Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Долгосрочное равновесие фирмы на конкурентном рынке




Кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде

По условиям совершенной конкуренции любая фирма имеет:

свободный вход и выход из любой отрасли;

полную информацию об условиях и возможности получить экономическую прибыль на данном рынке; равные возможности с другими фирмами в приобретении необходимых факторов производства.

При наличии в отрасли нормальной экономической прибыли, в нее устремятся другие фирмы, которые, приобретя на рынке необходимые факторы производства, начнут выпускать аналогичную продукцию. Поэтому кривая предложения на данном рынке будет отражать совокупное предложение всех фирм, которое образуется в результате сложения предельных затрат фирм при определенном уровне цены, которая выше минимальных средних переменных затрат этих фирм.

Возникает вопрос, будут ли кривые MC различных конкурентных фирм на одном и том же рынке значительно отличаться друг от друга?

 

Ответ на этот вопрос зависит от возможных колебаний в уровне затрат фирм, производящих одинаковую продукцию. Очевидно, что общие затраты на единицу продукции фирм, имеющих крупные масштабы производства и мелких фирм, будут отличаться. Фирмы, большие по размеру, могут экономить на масштабе производства, поэтому минимальный уровень AVC будет соответствовать более низкому уровню рыночной цены, и они смогут раньше других фирм выйти со своей продукцией на рынок (Рис. 100 - см. MC3). Поэтому кривая совокупного предложения будет формироваться только за счет продажи продукции фирмы с предельными затратами на уровне MC3. При повышении цены до уровня P2 на рынок смогут выйти более мелкие фирмы, у которых затраты выше, чем у крупного производителя. Объем предлагаемой продукции на рынке, начиная с этого уровня цены, будет формироваться исходя из суммарного объема выпуска всех фирм (на рис. 100 - объем Q4).

 

 

Рис.

С выходом на рынок большого количества фирм повысятся цены на необходимые факторы производства, что, соответственно, скажется на уровне затрат предприятий в сторону их увеличения. Рост затрат (особенно это относится к переменным затратам) сдвигают кривую MC вверх, что приводит к уменьшению выпуска продукции. Предложение на рынке уменьшится. Фирмы с наиболее высоким уровнем затрат вынуждены будут покинуть отрасль. Таким образом, рост цен на переменные факторы производства приводит к сокращению предложения.

 

Долгосрочный период, как мы уже отмечали ранее, отличается от краткосрочного тем, что здесь все затраты принимают переменный характер. Могут также меняться масштабы производства, так как фирма может расширить свои производственные мощности. В долгосрочном периоде могут приниматься такие принципиальные решения, как сворачивание производства того или иного товара, изменение профиля предприятия, освоение новых рынков. Если фирма планирует остаться на данном рынке, то она должна определить, при каком объеме продукции она максимизирует свою прибыль.

Допустим, что фирма максимизирует экономическую прибыль в краткосрочном периоде при объеме выпуска Q1 (Рис. 101).

 

 

Рис.

Кривые LMC и LATC отражают предельные и средние общие затраты в длительном периоде. Пересечение линии цены с LMC дает объем производства, при котором фирма в долгосрочном периоде максимизирует прибыль (Q2). В первом случае величина прибыли выражалась площадью прямоугольника PEAB, во-втором варианте величина прибыли значительно увеличилась (площадь прямоугольника PKCD). Любое отклонение от объема производства Q2 в долгосрочном периоде уменьшит получаемую фирмой прибыль. Следовательно, в долгосрочном периоде фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предельные затраты равны цене продукции на рынке.

Основные условия совершенной конкуренции дают богатые возможности переливе капитала из одной отрасли в другую. Но, в то же время, необходимо понимать, что любая фирма, занявшая определенный сегмент рынка, не спешит его покинуть. Для получения прибыли любому предприятию необходимы стабильность и устойчивость. Как его добиться в условиях совершенной конкуренции? При каких условиях «чужие» фирмы не пожелают занять ваше место на рынке, а у вас не будет побудительных мотивов покинуть свою отрасль?

Если фирмы в длительном периоде в какой-либо отрасли получают высокую прибыль, то это, безусловно, привлечет на этот рынок другие фирмы. Увеличение общего числа продаж может снизить цену на товар, что приведет к тому, что мелкие фирмы с нетехнологичным производством выйдут из дела. До каких пор будут происходить подобные колебания? До тех пор, пока цена на рынке не установится на уровне минимального значения средних общих затрат в длительном периоде. В таком случае, данный рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут получать нулевую прибыль.

Для тех фирм, которые освоили данный рынок, это будет означать, что они будут получать бухгалтерскую прибыль, но не получат прибыль экономическую, которая включает неявные затраты. Поэтому стимула для выхода из дела у них не будет.

Можно отметить три момента, которые лежат в основе долгосрочного равновесия на конкурентном рынке:

Спрос на рынке совпадает с предложением и образующаяся равновесная цена устраивает как продавцов, так и покупателей.

Все фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль, то есть находятся в равновесии.

Все фирмы получают нулевую прибыль.

Перечисленные три условия создаются в течении длительного времени, а в коротком периоде фирмы могут получать достаточно высокую экономическую прибыль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.