Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: психические процессы

Формы общественного сознания – это те формы, в которых человек осознает себя человеком, т.е. общественным существом, в которых, через которые человек представляет себе природу и общество.

Проверка рангового коэффициента корреляции на достоверность.

Ранговый коэффициент корреляции.

Построение линий регрессии.

Проверка параметрического коэффициента корреляции на достоверность.

Параметрический коэффициент корреляции.

Теорема сложения дисперсий.

1.Философия. Изучает всеобщие, существенные закономерности, которым подчиняются природа, общество, человек и его мышление, Они интересуют философию в их целостности и единстве (см. тему «Предмет философии, ее роль в культуре).

 

2.Религия. Специфическое отражение мира через разделение его на земной и потусторонний, признание ведущей роли последнего. Религиозному сознанию характерно эмоционально-фантастическое отражение действительности, основанное на вере в сверхъестественное. Функции: компенсаторная (утешение); интегративная (объединение верующих); регулятивная (регулирует поведение верующих через религиозные ценности, отправляемый культ); коммуникативная (осуществляется в совместной культовой деятельности); функция помощи.

 

3.Наука. Предмет – природный, социальный, внутренний мир человека. Способ отражения – отражение в понятиях, законах, теориях. Функции – познавательная, практически-действенная. (См. тему «Научное познание»).

4.Эстетическое сознание и искусство. Основное понятие «прекрасное» (противоположное – «безобразное»). Отражается именно эта сторона мира. Искусство – способ освоения действительности в форме художественных образов. Функции – удовлетворение эстетических потребностей; учит давать эстетические оценки; воспитание через эмоциональное воздействие на человека; коммуникативная, познавательная. Художественный образ раскрывает общее в единичном. В индивидуальном художник вскрывает типическое (в науке наоборот – идут через познание единичного к общему).

5.Мораль и моральное сознание. Мораль регулирует отношения между людьми, опираясь на общественное мнение, а также на собственную совесть человека. Нормы морали существовали у человека всегда, формируясь в ходе его социализации, они менялись с развитием общества. В своей идеологической части нравственность находит отражение в различных этических учениях. Оценочные категории морали: добро и зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Функции: охранять человека от того, что угрожает жизни, здоровью, безопасности, достоинству, благополучию людей.

6.Право и правосознание. Право – возведенная в закон воля господствующего класса. В демократическом государстве право должно в той или иной степени выражать интересы всех социальных групп. Возникает с возникновением классового общества и государства, чтобы регулировать отношения между классами и др. социальными группами, между государствами. Складывается система юридических законов. Право – та форма, в которой узаконивают себя все другие отношения – экономические, семейные и т.д. Правосознание есть одна из форм цивилизованности. Правосознание тесно связано с нравственным и политическим сознанием.

7.Политика и политическое сознание. Они возникают с возникновением государства как система управления. На уровне политической идеологии это система взглядов на то, как должно быть организовано общество, его государственное устройство, какую политику следует осуществлять. В государстве могут быть группы с разной политической идеологией. Политическое сознание отражает политическое бытие.

Экологическое сознание – совокупность знаний, ценностных ориентаций (включая нравственно-эмоциональное отношение к природе). Экологическое сознание позволяет правильно оценивать роль природы в нашей жизни, свою ответственность за сохранение благоприятных условий для жизни, исходя из возможностей самой природы, её способности к самовосстановлению.

Духовная ситуация современности

С развитием капитализма появляется массовое машинное производство и, соответственно, развиваются массовая культура и массовое сознание (испанский историк и философ 20 в. - Х.Ортега-и-Гассет).

Массовое сознание – это не какой-то особый вид сознание. Это состояние общественного сознания, которое, как уже говорилось, включает определенные уровни и формы, но трансформированные в состояние массового сознания.

Ранее была сословная, иерархическая структура общества. Сословье имело свои привилегии и ответственность. Капитализм разрушает эту структуру. Человек выпадает из разрушающейся общины, он становится «атомарным» индивидом. Человек может перемещаться по социальным группам (т.е. менять профессию, место жительства и т.п.; если общество это позволяет делать, то такое общество называют «открытым» обществом). Развиваются индивидуализм и демократическая форма правления, необходимые для рыночной конкурентной экономики. Данные процессы ведут к определенной «уравненности» людей.

Еще в 18 веке возникло понятие «общественное мнение». Сегодня это важный элемент общественно-политической жизни, хотя оно неопределенно и неоднородно, как и само понятие «общественность». Далее развиваются СМИ, для них нет социальных границ, т.е. все смотрят телевизор, читают газеты… Это позволяет формировать духовные стандарты. Большую роль начинает играть реклама, мода. Возник и был осознан феномен массового сознания. Понятие «масса» связано с: 1). большим числом людей и 2). с определенным уравнением в ней индивидов. Появляется возможность манипулирования массовым сознанием. Правда, многие процессы в массовом сознании идут стихийно, не все контролируется элитой. И всё же манипуляция возможна.

Популярным становится понятие «менталитет ». Его определяют по-разному, в частности, как «не сформулированные четко и не вполне осознаваемые манеры мыслить, ценности, которые присущи эпохе, группе» и т.д. Менталитет – это своего рода автоматизмы мысли, которыми люди пользуются, не замечая их. Это внеличные установки сознания. Они имеют тем более принудительный характер, что не осознаются. Идеи – это лишь видимая часть «айсберга» нашего сознания. Менталитет восходит к латинскому «mens» и обозначает способ мышления, образ мыслей, умонастроение, характер. Метод изучения ментальности – ее сопоставление с другой ментальностью. Ментальность всегда есть некая целостность («мировидение»), единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Ментальность – глубинный пласт коллективного сознания, по сути то, что Э.Дюркгейм называл «коллективным бессознательным». Ментальность необходимо включает в себя ценности, но не исчерпывается ими.

 

 

Как отмечал еще Ортега-и-Гассет, массовому сознанию характерны неуважение к компетентности и духовности, неоправданность претензий на высокое положение, относительность ценностей. «Массовый человек» чувствует себя «как все», не критичен к себе, не стремится к самосовершенствованию, нет дисциплины духа, для него нет духовных авторитетов, зато успешно решает материальные проблемы, энергичен и уверен в себе. Такой человек с готовностью откликается на призывы тех, кто сформулирует простой лозунг, не интересуется серьезными рассуждениями (т.е. у него поверхностный стиль мышления).

В 20-ом веке сложился новый тип культуры. Его характеризуют как постмодернистский. Это век культурного многообразия. Возникают массовая и элитарная культура. Но у них есть общие черты. Образцы классического искусства ясны, определенны, в них отчетливо выражен эстетический и нравственный идеал. Классика стремилась пробудить в человеке лучшие черты. Современное неклассическое искусство характеризуется размытостью идеала. Подчеркивается безобразное, состояние тревоги. Характерно обращение к области подсознательного (агрессивность, страхи). Проблема века – размышления о природе человеческой агрессивности, соотношения рационального и иррационального, вопросы сексуальности, жизни и смерти (проблема эвтаназии). Сегодня искусство не стремится к пониманию и выражению внутренней сущности, но отражает то, что есть, важен не продукт, но упаковка. Особое внимание уделяется теме свободы, но в 19-ом веке волновали вопросы политических и гражданских свобод, сегодня – проблема внутренней свободы человека. Культура рассматривается исключительно как способ развлечения и потребительского наслаждения. Абсолютным феноменом современной культуры и единственной актуальной ее формой стало шоу. Объект искусства выступает как товар, субъект, его воспринимающий, - как потребитель.

Доминируют потребительские ценности, которые начинают вступать резкое противоречие с ценностями природы. Главное – доход, прибыль, темпы роста, не является ценностью стремление к экологической сбалансированности развития. Современная цивилизация – это цивилизация «силы». Ценности ненасилия, взаимодействия в ней недостаточно укоренены. Западные социологи характеризуют современного человека как гедониста-индивидуалиста

 

Реклама. Реклама все чаще аппелирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Оперирование не понятиями, а образами ведет к господству стереотипов. Опора на эмоциональные связи между явлениями рождает, так называемое, «автоматическое мышление» (Московичи С. Век толпы.М.,1996.С.114). Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание – суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей (известная формула рекламного воздействия: внимание, интерес, желание, действие, мотив). Реклама не только учитывает мировоззренческие, ценностные ориентации людей, но и формирует их, выстраивая определенную потребительскую идеологию.

Потребление становится не только «конечной целью бытия», но и критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе оценивается не только не его заслугами перед обществом, но даже не тем, чем он владеет, а исключительно тем, что и в сколько он потребляет. Действуют мотивы престижа и уподобления. Исходя из надуманной моды многие товары становятся не настоящими, а «виртуальными». Возникает система виртуальных, неподлинных ценностей, не имеющая никакого отношения к реальному бытию. Денежно-рыночный порядок стал насильничать над жизнью. Он отлучает человека от духовного бытия, но организует толпу в общество. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе потребления – потреблять. Появляется тенденция не видеть разницы между реальным и ирреальным, жить иллюзиями. Подавляется личностное начало.

В рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом», представляются как универсальное распределение ролей в данной ситуации. Реклама обращается к устоявшимся, но неосознаваемым на рациональном уровне шаблонам нашего восприятия, своего рода «социальным архетипам» человека общественного.

Интересно, что в искусстве, не входящем в шоу-бизнес, обычная реклама не работает, ее по-прежнему заменяет общественное мнение.

 

Сегодня возникло понятие консциентальной войны. Суть ее в борьбе различных форм организации сознания. Предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Носители сознаний остаются, а типы сознаний вытесняются за рамки цивилизационно допустимых. Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение общностей, групп, которые являются носителями данного типа сознания. Пять способов поражения: 1.поражение нейро-мозгового субстрата радиацией, химическими веществами, отравляющими воздух, пищу и т.д.; 2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой живет сознание; 3. оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения; 4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (психотропное оружие); 5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. При этом широко используются средства массовой коммуникации, кино и т.п.

 

 

 

Цель: сформировать представление об основных психических процессах и закономерностях.

План:

1. Понятие о психике.

2. Психические процессы, психические состояния, психические явления.

3. Основные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

4. Эмоции.

5. Воля.

Текст:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 18 Редуктора | Ощущение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.