Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение марксистской философии, круг ее основных проблем

Учение Л. Фейербаха о человеке

Людвиг Фейербах создал один из вариантов антропологического материализма. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии. Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усмотрел в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. Религия - не просто продукт человеческого невежества, а обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь, к возвышенному чувству взаимной любви. Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.


 

Завершающим этапом развития немецкой классической философии можно назвать марксизм. К. Маркс выступает в защиту гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой личности человека. Реализации этой сущности препятствуют различные виды человеческого отчуждения: от природы, от своей собственной родовой сущности, от человека и от общества. В основе всех форм отчуждения лежит отчуждение труда, базирующееся на частнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей собственной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям. Реализация этой возможности осуществляется в производственной деятельности, в труде. Маркс выделяет в деятельности человека 2 основных момента: опредмечивание и распредмечивание. Опредмечивание – это переход свойств и характеристик живого процесса деятельности субъекта в объект, в покоящееся свойство предмета, в предметное воплощение. Распредмечивание – это обратный переход предметности в живой процесс, в действующую способность, это процесс освоения субъектом предметных форм культуры, а посредством их – также и природы. В результате труда изменяется и отношение человека к человеку. Целью человеческого общения становится обмен богатством внутреннего мира личности. В итоге формируется универсально-развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек. Достижение этого идеала К. Маркс связывает с ликвидацией частнособственнических отношений, преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда, формированием отношений нового типа – коммунистических отношений. С этим тесно связано материалистическое понимание истории. Оно заключается в том, чтобы исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе – и политическое устройство общества, право. Мораль, религиозные и другие духовные явления. Сознание есть ничто иное как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения.

Главным фундаментальным принципом философской системы К. Маркса и Ф. Энгельса становится принцип практики. Понятие «практика» у них противостоит понятию «опыт». Практика – это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формированию социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействия всех людей. В гносеологии практика выступает как материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина – это соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Любая истина объективна. При этом абсолютная истина близка по содержанию к объективной. Но она недостижима, так как наше знание носит относительный характер. Т.о., абсолютная истина – это бесконечная сумма относительных истин. Поэтому процесс познания бесконечен. Критерием объективности истины может выступать только практика.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Энциклопедия философских наук Г. Гегеля | Клиновый микрометр
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.