КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы развития истории философии
Предмет, методы и функции философии. Философское мировоззрение и его особенности. Тема 1. Философия, ее предмет, методы и функции. 1. Понятие «мировоззрение» и его структура. Специфика мифологического и религиозного мировоззрения. Факторы перехода от мифологии к философии. Понятие «мировоззрение» и его структура. Специфика мифологического и религиозного мировоззрения. Факторы перехода от мифологии к философии. Понятия «философия» и «мировоззрение» тесно связаны между собой. Они занимаются решением одних и тех проблем, пытаясь ответить на вопросы об устройстве окружающего человека мира и месте человека в нем. Но философия является лишь одной из форм мировоззрения и имеет свой, специфический подход к решению обозначенных проблем. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Структура мировоззрения: 1. Познавательный компонент (основывается на обобщенных знаниях и представляет конкретно-научную и универсальную картину мира); 2. Ценностно-нормативный компонент (состоит из ценностей, идеалов, убеждений, верований, норм и др.); 3. Эмоционально-волевой компонент (при необходимости реализации знаний, ценностей и норм в практической деятельности нужно освоить их на эмоционально-волевом уровне, превратив из в личные взгляды, убеждения, верования и выработав определенную психологическую установку на готовность действовать); 4. Практический компонент (без него мировоззрение будет носить абстрактный, отвлеченный характер, а необходима реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах).
Уровни мировоззрения: 1. Жизненно-практический складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте, на него существенное влияние накладывают национальные и религиозные традиции, уровень образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и др. Оно включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. 2. Теоретический отличается глубокой продуманностью, систематичностью и обоснованностью. Исторические типы мировоззрения: 1. Первой формой мировоззрения в хронологическом порядке является мифология. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Мифология – это особый тип мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В ней объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Виды мифов: А) о происхождении мира, обычаев и обрядов; Б) о законах природы; В) эсхатологические (о конце света); Г) биографические (о рождении, браке и смерти). Черты мифологического сознания: А) синкретичность (в мифе все находилось в единстве: правда и вымысел, человек и природа); Б) антропоморфность (человек в мифе не выделял себя из мира, он очеловечивал мир и природу, объяснял их происхождение по аналогии с самим собой); В) отсутствие рефлексии (человек не имел теоретического интереса к предметам, к тому, что они представляют сами по себе); Г) прагматизм (все явления оценивались с точки зрения их полезности или вредности, дружественности или враждебности по отношению к человеку). С помощью мифов прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало духовную связь поколений. С точки зрения мировоззренческих конструкций мифология неотделима от религии. Последняя существовала в тот же период, что и мифология. Мифы тесно переплетались с обрядами и служили предметом веры.
2. Религия – это вера в существование сверхъестественных сил и в возможность влиять на них при помощи культа, то есть системы обрядовых действий. Виды религий: А) первобытные формы религии: · магия – волшебство, колдовство, чародейство, призванное сверхъестественным путем воздействовать на явления природы, мир вещей, людей, духов; · фетишизм – почитание отдельных природных объектов, которым приписываются сверхъестественные свойства; · тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже – растений или даже предметов; · анимизм – одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющими на человеческую жизнь, даже поселяющимися в самом человеке. Б) национальные; В) мировые: · буддизм; · христианство; · ислам. Особенности ортодоксального религиозного мировоззрения: А) «вера», возводимая в принцип, при подчиненном положении разума; Б) убеждение в возможность сверхъестественных, внепричинных и необъяснимых явлений; В) наличие жестко установленных традиций, обрядов, ритуалов, культа; Г) наличие «священного писания», а иногда и последующих догматов, которые воспринимаются в качестве божественного откровения, а значит – абсолютной истины. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного вечного. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает преодолевать ему житейские трудности. 3. Философия; 4. Наука. Факторы перехода от мифологии к философии: 1. Переход от бронзы к железу; 2. Развитие аграрного и ремесленного производства; 3. Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; 4. Появление разделения труда и товарно-денежных отношений;
5. Постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. В этих условиях миф не мог выполнять роль социального регулятора. Мифология переставала быть универсальным мировоззрением, так как приходила в противоречие с новой практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникала потребность в системе, которая с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на мифе. В итоге на ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума. Первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматизм. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |