Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Профессиональная трудовая деятельность

План

1. Понятие профессия.

2. Психологический признак труда.

3. Виды профессиональной компетентности.

 

В контексте психологии труда мы будем понимать труд (по Е. А. Климову как функциональную психологическую систему, характеризующуюся четырьмя признаками. Если хотя бы один признак отсутствует, то данная активность пока не есть труд в психологическом смысле слова.

Первые три рассматриваемый психологический признак труда имеет три компонента:

-.когнитивный (знание средств труда, их тонкостей);

- операторный (владение средствами труда);

-. аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния).

1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.

Способность предвосхищать результат деятельности очень развита у человека и не свойственна ему как субъекту труда. Наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает ее трудом. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для широкого коллектива, т. е. как социально ценный. И притом как имеющий положительную ценность. Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности. Дело не просто в самом по себе "чистом" сознании, в понимании соответствующих слов, а в том, что это знание оказывается реальным регулятором активности, деятельности, поведения человека.В связи с обсуждаемым психологическим признаком труда важно отметить, что слово "предвосхищение" указывает одновременно и на гностический, и на аффективный компоненты образа результата деятельности. Ведь "восхищение" — это некоторый подъем чувств. В свою очередь, гностический компонент представления о результате труда складывается из предвидения собственного продукта, с одной стороны, и понимания его ценности (позитивной ценности, или "антиценности") для людей — с другой. Таким образом, в рассматриваемом признаке можно выделить три относительно самостоятельных компонента:

а) более или менее ясное знание о продукте деятельности;

б) более или менее четкое осознание его социальной ценности;

в) более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов.

Знание о результате (т. е. о том, чего пока нет) включает и образные, и понятийные компоненты, соотношения которых различны в зависимости от специфики предмета труда и типа мышления человека. Так, если повар придумывает фирменное блюдо, то знание результата труда включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, в виде усвоенных (внутренних, субъективных) сенсорных эталонов, и образы воображения не только зрительной, но и вкусовой, а также обонятельной модальностей. У химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном продукте может выступать, в основном, в вербальной форме — в виде численно заданных требований к количеству и качеству его.

2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.

Только лишь сознание обязательности и связанные с этим волевые усилия по ее реабилитации специфичны не только для труда. Деятельность становится трудом в том случае, если имеются не только идея обязательности, а и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей. Ведь сознание обязательности и мобилизация волевых усилий могут характеризовать и деятельность по реализации чисто личных, даже и эгоистических или асоциальных замыслов. Когда речь идет о труде, в наличии должны быть задания, сформулированные ответственными представителями производственного коллектива, общества. Эти задания могут быть сформулированы в виде планов, программ, устных илизадокументированных производственных задач. Для детей и подростков социально значимые цели или задания формулируют взрослые люди — родители, учителя, а в отдельных случаях — друзья. Исключением из этого ряда может быть деятельность творческого, поискового характера, когда субъект сам ставит перед собой цели и определяет задачи. Для того чтобы деятельность могла быть отнесена к категории труда (с точки зрения психологии), цели ее должны быть либо внешним образом признаны, отмечены в какой-то социальной группе (в семье, в производственном коллективе), либо логически подчинены определенным общественно важным целям (хотя бы в осознании самого субъекта деятельности). Рассматриваемый психологический признак труда имеет, как и первый, когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный компонент выражается в сознании субъектом большей или меньшей неизбежности принятого порядка вещей и сознания ответственности перед людьми. Аффективный компонент — в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами стабильности — изменчивости условий протекания деятельности, соотносимыми с ее целью. Человек не просто помнит и понимает, какая цель задана, но его тревожат, волнуют факты совпадения или рассогласования хода, направления деятельности с ее идеальным планом.

3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.

Использование орудий — достаточно общий признак деятельности человека. Своеобразие труда сводится к тому, что его орудия, средства оказываются предметом особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим оказываются очень "живучими" в методическом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов. Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность тем в большей степени будет иметь, при прочих равных условиях, психологические признаки труда, чем лучше он ориентирован в орудийных средствах деятельности — внешних и внутренних — и правилах их применения. Короче говоря, чтобы деятельность стала трудом (т. е. той деятельностью, которая создала человека, выделив его из животного мира, и которая продолжает его ваять), недостаточно, чтобы человек взял в руки, скажем, лопату, сварочную горелку, встал за пульт робототехнического комплекса, или организовать команду для достижения какой-то цели. В труде предполагаются знания возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или знание, что существует наиболее предпочтительный вариант или наилучший способ применения их). Наряду с общезначимыми, принятыми для многих средствами деятельности могут быть и индивидуальные или индивидуализированные. Например, мастерство, как высшая форма профессиональной квалификации, во многом создается индивидуальным, приспособленным к конкретному человеку орудийным оснащением деятельности.

4. Осознание межличностных производственных зависимостей, отношений ("живых" и овеществленных). Практически всегда если не объекты, то вещественные орудия труда, условия его скрывают в себе овеществленные межличностные отношения: инструменты кем-то сделаны, кем-то доставлены; материалы кем-то добыты, подготовлены, изготовлены; условия труда кем-то организованы, поддерживаются в норме и пр. Если человек беспечно, бездумно теряет или ломает инструмент, "запарывает" заготовки, полуфабрикаты, то его деятельность теряет признаки трудовой, даже если она протекает на штатном рабочем месте. Она приближается скорее к так называемым орудийным действиям антропоидов (высших обезьян), которые могут не только использовать палку, чтобы достать предмет, который их привлек, но и вставить одну палку в другую и этим новым орудием достать недоступную приманку. Но это еще не делает их активность трудовой деятельностью. Этот психологический признак имеет когнитивные и аффективные компоненты (знание о соответствующих межличностных отношениях и то или иное эмоциональное сопровождение его).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Противобластомные средства. Метилурацил, пентоксил | Тема 4. Факторы развития личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 4.363 сек.