Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление




Технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев

Материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции

управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической,

сквозными материальными потоками. *

_________________________________________________

* В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельностью по

управлению материальными потоками начинает закрепляться название «логистика» вне

зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

 

 

2. Скоробогатова Т.Н. Логистика: Учебное пособие: 2-е изд.– Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2005.– стр. 5 -7

 

1.Понятие и аспекты логистики

 

―Logistics‖ – современный англо-русский словарь дает перевод:

1) материально-техническое обеспечение;

2) организация и осуществление работы тыла, тыл и снабжение.

Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях.

Первое направление само по себе разноплановое. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое ―logistice‖ – искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц). Термин закрепили на конференции в Женеве.

Второе направление связано с войсковой логистикой. О войсковой логистике в Византийской империи: ―Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника.‖

В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста А. Жомини, который определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое признание получила логистика после наполеоновских войн.

Новый этап в развитии военной логистики наступил во время

 

второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии. Первоначально логистику определяли как:

1) новое направление в организации движения грузов;

2) теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

3) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

4) интеграция процессов производства и транспортировки;

5) процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

6) производственная инфраструктура;

7) форма управления физическим распределением продукта;

8) эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

9) наука о рациональной организации производства и распределения;

10) новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.

В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как

1) многостадийный хозяйственный процесс, включающий:

- складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;

- перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;

- складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;

 

- разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;

2) систему управления, объединяющую:

- управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и

потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);

- управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;

3) экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.

На рисунке 1.1. показаны элементы логистики:

Рис.1.1. Элементы логистики

 

 

3. Корсаков А.А. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. - стр. 6 -10

Тема 1. Понятие и сущность логистики

 

1.1. Понятие логистики

Термин «Логистика» с языковедческих позиций имеет такие греческие корни, как lo-

gos (разум), logismos (расчет, раздумье, план), logo (думать, рассуждать), logistika (искус-

ство проведения расчетов).

Военное развитие. Исторически логистика развивалась как военная дисциплина.

Первые упоминания были в IX веке нашей эры (Византия): логистика в этот период оз-

начала, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необ-

ходимым.

 

В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому

лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось

искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, ор-

ганизация их тылового обеспечения.

 

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, осо-

бенно американской армией. В словарях того времени логистика переводилась на русский

как тыл и снабжение; материально техническое обеспечение.

Экономическое развитие. Термин логистика известный до недавнего времени лишь

узкому кругу специалистов, сегодня получает широкое распространение. Основная при-

чина заключается в том, что логистика начала использоваться в экономике.

 

Экономическая логистика – научно-практическое направление изучения хозяй-

ствования.

 

Развитие логистики в экономике приходится на 60–70-ые годы и связано с достиже-

нием в области коммуникационных технологий, что позволило в целом взглянуть на сис-

темы движения продукции. Это, в свою очередь, позволило выявить огромные потери, до-

пускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками.

Несмотря на определенные различия, в понятии «логистика», которые возникают

между военным и экономическим подходом, выделяют общий признак: согласованность,

рациональность и точный расчет.

Математическое развитие. Это исключительно научное направление развитие логи-

стики. Начало этому направлению положил немецкий философ, математик и языковед

Готфрид Вильгельм Лейбниц, живший в XVII – начале XVIII веков. Он называл логистику

экономической логикой. Этот термин был официально закреплен на философской конфе-

ренции в Женеве в 1904 году. В отечественных Энциклопедиях XX века термин «логисти-

ка» также трактуется как математическая логика.

 

В настоящее время математическая логистика применяется, как один из возмож-

ных методов решения задач экономической логистики.

 

Логистика происходит от термина «логичный», то есть вполне закономерный, ра-

зумный, последовательный. Исходя из этого, существует много определений логистики.

1. Доктор Штабенау, председатель правления Немецкого федерального правления по

логистике считает, что «логистика – это основная функция управления и контроля мате-

риалов как внутри фирмы, так и вне ее».

Выражение «функция управления и контроля» – некорректно, так как термин

«управление» включает в себя четыре функции: планирование, контроль, анализ и регу-

лирование; в рыночной экономике фирма может «управлять и контролировать материа-

лы» только в своей внутренней среде.

2. Проф. Гордон, в тезисах доклада «Логистика и комплексное управление товаро-

движением» дает такое определение: «логистика – научные разработки и хозяйственная

практика по координации складирования и транспортного обслуживания».

Определение неоправданно обобщено.

3. К.э.н. Федоров, в тезисах доклада «Логистика в капиталистических странах», дал

такое определение: «логистика – новое направление научно-практической деятельности,

характеризующее в целом управление материальными потоками и соответствующими ин-

формационными потоками».

Данное определение корректно, хотя и является не прямым, а косвенно-

расширительным определением понятия логистики.

4. Тот же к.э.н. Федоров определяет логистику как: «искусство и науку менеджмента,

техники и технической деятельности, направленные на выполнение требований планиро-

вания, обеспечения и сохранения вспомогательных средств для поддержки целей, планов

и операций».

Данное определение далеко выходит за пределы понятия «логистика».

Наиболее короткое и полное определение звучит так:

 

Логистика – теория и практика управления материальными и связанными с ними

информационными потоками.

 

1.2. Предпосылки развития логистики

Логистический подход к управлению материальными потоками известен давно. Од-

нако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравнительно не-

давно. Это обусловлено как факторами, внешними по отношению к системам управления

материальными потоками, так и развитием самого логистического подхода.

К внешним факторам следует отнести:

1) переход от рынка продавца к рынку покупателя;

2) усиление конкуренции;

3) энергетический кризис 70-х годов;

4) достижения Научно-Технического Прогресса;

5) компьютеризацию управления материальными потоками.

Рассмотрим некоторые из них более подробно. Начнем с развития конкуренции, вы-

званного переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов в стра-

нах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не прида-

 

вали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать

управление материальными потоками. Системы распределения продукции, как правило,

не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увяз-

ки друг с другом. Не было системы товародвижения. Невнимание к товародвижению

объяснялось тем, что основа конкурентоспособности товара закладывалась на стадии

производства.

К началу 60-х годов в производстве был исчерпан потенциал конкурентоспособно-

сти. Это, в свою очередь, привело к развитию нетрадиционных для того времени путей

создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше вни-

мания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределе-

ния, не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, раз-

работка и выпуск нового товара, однако могло обеспечить высокую конкурентоспособ-

ность поставщика за счет снижения себестоимости продукции и повышения надежности

поставок.

Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение

поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производ-

ства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара,

доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара,

прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся стало обеспечивать участникам кон-

курентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения

правильно организовать логистический процесс.

Одна из предпосылок развития логистики заключается в том, что поставщики, ис-

пользующие логистические методы работы, могут гарантировать поставку «точно в срок»

нужного количества товара необходимого качества, представляя для потребителя гораздо

большую ценность.

Таким образом, конкурентоспособность применяемых логистический подход компа-

ний обеспечивается за счет снижения себестоимости товара, повышения надежности и ка-

чества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелки-

ми партиями, то есть способность управлять материальным потоком).

Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономии-

ке – энергетический кризис 70-х годов.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы

повышения экономичности перевозок. Возможности логистики возросли вместе с дости-

жениями Научно-Технического Прогресса: компьютеризация управления логистическими

процессами позволяет повысить эффективность средств труда для работы с материальны-

ми и информационными потоками.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление

стандартов для передачи информации, обеспечили мощное развитие информационных

систем как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне целых территорий. Стало

возможным осуществление контроля всех этапов движения товара от сырья до конечного

потребителя.

 

1.3. Актуальность логистики

Актуальность обусловлена потенциальной возможностью повышения эффективно-

сти функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Многие

разработки в России непосредственно включали в себя элементы логистической науки. Но

эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей осно-

 

вы, не осуществлялись в рамках целостной науки о материалопотоках. В условиях пере-

хода к рыночным отношениям единые системы нормативов материально-технической ба-

зы теряют свое прежнее значение: каждый субъект хозяйствования самостоятельно оце-

нивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт,

лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области ло-

гистики, владеет ее методами. Это связанно с тем, что логистика – согласованность дейст-

вий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет, спо-

собность отбросить из системы все лишние.

Возникает вопрос: почему именно сейчас логистика стала столь актуальна? Это

произошло из-за нескольких факторов: 1) экономического, 2) информационного, 3) тех-

нического.

1) Сейчас основной приоритет компании – поиск возможностей сокращения произ-

водственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли фирмы и роста

качества, оказания комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных

отношений принцип «расчет + выгода + потребитель» ведет к росту важности логистики.

2) Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку

предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информацион-

ные потоки.

3) Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, ее

субъекты и объекты развиваются на основе совместных технических достижений в транс-

портно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютериза-

ции управления), обеспечивающих решающий успех на товарных рынках.

Большое значение для актуальности логистики приобретает необходимость государ-

ственной поддержки процессов товародвижения. Это применимо и эффективно использу-

ется не только на уровне предприятий и организаций-участников процесса товародвиже-

ния, но и в масштабах деятельности региональных и федеральных органов управления.

Следовательно, внедрение логистических подходов в управление товародвижением

приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики.

Это связанно с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с дина-

мичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предпринимателями и

организациями сопряженных отраслей.

 

1.4. Этапы развития экономической логистики

В современной экономике выделяют три этапа развития логистики.

Первый этап – 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода

для управления материальными потоками в сфере обращения. Этот период характеризуют

два ключевых положения:

1. Материальные потоки в производстве это само по себе, а материальные потоки

при хранении и транспортировки – это другая единая система управления.

2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может

дать существенный экономический эффект.

 

На этом этапе развития логистики транспорт и склад начинают работать на один

экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии.

Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою

 

очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно

решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Главное преимущество этого метода в том, что весь материальный поток разбит на

составляющие, так как при решении специфических задач требуются иные методы, а так

же иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. С точки зрения

развития логистики 80-е годы характеризуются следующем:

• быстрый рост стоимости физического распределения;

• рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистически-

ми процессами;

• долгосрочное планирование в области логистики;

• широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логи-

стическими процессами;

• централизация физического распределения;

• резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

• четкое определение действительных издержек распределения;

• определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения мате-

риального потока до конечного потребителя.

Этот этап характеризуется тем, что производство рассматривают вместе с хранением

и транспортировкой, что позволяет:

• сократить запасы;

• повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения за-

казов;

• улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

1. современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохож-

дение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять контроль всех

этапов движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;

2. развиваются отрасли, связанные с оказанием услуг в области логистики.

 

! Вы узнали о том, что исторически логистика развивалась как военная дисциплина - военное развитие.

Экономическое развитие логистики следует рассматривать как научно-практическое направление изучения хозяйствования.

Научным направлением логистики является математический подход, который рассматривает применение математических методов для решения задач логистики.

 

!! Можно выделить четыре этапа совершенствования логистики:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.