Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути введения лекарственных средств в организм человека

Фармакокинетика изучает движение лекарственных средств по организму человека, а именно пути введения лекарственных средств, их всасывание, распределение, метаболизм (биотрансформацию) и выделение из организма.

Многие фармакологические средства предназначаются для лечебно-профилактических целей, а поэтому их называют лекарствами. Однако если неправильно ввести ЛП(или неправильно рассчитать дозу), то он превратится в яд. Например дозы МОРФИНА, которые у ребенка старшего возраста вызывают лечебный эффект, оказывают на грудных детей смертельное действие, так как грудные дети очень чувствительны к морфину. Антибиотик левомицетин, которые люди покупают от поноса, у угрудных детей может вызвать летальный исход, т.к. обладает высокой токсичность.

Название фармакология происходит от греческих слов PHARMACON (лекарство, активное начало) и LOGOS (слово, учение).

Фармакология изучает ЛС, применяемые в медицине для лечения, профилактики и диагностики различных заболеваний или патологических процессов.

Зачем изучаете фармакологию.

Средства защиты кожи.

 

Общевойсковой защитный комплект.

Состоит из рубахи с капюшоном, брюк, чулок, перчаток. Масса комплекта 5 кг. Обычно используется при ведении радиационной химической и бактериологической разведки, а также для защиты личного состава в условиях химической и бактериологической атаки.

Бытовая одежда.

Резиновые сапоги, спортивный костюм, плащ, спортивная шапочка, шарф, и кожаные перчатки. Используется при любых выбросах.

 

 

Затем, что ваша будущая профессия связанна с медициной. Вы будите работать с врачами, для этого должны знать мед. терминологию, чтобы понять о чём говорит врач и, что он хочет от вас.

Фармакология – это наука о взаимодействии лекарственных средств с живыми организмами и о путях изыскания новых лекарственных средств.

По определению ВОЗ ЛЕКАРСТВЕННЫМ является любое вещ-во или продукт, используемый для лечения человека. Например: лекарственным мы можем назвать только то растение, которое используется для лечения.

Как медицинская дисциплина фармакология тесно связана с другими дисциплинами (фарм. химией, анатомией, патологией, микробиологией, основами сестринского дела). А на следующий год понадобится для изучения терапии, педиатрии, хирургии и др.

Основными задачами фармакологии является изучение ЛП, их побочных действий, противопоказаний, особенностей применения у различных групп населения, правильность разведения ЛП для инъекций.

Фармакология развивается стремительными темпами. Ежегодно исследуются тысяча химических соединений. Из них в клинической практике используются лишь десятки новых высоко активных лекарственных препаратов. С каждым годом уточняются механизмы действия уже известных средств, расширяются или суживаются показания и противопоказания для их применения.

Фармакология представляет собой один из самых сложных предметов медицины. Её сложно изучать как в высших, так и в средних учебных заведениях. Однако сейчас уже получение медицинского образования немыслимо без знаний основ фармакологии. Для её успешного изучения необходимо будет приложить максимум усилий.

К настоящему моменту известны уже данные о более 10000 лекарственных препаратов.

 

Фармакология имеет 2 раздела - это фармакокинетика, фармакодинамика.

Фармакодинамика – изучает механизм действия лекарственных средств, т.е. каким образом действует то или иное вещ-во на организм человека.

Виды действия лекарственных веществ:

1. Основное (главное) – действие, благодаря которому достигается лечебный эффект. Например: таблетки пенталгин-Н, имеют основной фармакологический эффект или основное действие - обезболивающие – это основное действие по которому назначают ЛП.

2. Побочное – нежелательные, иногда опасные, эффекты, возникающие в организме при применении ЛП. В справочники ЛП или в анатации по применению ЛП указаны побочные эффекты. Как они выявляются? Берётся группа из 1000 добровольцев. В течении определённого времени они принимают испытуемый ЛП. Если за это время хотя бы у одного будет аллергическая реакция, то в побочный пишут аллергическая реакция и т.д. В нашем примере побочный эффект у пенталгина- Н:

при длительном приеме нарушение функции почек и печени, поэтому противопоказание – почечная или печеночная недостаточность.

побочное действие – нарушение системы крови (лейкопения и т. д.), противопоказание – заболевание крови.

3. Местное – действие, проявляющееся на месте применения препарата при непосредственном контакте с тканями организма. Например: синяк намазать рассасывающей мазью.

4. Резорбтивное или общее – действие, не на конкретный орган, а на весь организм. Пример анальгин.

5. Прямое – действие, проявляющееся при непосредственном взаимодействии лекарственного вещества с определенным органом, приводящее к изменению его функций. Например укол в сустав.

6. Косвенное – действие, развивающееся вторично, вследствие реализации прямого действия. Например: супрастин- основное противоаллергическое, косвенное- сонливость. Одной из разновидностей косвенного действия является рефлекторное действие — непрямое действие лекарств, в механизме действия которых принимают участие рефлексы. В рефлекторном действии особую роль играют рефлексогенные зоны, которые содержат большое количество чувствительных нервных окончаний. Такие зоны находятся в слизистой оболочке ЖКТ, верхних дыхательных путях, на поверхности кожи, в сосудистой системе. Примером рефлекторного действия служит влияние нашатырного спирта на дыхание. Скипидар, горчичники, банки, кроме местного, имеют и рефлекторное действие.

7. Избирательное – это когда ЛП в терапевтических дозах действует исключительно на определенный орган или выполняет данную функцию. Примером избирательного действия служит влияние сердечных гликозидов на сердечную мышцу, алкалоидов спорыньи — на мышцы матки, адреналина — на адренорецепторы, атропина — на М-холинорецепторы. Но-шпа- на гладкую мускулатуру. Мезим- на поджелудочную железу.

8. Обратимое – временное действие, которое прекращается после выведения или разрушения лекарственного вещества. Обезболивающее действует 3-6ч.

9. Необратимое – действие, сохраняющееся даже после выведения лекарственного вещества. Терафлекс, после 6 месяцев приёма, продолжительность действия сохраняется ещё в течение 3 месяцев после отмены препарата. Одни и те же лекарства могут вызывать обратимое и необратимое действия в зависимости от дозы. Примером могут служить вяжущие и прижигающие вещества, кислоты, соли тяжелых металлов, фенол. Необратимое действие наступает при неправильном применении лекарств: превышении доз, концентраций, длительном применении, при индивидуальной несовместимости лекарств и организма.

10. Угнетающее – в результате понижается функция организма ниже нормы (эфир).

11. Возбуждающее – повышается функция организма выше нормы (кофеин).

12. Тонизирующее – повышается функция организма до нормы (женьшень).

13. Успокаивающее – понижается функция организма до нормы (настойка валерианы).

NB!!!

Все пути введения можно разделить на две основные группы:

1. Энтеральные – через желудочно-кишечный тракт;

2. Парентеральные – минуя желудочно-кишечный тракт.

Энтеральные пути введения удобны в применении, не требуют стерильности препаратов и присутствия медперсонала, однако их невозможно использовать во многих экстренных ситуациях, а также если больной без сознания или у него неукротимая рвота. К энтеральным путям введения лекарственных средств относятся:

1. Пероральный (от лат. per os – через рот, внутрь) – самый распространенный путь введения вследствие его удобства. Однако эффект развивается медленно, т.к. скорость всасывания лекарственного вещества зависит от качества и количества содержимого желудка и кишечника, от свойств слизистой кишечника, его моторики. Также часть лекарственного вещества разрушается при прохождении через печеночный барьер и только после этого поступает в кровь. При приеме PER OS всасывание ЛС может начинаться непосредственно в ротовой полости (лучше всасываются жирорастворимые ЛС). Далее, в желудке всасывание ЛС невелико. Тонкий кишечник – основное место всасывания жиро – и водорастворимых ЛС, в толстом кишечнике – всасывание меньше. Всосавшиеся в кишечнике ЛС попадает в систему воротной вены печени, лишь потом в системное циркуляторное русло. Внутрь через рот (перорально, энтерально) вводятся лекарственные препараты в форме растворов, порошков, таблеток, капсул, пилюль.

Преимущество способа: удобство и простота применения.

Недостатки: отрицательное действие на желудок (нельзя принимать людям с больным желудком, лучше принимать таблетки покрытые оболочкой).

разрушение в желудке, кишечнике, а также в печени, и, таким образом, теряют свою активность. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации врача по их приему (после или до еды, запивать молоком или водой и т.д.).

2. Сублингвальный (от лат. sub lingua – под язык)самый быстрый по наступлению эффекта из энтеральных путей введения, т.к. ротовая полость хорошо кровоснабжается, и лекарственное вещество попадает непосредственно в кровь, не разрушаясь пищеварительными ферментами и ферментами печени.

Преимущества: ЛП не разлагается желудочным соком, быстро попадают в системный кровоток, обеспечивая тем самым развитие нужного эффекта.

Недостатки: раздражение слизистой, чрезмерная соливация (слюноотделение), что способствует частичному проглатыванию ЛС.

3) Трансбуккальный - на слизистую оболочку десны и/или щеки. Эффективность аналогична сублингвальному введению.

4. Ректальный (от лат. per rectum – через прямую кишку)путь, который используется при невозможности применения лекарств пероральным или сублингвальным способом или при необходимости воздействия непосредственно на прямую кишку. При этом лекарственное вещество не разрушается пищеварительными ферментами и ферментами печени, поэтому при всасывании в общий кровоток эффект развивается быстрее, чем при пероральном введении.

Преимущества: позволяет избежать раздражающего действия на желудок, а также использовать лекарства в случаях, когда затруднен или не осуществим их прием через рот (тошнота, рвота, спазм или непроходимость пищевода).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие точности | Ректально вводят свечи и жидкости с помощью клизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.