей с группой АВ, имеющих в своей крови оба вида антигенов, нет ни антител А, ни антител В, поэтому им можно переливать кровь любой группы.

С генетической точки зрения система А-В-0 довольно проста и поучительна. Группу крови определяют три аллеля одного гена, который обозначим как I. Это хороший пример так называемой множественности аллелей.

В данном случае мы имеем три аллеля, а не два, как в предыдущих примерах. Аллель I А определяет производство антигенов типа А, аллель IB антигенов типа В, а аллель i вообще не определяет производство антигенов. Как I А, так и IB доминантны по отношению к i (доминантные аллели обозначаются прописными буквами, а рецессивные — строчными). Таким образом, человек с группой крови 0 имеет генотип ii. Человек с группой крови А должен обладать генотипом I А I А или I Ai; человек с группой крови В — генотипом IB IB или IB i. Аллели IАи IB кодоминантны по отношению друг к другу, как и LM и LN, поэтому кровь человека с генотипом IA IB принадлежит к группе АВ.

Теперь можно предсказать, какие дети могут родится у родителей с той или иной группой крови.

Возьмем для примера родителей с группой А. Их генотип может быть либо IA IA либо IA i. Мы не знаем его точно, поэтому обозначим его как генотип IA, где прочерк означает неизвестный аллель. Оба родителя могут передать по одному гену IA и в таком случае кровь детей будет принадлежать к группе А. Если только один родитель гетерозиготен, то все дети будут принадлежать к группе А. Если же гетерозиготны оба родителя, то вероятность рождения детей с генотипом ii и с группой крови 0 равна 3/4.

Теперь проверьте себя и запишите все возможные сочетания генов и вероятность их появления у детей следующих пар.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Избегать опасности | Организация процесса периодической оценки персонала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.