Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации




 

Человеку характерна особая – трудовая деятельность. Орудия труда развились в такое явление как техника. Теперь между человеком и природой стоит и сама техника, и результаты технической деятельности (то, что называют цивилизацией в узком смысле). Вернадский говорил о преобразовании биосферы в ноосферу (ноосфера – биосфера, преобразованная разумом человека; «ноо» - разум). Но пока что вместо ноосферы мы создали техносферу. В итоге происходит то, что предсказывал русский философ Бердяев: теперь техника подчиняет себе человека, заставляет работать на себя, обслуживать себя, пытаясь подчинить себе и природу.

Очень важны понятия «первая природа» - так, как она существует сама по себе (лес, например), и «вторая природа» - преобразованная человеком и зависящая от него (парк, например). Сегодня вся биосфера становится «второй природой», «естественное» превращается в «искусственное». Хотя никакая созданная человеком вещь не бывает 100% искусственной, а значит, никогда не подчиняется нам полностью и об этом не следует забывать.

 

Проблема взаимодействия природы и общества, воздействия приро­ды на общественную жизнь - одна из актуальных проблем социальной философии.

 

Важным шагом в углублении понимания проблем взаимосвязи об­щества и природы в 20 веке стало учение В. И. Вернадского о ноосфере. По его мнению, ноосфера - это такая степень развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится по своему масштабу и со­держанию важным преобразующим фактором планетарного значения.

Сегодня данное понимание закрепляется понятием антропного принципа. Человек становится антропогенным фактором эволюции природы.

Наукой, общественной практикой и самой историей доказано, что природа и общество - это единая система, они настолько связаны, что воздействуют друг на друга. В этой их связи природа выступает как естественная основа, объективная причина возникновения, основа развития общества.

Во-первых, общество вышло из природы в процессе ее весьма дли­тельного развития.

Во-вторых, известно, что человек вынужден приспосабливаться к природе, к ее явлениям, воздействующим на его организм, на его физи­ческое и психическое состояние, самочувствие, настроение. Он адапти­руется к данной природной среде.

В-третьих, люди не могут, не обращаясь к природе, добывать, производить жизненно необходимые блага, удовлетворять свои потребности. Люди, взаимодействуя с природой, совершенствуются сами - вырабатывают у себя определенные навыки, формируют личностные качества, расши­ряют свои знания, совершенствуют орудия труда и т.д.

В-четвертых, географическая среда определяет наличие и функционирование на отдельной территории таких видов производства, как добывание цен­ных металлов, нефти, газа, занятие сельским хозяйством, рыболовст­вом, охотой, лесоводством и др.

Некоторые известные ученые, социологи, философы чрез­мерно преувеличивают роль природы, природной среды (географический детерминизм). Например, английский историк Г.Т. Бокль писал, что вид природы, почва, ви­ды употребляемой пищи и островное положение страны развивают кругозор людей, целых народов; позволяют им смотреть далеко, оп­ределяют общественный прогресс.

В-пятых, природа, соотношение ее форм, красок, ритмов являются источником чувства прекрасного, служат удовлетворению эстетических потребностей человека, сохранению его психического здоровья.

В-шестых, существует мнение, что есть общие, бытийные принципы, обеспечивающие гармонию космоса и гармонию общественной жизни. Прежде всего, это принципы системности, целостности, разнообразия, конкуренции, борьбы, но при доминировании связи, взаимодополнительности элементов. В обществе они проявляются как законы морали.

Следовательно, природа и общество связаны и взаимодействуют.

 

 

Проблема воздействия общества на природу

В результате неразумного использования богатств природы, возникает нарушение экологической устойчивости. На земле разворачивается и углубляет­ся экологический кризис, ситуация, когда природа утрачивает способность к самовосстановлению, саморазвитию, что в итоге угрожает существованию человека.

Особую опасность для человечества представляют «парниковый эффект», утрата биоразнообразия, загрязнение воздуха, воды, почвы и др.

Как быть обществу? Во-первых, нужно создавать экологически безопасные технологии.

Во-вторых, необходимо во всемирном масштабе осуществлять глобальную экологическую политику, решения, направленные на устранение варварского отношения людей к природе.

В-третьих, надо формировать у людей эстетическое, нравственное отношение к природе, воспитывать, как писал Маркс, «человеческие чувства к природе». Необходимо экологическое воспитание всего насе­ления 3емли.

Иначе говоря, необходимо новое мировоззрение, включающее развитие знаний, в том числе философских подходов, новая система ценностей, в которой экологические ценности заняли бы ведущее место.

На международном уровне принята концепция устойчивого развития, смысл которой в том, что экономическое развитие должно быть экологически приемлемым. Она принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Затем она неоднократно уточнялась и конкретизировалась. На этой основе в отдельных странах, в т.ч. и в РБ принята своя концепция УР. В основе ее лежит идея коэволюционного императива, т.е. требование согласованного, гармоничного их развитияобщества и природы.

Однако проблема и на личностном уровне, и на уровне государств и всего человечества в том, что в существующей системе ценностей на первом месте стоят прибыль, деньги, желание доминировать, карьера, престижное потребление и т.п., а духовные, нравственные ценности отодвинуты на второй план. Вместе с тем, без них не может быть экологической культуры, не может быть достигнуто состояние коэволюции общества и природы.

Один из важнейших бытийных законов, открытых еще древними греками и развитый Гегелем и марксистами – это закон единства и борьбы противоположностей. Борьба – источник развития, появления нового, что возможно только на фоне преобладания взаимосвязи, взаимодополнительности элементов системы «общество-природа». Принципы взаимодействия находят свое выражение в нравственных законах (не убий, не укради и др.), в природно-экологических законах. Сама экология изначально была сформулирована Геккелем как наука об отношениях организмов и среды, их взаимодействии. А в современной цивилизации пока преобладают принципы борьбы, силы. Это нашло свое отражение в концепции столкновения цивилизаций С.Хантингтона (прежде всего исламской и христианской, хотя есть еще и конфуцианская и др.).

Экологические ценности:

жизнь, благоговение перед жизнью, доверие к жизни, природа, красота природы, целостность природы, сохранение экологического равновесия, гармоничное развитие человека и природы, сотрудничество, ответственность за будущее, ненасилие, со-трудничество, со-гласие, со-страдание и др.

Экологическое сознание – это система эмоций, чувств, знаний, установок, ценностей, основывающихся на представлении о единстве человека, общества и природы.

Технократическое мышление характеризуется:

- механистичностью – т.е. представляют природу и общество как механические системы, отсюда, преувеличивается роль техники в решении экологических проблем;

- не понимают необходимость учёта человеческой психологии при решении экологических проблем;

- не учитывают особенности функционирования социальных систем;

- этому мышлению характерны крайности: бездумное исполнительство и склонность к волюнтаристским действиям.

- природа воспринимается как объект наших воздействий;

-человек в центре;

- потребление природы как изначальная ценность;

- этические отношения на природу не распространяются;

- развитие природы должно быть подчинено развитию человека, его потребностям.

Экологическое сознание:

- природа воспринимается как субъект своего развития

- человек лишь один из видов природы

- необходимо гармоничное развитие человека и природы

- природа включена в сферу действия этических принципов

- необходима коэволюция человека и природы, баланс прагматических и непрагматических интересов

- сохранять природу следует не только ради человека, но и ради нее самой.

 

Осознание экологической проблемы обнаруживается в появлении тревоги за состояние окружающей среды и ее будущее. В данном случае дискомфорт в наших ощущениях лучше, чем безразличие.

Ф.Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь, совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

Амер.ученый и общественный деятель Барри Коммонер сформулировал Законы экологии:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.