Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск причин социального поведения: от античности до XXв




План

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Сложение гармонических колебаний одного направления и одинаковой частоты.

Гармонические колебания в электрическом колебательном контуре.

Физический и математический маятники.

Механические гармонические колебания. Пружинный маятник.

Гармонические колебания и их характеристики

Гармоническими колебаниями называются движения или процессы, которые характеризуются определенной повторяемостью во времени и в пространстве.

Колебания называются свободными, если они совершаются за счет первоначально сообщенной
энергии при отсутствии внешнего воздействия.

,

)+=

численно равно числу колебаний, совершаемой системой за время 2пи секунд.

 

 


Графически гармонические колебания можно отобразить методом векторных диаграмм.

 

 

 

 

Сила Ф пропорциональна смещению х и направлена в противоположную сторону.

 

 

 

 

 


Из сопоставлений этих 2х уравнений следует, что пружинный маятник будет совершать колебания с частотой

Физическим маятником называют твердое тело, совершающее под воздействием силы тяжести
колебания относительно горизонтальной оси и проходящей через центр масс тела.

 

 

 

Математическим маятником называют материальную точку массы m, подвешенной на нерастяжимой и невесомой нити и совершающее колебания под воздействием силы тяжести.

 


Если заряженный конденсатор подсоединить к катушке, то конденсатор начнет разряжаться. По мере разрядки увеличится разрядный ток, который достигает максимума при полной разрядке конденсатора.

С момента полной разрядки конденсатора ток в цепи начнет убывать. При уменьшении тока вследствие явления самоиндукции в цепи возникает индукционный ток того же направления, что и ток I, и конденсатор начинает перезаряжаться и в момент его полной зарядки ток в цепи станет равен 0.

В колебательном контуре будут изменяться как заряд q конденсатора, текущий ток в цепи I, и напряжение на конденсаторе U.

На основе закона Ома падение напряжения на сопротивлении и на конденсаторе равна ЭДС самоиндукции, т.е.

 

 

 

 


На основе закона косинуса:

Т.о. возникают колебания, амплитуда которых будет медленно изменяющейся функцией
времени. (Биение)

1. Поиск причин социального поведения: от античности до XX в.

2. Оформление социальной психологии в самостоятельную науку

3. История становления социальной психологии в России

4. Основные теоретические подходы в западной социальной психологии

 

Писанная история соц.псих. кратка, но соц.-псих. мышление существует со времени возникновения человеческого общества (в древних религиях, табу, традициях). Рассмотрение процесса становления соц.-псих.знания необходимо осуществлять в 3-х источниках (блоках наук): 1.философия, 2.смежные дисциплины (антропология, этнография, криминология), в которых сформировался заказ на соц.псих, 3.родительские дисциплины.

1-ым этапом развития соц.-псих. знания можно считать зарождения соц.-псих. идей в недрах античной философии. Началом научного социально-психологического знания можно считать анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности. Здесь следует назвать прежде всего трактаты Платона и Аристотеля, воззрения которых имеют как сходство, так и различия. Рассматривая социальное поведение человека, Платон исходил из его физиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот. В зависимости от преобладания той или иной части различаются и индивидуальные характеры людей, и соответственно их предназначение в обществе. Так, у философов преобладает ум, у воинов — мужество, у ремесленников — телесные вожделения. На подобной основе Платон различает и отдельные народы. Философию Аристотеля в целом называют иногда "социологически ориентированной", поскольку он рассматривал человека как "социальное животное". В противоположность взглядам Платона, считавшего первичным мир идей, дающий основу для познавательной деятельности человека, Аристотель утверждал, что человек не может развиваться нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества. Аристотель разделял общество на аристократию (лидеров) и народные массы. При этом принадлежность к тому или иному социальному классу, по Аристотелю, обусловлена врожденным психологическим складом человека. Когда он действует в роли, наиболее соответствующей его природному складу, то испытывает состояние счастья. Поэтому желаемым обществом является такое, которое способствует осуществлению психологической натуры человека.

Аристотель считал, что государственное устройство видоизменяется в соответствии с потребностями и природой людей, живущих в данном обществе. Платон, наоборот, рассматривал государственное устройство как некий абсолют, установленный для всех людей при всех условиях. Таким идеалом, по Платону, является господство аристократии.

В трудах философов античности можно обнаружить немало мыслей об идеальной личности и идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияния людей в обществе. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических концепций в более поздние времена.

Философы прошлого в течение продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе "хорошим" или "плохим". Эпоха Возрождения может быть представлена двумя мыслителями, исходившими из пессимистической концепции порочности человека.

Итальянский общественный деятель, философ и историк Никколо Макиавелли полагал, что человек не способен избавиться от своих порочных склонностей к убийству, обману, вероломству. Макиавелли рассматривал общество как аморальное по своей сути, а власть как высшую ценность, утверждая, что "цель оправдывает средства". В соответствий с его взглядами добродетельно любое поведение, направленное на обеспечение или увеличение индивидуальной власти. При этом лучше, если правителя боятся, нежели любят. В наиболее известном трактате Макиавелли "Государь" даются советы, как манипулировать людьми. Впоследствии термин "макиавеллизм" стал использоваться для названия действий людей, пренебрегающих нормами общечеловеческой морали ради достижения политических целей.

Другим представителем пессимистической точки зрения на природу человека являлся английский философ Томас Гоббс. Он считал, что люди в силу своей натуры проявляют тенденции к враждебности по отношению друг к другу и "борьба всех против всех" является естественной для человечества. Поэтому только развитие Левиафана, или своеобразного супергосударства, может предохранить людей от взаимного уничтожения. Человек, лишенный упорядоченного общества, по словам Гоббса, был предоставлен жизни "одинокой, жалкой, опасной, тупой и короткой". Так же, как и Макиавелли, Гоббс проявлял пренебрежение к законности или морали, когда касался прагматических вопросов эффективности государства, основанного на силе.

Веры в естественную доброту человека придерживались Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, Д.Дидро. Последователи Гоббса называли сторонников этой позиции "романтиками", полагая, что их собственный взгляд на природу человека является "реалистическим". Многие идеи Гоббса подверглись дальнейшей разработке. Так, его положение о том, что человек стремится находить удовольствия и избегать страданий, стал развивать английский философ Иеремия Бентам (1748—1832). Отсюда главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений исходя из их полезности для отдельного индивида. Удовлетворение частных интересов Бентам рассматривал как средство достижения "наибольшего счастья" для "наибольшего числа людей". Таким образом, общественные интересы понимались как совокупность интересов индивидуальных.

Принцип личной выгоды как первопричину социального поведения человека обосновывал современник Бентама философ и экономист Адам Смит. Он считал, что благосостояние общества должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере. Если людям будет позволено получать столько выгоды, сколько им удастся, то они станут искать наиболее рациональные способы этого. Таким образом, Смит выступал как теоретик свободной, неконтролируемой экономики, основанной на стремлении индивида к экономической выгоде, конкуренции производителей, взаимосвязи спроса и предложения. Он считал, что люди, преследуя свои экономические интересы, ведомы "невидимой рукой" на благо общества, производя необходимые товары и услуги.

Важной вехой становления социальной психологии как науки были работы фр. философа Огюста Конта. Порой его даже называют "единственным отцом социальной психологии". В 1854 г. в последнем томе своей "Системы позитивной политики" Конт заявил о своем намерении создать "систему позитивной морали", имея в виду под этим термином, по сути, социальную психологию. Однако он не успел осуществить свой замысел. Конт обратил внимание на следующий парадокс: как человек может в одно и то же время воздействовать на общество и сам формироваться под его влиянием. По мнению Конта, психика человека развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения. Конт являлся также основателем методологии позитивизма, в соответствии с которой при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира.

В XIXв. в общей психологии интереса к соц.псих. нет, а вот в смежных дисциплинах есть, напр. патопсихология накопила материал, касающийся воздействия людей друг на друга (гипноз).

Второй этап развития соц.псих. знания приходится на 2-ую пол. 19 в. Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической проблематике возрастает в разных странах, появляются первые самост. соц.-псих. теории:

1. «Психология народов», научная школа, формирующаяся в Германии сосредоточившая свое внимание на изучении психологии народов. Это направление возникло под влиянием идей Гегеля о "мировом духе" или "мировом разуме", который направляет развитие цивилизации и общества в соответствии с диалектической логикой. Здесь необходимо отметить, в первую очередь, концепцию "народной психологии" философа М. Лац/аруса (1824—1903) и языковеда Г. Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать "Журнал психологии народов и языкознания". За 30-летний период было опубликовано 20 томов этого издания, которое рассматривается некоторыми как первый журнал социальной психологии. "Народная психология" Лацаруса и Штейнталя следовала в русле гегелевской "абсолютной идеи" с ее "духом" нации или народа как противопоставлением "духу" отдельных индивидов. Они объявили целью своего журнала "открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое". К указанному направлению можно отнести и работы "отца психологии" В. Вундта. Десять томов его "Психологии народов" были опубликованы с 1900 по 1920 г. Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны. В соответствии с этим объектом соц.-псих. исследования должен выступать язык, миф, обычай.

2. «Психология масс» - научная школа во Франции и Германии, искавшее движущие силы, определяющих социальное поведение. У. Баджот и Г.Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон - внушение.

3. «Теория инстинктов социального поведения»- в Англии У. Макдугалл и У. Троттер говорили об инстинкте.

Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателя Ч. Дарвина. В соответствии с принципом естественного отбора, который был им сформулирован, в "борьбе за существование" выживают особи "наиболее приспособленные". Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, он тем не менее признавал роль социальных воздействий в формировании нравственных качеств человека. Дарвин подчеркивал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурным факторам.

Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов Фрейд сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь.

На Западе уже более полувека фрейдизм выступает в качестве одной из главных философских основ социальной психологии. Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными. На рубеже XIX—XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период — исследователи обращаются к лабораторному эксперименту.

Американский психолог Н. Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуациях непосредственного соревнования друг с другом, нежели тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С целью верификации этих выводов Триплетт провел следующий эксперимент. Задача испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать лесу на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого из двоих просили работать быстрее, чем его оппонент. В другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать лесу так быстро, как только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, нежели в одиночестве. Статья Триплетта с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в "Американском психологическом журнале", а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого экспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов. Подавляющее число экспериментальных работ было проведено социальными психологами в течение последних пятидесяти лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.