Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность человека и смысл его существования

Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. Сознание как высшая форма отражения.

Лекция за 26.04.12

1. Сущность человека и смысл его существования.

2. 3 важнейш.атрибута материи: движение, пространство, время

4. Идеальность сознания

5. Язык и мышление (см.: Философия. Конспект лекций_Кохановский В.П. и др_2005; Спиркин Философия) – самостоятельно!

6. Антропосозиогенез

 

 

Сущ-ть ч-ка можно опред-ть ч/з способ чел.сущ-ния.

Ч-к-это существо,к-е производит самого себя, свое бытие и свою сущ-ть.

Преобразуя природу, ч-к производит необх-ые д/своего сущ-ния условия, к-е не м. возн-ть в природе;ч-к живет тем,ч. в природе не сущ-ет;тем,ч. он д. сам создавать.

Ч-к обладает самым слож.способом сущ-ния и развития путем преобразования среды, путем создания 2-ой природы). Человеческая сущ-ть выражена в сущностностных св-вах/силахч-ка(Маркс).

В чел.сущ-ти выд-ют 2 уровня: родовое и индив-ое.

Родовое – то что свойст-но всякому ч-ку,ч-ку вообще. Всё присущее ч-ву как сов-сти людей. Родов.черты сущ-ют таким образом через реал.инд-ов.

Индив-ое -это не внешнее выражение чел.сущ-ти, а необх.момент чел.сущ-ти.В сущ-ти ч-ка заложено быть индив-тью, несущей в себе все черты чел.рода. Ед-во родов. и индив-го в чел.сущ-ти выступает основой соц.связей между людьми. Сов-сть чел.индивов образует общество - сложно организованный кол-в людей, которые нах-ся в соц.отношениях др.к др.=> ч-к есть соц.сущ-во.

Сущ-ть ч-ка, СФМ-сложнейш. и неисчерпаемая проблема. Одной из важнейш.проблем д/ч-ка явл. проблема смысла жизни., входит в структуру ОВФ.

Гегель писал, что только животные – чистые физики, а человек по природе своей – метафизик, т. е. философ. Поток мышления водит нас по всей Вселенной и даже выше, мы с равным успехом можем анализировать бытие соседа по лестничной площадке или размышлять о духовном состоянии российского общества, задуматься о будущем всей цивилизации или судьбе своих детей, о смысле и назначении человеческого бытия вообще. В этих и подобных размышлениях мы в основном натыкаемся на вопросы, ответы на которые нам не найти ни с помощью реторт химика, ни с помощью серпуховского синхрофазотрона, ни оптических приборов, ни путем использования математических формул – никак!

Размышляющему о жизни рядовому обитателю нашей планеты нет дела ни до миллионов и миллиардов лет существования Земли и всей Солнечной системы, ни до первой живой клетки первичного Мирового океана; он меряет жизнь своим временем, своими делами, своими проблемами, сугубо индивидуальным восприятием окружающей действительности.

При элементарном владении положениями естествознания индивиду можно понять структуру дерева, породу камня, химический состав воды, но какая формула поможет понять, почему сильный обижает слабого? Почему богатый третирует бедняка? Почему на уровне теории все хорошо знают, «что такое хорошо, и что такое плохо», а в практической жизни чаще всего поступают наоборот? Поэтому мы и говорим, что человек это не только индивидуальное существо. Но и родовое.

 

Мы с вами разобрали концепцию ЕЗМП в сжатом виде. Давайте вернемся к тому, что же представляет из себя материя.

 

 

1. 3 важнейш.атрибута материи: движение, пространство, время,

 

Говоря о всеобщих свойствах материи (атрибут – сущностное свойство), мы имеем в виду те схожие свойства и признаки, которые присутствуют во всех уровнях материального бытия

1. Движение. – изменение вообще. железнодорожный состав, ушедший сегодня из пункта «А» в пункт «Б», завтра может вновь вернуться в пункт «А», рассветы повторяются каждое утро (Земля завершила очередной оборот вокруг своей оси), грузовик, ушедший в рейс утром, вечером вновь возвращается в тот же гараж. Куда ушло движение? Энгельс сказал «Движение, в применении к материи – это изменение вообще, те всякое изменение есть движение»

К примеру, спокойно лежащий на земле камень через десятилетия и столетия превратится в пыль под влиянием Солнца, влаги, температуры; представление о движении подобного рода дает сравнение Уральских и Кавказских гор. Возраст первых геологи определили в 20 миллионов лет, возраст вторых – всего 7 миллионов. Первые скромны, туда не лезут толпы организованных и «диких» туристов, поэты не настраивают там свои лиры; вторые – величавы, и можно только посочувствовать тому, у кого не замирало сердце при виде черноты ревущего потока на дне ущелья. Уральские горы в южной зоне хребта порой приближаются к набору холмов, поросших травяной растительностью, тогда как Кавказские все еще устремлены в небо. Но где-то через 15–20 млн. лет очертания Кавказских гор приблизятся к современному очертанию Уральских, а старый Урал станет каким-либо Евроазиатским плоскогорьем. Примерно так наглядно выступает движение в неживой природе.

Более строго движение можно определить как снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Каждая вещь, оставаясь до какого-то предела сама собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть сама собой, тождественной себе. Вне такого движения вещь не существует и не может мыслиться. Нет материи без движения, нет движения без материи. Движение – внутренне свойство материи.

Все живое проходит стадии роста, развития, размножения, увядания, гибели. Этот процесс неодолим и необратим: нельзя остановить движение живого на какой-либо стадии или обратить его вспять, т.е. старое превратить в молодое, оживить умершее и т.п. У писателя-романтика О. Уальда есть повесть «Портрет Дориана Грея», где силы волшебства остановили в развитии красоту и молодость главного героя: за него стал «жить» его портрет. Красота Грея стала проклятием для стареющих людей, а сам он, лишенный страстей и переживаний, оказался бездушным манекеном в мире меняющегося бытия. Поколение Грея состарилось и прошло мимо него, а среди представителей новой молодежи он был уже лишним. Оказавшись чужим среди своих и новых, он стал лишним для общества, моральным изгоем. Личная жизнь Грея становится невыносимой, он чувствует, что сходит с ума. Он стремится как-то разобраться в своей личной трагедии, но его сознание уже помутилось. Оказавшись на чердаке дома, он натыкается на портрет старика, в котором узнает что-то знакомое. С диким криком Грей бросается на портрет и бьет его ножом... Слуга, убиравший дом, нашел на чердаке портрет прекрасного молодого человека и старика с ножом в груди. По перстню на пальце старика он узнал в нем своего молодого господина, портрет которого был на чердаке.

Преодолеть движение нельзя ни одной форме бытия, поскольку движение выступает атрибутом, неотъемлемым свойством материи. Преодолеть движение – это значит «выпасть» из бытия. Именно это произошло с Греем. Смерть вернула его в бытие.

Движение-изменение вообще,безотнос-но к напр-ти, к рез-ту;

а Разазвитие -возн-е кач-но нового,т.е.. дв-ие-всеобщ.св-во мат-и,а раз-е-лишь частн.случай дв-ия.

2. Пространство и время:

В обыденном восприятии время понятно всем: это столетия, годы, месяцы, дни и др. Так же смотрел на время и великий англичанин Исаак Ньютон. При таком взгляде на время оно воспринимается как «чистая» длительность, в которой проходит, течет бытие всего существующего. Но подобное представление о времени было взорвано появлением в начале XX века теории относительности Эйнштейна. Оказалось, что никакого чистого времени нет, оно обременено материей; более того, материя «делает» время.

Пространство – это протяженность, а время – это длительность.

Пространство время
1. Характеризуется 3я измерениями[1] 1. Характеризуется 1 измерением
2. Обратимость (в каждую точку пр-ва можно снова и снова возвращаться), симметричность 2. Необратимость (Оно течет из прошлого через настоящее к будущему. Нельзя возвратиться назад в какую-либо точку времени, но нельзя и перескочить через какой-либо временной промежуток в будущее. Отсюда следует, что время составляет как бы рамки для причинно-следственных связей)[2], ассиметричность
3. Изотропно (все направления одинаково равноценны) 3. Однонаправленность

 

 

Пр и вр – две противоположные взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществуя в пр-ве вещи сосуществуют и во времени и наоборот.

Включение в философскую картину мира положений теории относительности позволило говорить о физическом времени, биологическом времени, социальном времени, космическом времени. Скорость процессов всюду разная: горы и материки меняют свои очертания за много миллионов лет, внутривидовые изменения в животных и растительных царствах происходят за тысячелетия, современная (цивилизационная) история человечества насчитывает около десяти тысяч лет, тогда как предыстория цивилизации длилась сотни тысячелетий. И совсем «свое» время в ритмике изменения каждой конкретной формы. Мир оказывается многомерным не только по уровням материи, но и по ритмике времени. Следовательно, мы пришли к заключению, что материя, движение и время неразрывны.

Понимание пространства с появлением теории относительности также изменилось. Столетия и тысячелетия люди (в том числе и философы) видели пространство как трехмерную протяженность: длина, ширина, высота. Оно нашло свое отражение в декартовой системе координат. Естествознание видело его безграничным, церковь многие столетия – ограниченным небесной сферой, за которой находится «тот свет». В целом на пространство смотрели как на бескрайний ящик, в котором плавают планеты, звезды и всё остальное. Но по мере роста физических знаний эта бескрайняя пустота стала все больше наполняться материей. Сегодня наука уже ведет речь о квантах пространства и наполняющих его полях (электромагнитных, гравитационных, радиационных и, по последней гипотезе, торсионных). В итоге получается, что в каждом «кванте» пространства что-то, да присутствует, «чистого» пространства не оказывается. А всюду присутствует то, что философия определила как материю. Пространство оказалось слитым с материей,

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие об электронной подписи. Принцип достаточности защиты | Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. Сознание как высшая форма отражения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.