Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бухгалтерский баланс, его сущность и значение




Лекция 3. Бухгалтерский баланс, его сущность

Метод бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета - система взаимосвязанных способов и приемов изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета. Каждый отдельный прием или способ бухгалтерского учета называется элементом метода. Различают следующие элементы метода:

1. Документация - способ первичной, сплошной и непрерывной учетной регистрации движения средств и источников их образования.

2. Инвентаризация - периодическая проверка наличия числящихся на балансе имущества и обязательств.

3. Оценка - использование денежного измерителя для обобщения и соизмерения в учете различных объектов бухгалтерского учета.

4. Калькуляция - способ определения фактических затрат (себестоимости) отдельных объектов бухгалтерского учета.

5. Система счетов бухгалтерского учета (счета) - это самостоятельные информационные элементы, отражающие движение строго определенных объектов бухгалтерского учета, связанные между собой в единую информационную систему.

6. Двойная запись - способ текущего учета информации, в соответствии с которым любая хозяйственная операция записывается дважды на взаимосвязанных бухгалтерских счетах.

7. Бухгалтерский баланс - способ отражения и экономической группировки средств организации на определенную дату в денежном выражении.

8. Отчетность – система сводных показателей о хозяйственной деятельности организации, составленная на основе данных бухгалтерского учета.

Таким образом, документация и инвентаризация применяются для осуществления первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета; оценка и калькуляция служат для стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета; счета и двойная запись используются с целью текущей группировки данных об объектах бухгалтерского учета; баланс и отчетность – способ итогового обобщения сведений бухгалтерского учета.

 

1. Бухгалтерский баланс, его сущность и значение

2. Структура баланса, содержание его статей

3. Типы балансовых изменений

 

Баланс- система показателей, сгруппированных в виде двусторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. С 2011 года форма российского бухгалтерского баланса включает в себя данные на конец трех лет.

В основе своей термин «баланс» латинского происхождения. Означает две чаши весов. Как символ равновесия весы изображены на гербе Международного Союза бухгалтеров.

Балансовое обобщение характеризуется двойственным характером отражения объектов и синтетическим обобщением информации.

Двойственный характер отражения заключается в том, что объекты показываются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в двух аспектах, которые зависят от вида баланса.

Существуют различные виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов предприятия, межотраслевой баланс, баланс основных фондов, материальные балансы, платежный баланс, и т. д.

В зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают разные виды бухгалтерских балансов: вступительный, текущий, санируемый, разделительный, передаточный, сводный (консолидированный), ликвидационный.

С вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчетного года, а заключительный – на конец отчетного года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительного тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами путем отсрочки платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.

Объединительный баланс формируют при объединении нескольких предприятий в одно.

Сводный (консолидированный) баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

Ликвидационные балансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей (производимой по реализационной стоимости).

В бухгалтерском учете имеется балансовое равенство (капитальное уравнение), основанное на принципе двойственности:

Активы = Обязательства + Собственный капитал.

Каждый вид средств и источников, показанных в балансе, называется статьей. Статьи группируются в разделы, предусматривающие их экономическую группировку. Итог актива и пассива баланса называется валютой баланса.

В бухгалтерском балансе перед показателями статей имеется графа «Пояснения» для ссылок на пояснения. Решение о том, где будет детализироваться информация, должно приниматься организацией с учетом требований ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Т.о., балансовое обобщение информации дает возможность устанавливать и анализировать соотношения между ресурсами и их источниками, производством продукции и ее распределением, между затратами на производство продукции и ее выпуском и т. п. Баланс является важнейшей формой отчетности.

 

Структура баланса, содержание его статей.

Двусторонняя таблица баланса в графическом изображении показывает на левой стороне состав имущества по степени ликвидности и характеру участия в процессе производства. Это актив баланса. Источники данного имущества отражены в правой стороне баланса - пассиве. Пассив показывает собственный капитал, а также совокупность долгов и обязательств организации. Другими словами в пассиве приведены те инвесторы, которые имеют право собственности на то имущество, состав которого раскрывается в активе баланса.

Каждая статья приведена в балансе по соответствующей строке, которая имеет свой код. Статьи баланса в зависимости от их экономической сущности сгруппированы в пять разделов.

Актив баланса включает два раздела, представленные по экономической однородности с точки зрения возрастания ликвидности имущества следующими основными группами.

Первый раздел «Внеоборотные активы» содержит информацию о нематериальных активах, результатах исследований и разработок, основных средствах, а также доходных вложениях в материальные ценности, финансовых вложениях, отложенных налоговых активах и т.п. Это долгосрочные активы организации.

К нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания, деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Результаты исследований и разработок. По данной строке приводится информация о величине расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также о расходах по завершенным НИОКР.

Основные средства. В подразделе «Основные средства» показывают данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, признаваемым таковыми согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В этом подразделе отражаются также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудования другие объекты.

Доходные вложения в материальные ценности. По этой строке приводят остаточную стоимость имущества, которое собираются сдавать в аренду, лизинг или прокат (счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности).

Финансовые вложения. Долгосрочными считаются вложения (более чем на 12 месяцев) в ценные бумаги (финансовые векселя, акции и облигации) и в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также деньги, вложенные в деятельность простого товарищества. К финансовым вложениям относится также дебиторская задолженность, которая была получена по уступке права требования, банковские депозиты и предоставленные займы.

Отложенные налоговые активы. В этой строке отражают отложенные налоговые активы, рассчитываемые в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов в бухгалтерском учете предназначен счет 09 «Отложенные налоговые активы».

Прочие внеоборотные активы. По этой строке указывают средства и вложения, которые не отражены по другим строкам раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса.

Во втором разделе «Оборотные активы» представлены текущие активы организации - более ликвидные по своему жизненному циклу виды имущества и дебиторской задолженности. Это мобильные средства организации, так как в короткое время могут быть обращены в наиболее ликвидную их часть - денежные средства.

Запасы. По данной строке показывают стоимость всех запасов организации. Здесь приводится информация о материалах, покупных полуфабрикатах, комплектующих изделиях, конструкциях и деталях, топливе, таре и запасных частях, материалах, переданных в переработку, строительных материалах, инвентаре, хозяйственных принадлежностях и т.п.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Здесь учитывают суммы «входного» НДС, которые еще не приняты к вычету из бюджета, т.е. отражается остаток по счету 19.

Дебиторская задолженность включает расчеты с покупателями и заказчиками, по векселям полученным, расчеты с дочерними (зависимыми) обществами, расчеты по авансам выданным, расчеты с учредителями по взносам в уставный капитал (остатки по субсчетам, открываемым к счетам 62, 76, 75).

Финансовые вложения. Здесь показываются суммы, которые организация инвестировала на срок не более 12 месяцев.

По статье «Денежные средства» приводится общая сумма денежных средств, которой располагает организация. Это наличные средства в кассе, средства на расчетном, валютном и других счетах в банках.

По статье «Прочие оборотные активы» записывается стоимость прочих активов, которые не вошли в другие статьи второго раздела.

Пассив баланса раскрывает содержание собственного капитала и обязательств как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Собственный капитал отражен в третьем разделе баланса «Капитал и резервы».

Основной составляющей в этом разделе является уставный капитал (остаток по счету 80). Он характерен для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др. В государственных и муниципальных унитарных предприятиях эта часть имущества представлена уставным фондом. Складочный капитал покажут по этой строке полные товарищества и товарищества на вере.

Собственные акции, выкупленные у акционеров. Эту строку заполняют как акционерные общества, так и общества с ограниченной ответственностью. В балансе стоимость выкупленных акций (долей) показывается в круглых скобках.

В данном разделе приводятся также статьи «Добавочный капитал» (остаток по счету 83), «Резервный капитал» (остаток по счету 82) и суммы нераспределенной прибыли.

В четвертом разделе «Долгосрочные обязательства» раскрываются з аемные средства. По этой строке отражают остатки заемных средств, сумму которых организация должна погасить более чем через 12 месяцев (остаток по счету 67).

Отложенные налоговые обязательства – счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». Когда расходы в бухгалтерском учете признаются позже, а доходы раньше чем в налоговом, у организаций появляются отложенные налоговые обязательства. Их определяют путем умножения суммы временных разниц на ставку налога на прибыль (ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

Резервы под условные обязательства. Раскрывать информацию о таких резервах необходимо в соответствии с требованиями ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности».

Прочие обязательства. Здесь записывают долгосрочные задолженности, которые еще не были отражены в разделе IV «Долгосрочные обязательства».

В пятом разделе «Краткосрочные обязательства» отражаются заемные средства в виде ссуд банков и займов со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты (остаток по счету 66) и другие виды кредиторской задолженности, т.е. краткосрочные обязательства.

Кредиторская задолженность. По этой строке отражают общую сумму кредиторской задолженности организации, а именно: задолженность перед поставщиками и подрядчиками; сумму начисленной, но еще не выданной заработной платы; задолженность перед государственными внебюджетными фондами; задолженность перед бюджетом по налогам и т.п.

Обособленное место в данном разделе занимают источники собственных средств, не вошедшие в предыдущие разделы баланса. Они показываются в статьях «Доходы будущих периодов» (остаток по счету 98), «Резервы предстоящих расходов» (остаток по счету 96) и др.

Доходы будущих периодов - здесь показывают доходы организации, которые получены в отчетном году, но относятся к будущим периодам, например, стоимость безвозмездно полученного имущества и т.п.

Резервы предстоящих расходов. Для равномерного распределения расходов организации могут создавать резервы. Начисление и использование резерва отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Прочие обязательства. По этой строке показывают краткосрочные обязательства, которые не отражены по другим строкам данного раздела.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.