Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы школы и направления древнеиндийской философии




Основные черты и школы философии Древнего Китая.

Основные принципы школы и направления древнеиндийской философии.

Тема 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая

Основные черты философских школ Древней Индии:

1. Окружающий мир и личность тесно связаны.

2. Философия Древней Индии обращена внутрь человека.

3. Жизненные принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление, не-деяние.

4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.

5. Учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти.

6. Учение о карме – суме добрых и злых дел каждого человека.

Древняя индийская философия тесно связана с брахманизмом. Брахманизм – учение брахманов – основывался на Ведах, сборниках гимнов в честь богов. Они сложились к середине I тыс. до н.э. Философская мысль в них заключена в Упанишадах, которые не представляют собой законченных и логичных произведений, это собрания разрозненных текстов на различные темы. Центральным понятием в Упанишадах выступает «брахман» - универсальная безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Ему противопоставляется и одновременно отождествляется с ним понятие «атман» - индивидуальная душа, субъективное духовное начало, «Я».Эта понятия объединяют учения о сансаре (круговороте жизни) и карме (законе воздаяния). Согласно этим учениям, жизнь – это определенная форма бесконечного перерождения. Будущее положение индивида при перерождении зависит от суммы добрых и злых дел. Закон кармы при праведном образе жизни дает возможность родиться представителем высшей варны: брахманом (священнослужителем), кшатрием (воином или представителем власти), вайшьем (земледельцем, ремесленником и торговцем). В противном случае – шудрой (простолюдином), животным или растением. Важнейшая задача человека – освобождение от «мира объектов и страстей». Его можно достичь через постоянное нравственное совершенствование, что в конечном итоге приведет к растворению атмана (индивидуальной души) в брахмане (мировой душе). В дальнейшем развитие древнеиндийской философии пошло в двух направлениях: ортодоксальном (поддержка и опора на Веды) и неортодоксальном (отрицание авторитета Вед). К неортодоксальным школам относятся: чарвака-локаята (материалисты), джайнизм и буддизм.

Чарвака

Это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Чарвака отрицает основные понятия брахманизма. Первоосновой в этом учении выступает материя в виде 4-х первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Все остальное производно от них. В основе гносеологии чарвака – чувственное восприятие мира (истинно то, что познается с помощью чувств). В этике чарвака лежит гедонизм (неограниченное наслаждение). Основной девиз чарвака – «надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем».

Джайнизм

В центре этой школы – бытие личности. Личность дуалистична и состоит из духовной (джива) и материальной (аджива) сущностей. Связь между ними осуществляется через карму – тонкую материю. Когда карма соединяется с грубой материей, возникает личность. Цель – освобождение души человека от материального мира (адживы). Т.о., душа пребывает в двух формах: совершенной (когда она свободна) и несовершенной (когда пребывает в состоянии страдания). При переходе от страдания к свободе душа достигает нирваны (наивысшего состояния души), когда цель достигнута). Достигнуть этого перехода можно только правильной жизнью, которая связывается с аскетическим поведением.

Буддизм

Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, - бытие личности. В основе буддизма – «четыре благородные истины»:

1. Существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием.

2. Существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению.

3. Существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды.

4. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания. Он восьмеричен:

А) правильное понимание (четырех благородных истин);

Б) правильная решимость (отказ от земного, вражды к людям);

В) правильная речь (воздержание от лжи);

Г) правильное действие (не уничтожай живого);

Д) правильный образ жизни (отказ от недозволенных средств для поддержания жизни);

Е) правильное усилие (стремление поддерживать свое моральное совершенствование);

Ж) правильное внимание (акцент на бренности существования);

З) правильное сосредоточение (4 стадии: отрешенность, невозмутимость, размеренность, самообладание).

Человек, уничтоживший жажду, становится Буддой (пробужденный, просветленный).

К ортодоксальным школам относятся 6 систем:

1. Веданта (завершение Вед)

Это наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание и любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Важную роль при этом играет помощь учителя. Поэтому одним из требований веданты является покорное следование ученика за учителем, постоянное размышление над истинами веданты с целью непосредственного и постоянного созерцания истины. Знание освобождает душу, незнание, напротив, порабощает ее, усиливает стремление к чувственным удовольствиям. Изучение веданты и является основным средством освобождения души.

2. Миманса
(размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях)

Система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает, прежде всего, жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

3. Санкхья (число, перечисление)

В ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). Наряду с природой признается существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах возникают и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).

4. Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание)

Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа – санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются самонаблюдение, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения. На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

5. Вайшешика (особенность, космология)

На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей, все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны. Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

6. Ньяя (правило, логика)

Это учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследование метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. Условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и воздействия отрицательных факторов страдания.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.