Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Зачет и возврат излишне уплаченного налога (сбора) или пени и штрафа. Такая операция производится налого­вым органом по месту учета налогоплательщика. Налого­вый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты им налога не позднее одного ме­сяца со дня обнаружения такого факта. Если обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излишней упла­те налога, налоговый орган вправе направить налогопла­тельщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.

Результаты такой выверки оформляются актом, под­писываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излишне уплаченного налога может быть:

1) направлена на погашение недоимки, пеней;

2) зачтена в счет предстоящих платежей фискальнообя­занного лица по этому же или иным налогам;

3) возвращена фискальнообязанному лицу.

Зачет и возврат излишне взысканного налога (сбора) и пени и штрафа. Правила зачета и возврата сумм на­лога (сбора), пени и штрафа применяются в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Налоговый орган, установив факт излишнего взы­скания налога (сбора) или пени, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установле­ния этого факта. По общему правилу излишне взыскан­ная сумма денежных средств подлежит возврату нало­гоплательщику. Однако при наличии у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням и штрафам, причитающимся по тем же налогам и сборам, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения не­доимки.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени и штрафа по ним должен осуществлять­ся в срок, установленный законодательством.

Действующим законодательством (в частности, по­ложениями отдельных глав части второй НК, например гл. 25.3 НК «Государственная пошлина») предусматрива­ются некоторые дополнения к порядку возврата и заче­та излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм по конкретным налогам и сборам.

 

 

Право и порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоя­щий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. Рассмотрение жалоб поданных в суд.

 

Налоговый спор — это юридическая ситуация, в основе которой лежат разногласия между налогоплательщиками (налоговыми агентами), с одной стороны, и государствен­ными органами и их должностными лицами — с другой, воз­никающие по поводу правильности применения норм нало­гового права. При этом инициаторами такого спора могут выступать как налогоплательщики (например, обжалова­ние действий должностного лица налогового органа), так и налоговые органы (к примеру, когда применение мер принуждения в отношении налогоплательщика возможно как во внесудебном порядке, так и на основании судебно­го решения). Естественно, стороны такого спора изначаль­но находятся в неравных положениях, поэтому для целей демократичности налоговой системы в законодательстве в первую очередь специально регламентируются организа­ционные и правовые гарантии прав и законных интересов фискальнообязанных лиц.

Понятие и способы защиты прав налогоплательщиков. Важнейшей государственной функцией является охрани­тельная. Одно из основных условий демократичности на­логовой системы государства (и государства в целом) -наличие организационных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и нало­говых агентов как субъектов налогового права. При этом организационными гарантиями такой защиты выступают специальные институты защиты права (судебные и адми­нистративные), а правовыми — наличие соответствующей правовой базы для защиты прав налогоплательщиков.

Поэтому, с одной стороны, под защитой прав налого­плательщиков понимается система юридических и органи­зационных гарантий соблюдения установленных националь­ным и международным правом прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов как субъектов налоговых правоотношений, функционирование которой призвано обеспечишь соразмерность ограничения прав кон­кретного налогоплательщика и интересов общества в целом, или элемент юридической налоговой конфликтологии. С дру­гой — под защитой прав налогоплательщиков понимаются конкретные действия участников налоговых правоотноше­ний, их представителей, направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров.

Различают два способа (вида) защиты прав налогопла­тельщиков: административный и судебный. До 1 января 2009 г. по общему правилу административный порядок защиты прав налогоплательщиков не являлся обязатель­ной досудебной процедурой. Налогоплательщики могли использовать указанные способы защиты своих прав па­раллельно. Это было обусловлено тем, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему долж­ностному лицу), как правило, не исключала права на одно­временную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В настоящее время предусмотрено новое правило для обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, не вступивших в силу, - они могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый ор­ган путем подачи апелляционной жалобы.

Право на налоговое обжалование. Порядок обжалова­ния актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц регламентируется гл. 19 и 20 части пер­вой НК.

Каждое лицо имеет право обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия и бездействие должност­ных лиц налоговых органов, если, по мнению лица, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Например, могут быть обжалованы следующие ненорма­тивные акты налоговых органов:

1)требование об уплате налога (сбора), пени и штрафа;

2)решение о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налого­плательщика (налогового агента) — организации или ин­дивидуального предпринимателя в кредитной организации, предусмотренное ст. 46 НК;

3)поручение о списании налога, сбора, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков в банке, предусмотренное ст. 46 НК;

4)решение налогового органа об отказе в предостав­лении отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 6 ст. 64 НК);

5)решение налогового органа о приостановлении опера­ций по счетам налогоплательщика в банке (ст. 76 НК);

6)решение о наложении ареста на имущество налого­плательщика как способе обеспечения исполнения налого­вой обязанности (ст. 77 НК);

7)решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штра­фов за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК);

8)решение налогового органа о привлечении к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения;

9)решения, принятые вышестоящими налоговыми орга­нами по итогам рассмотрения первичных жалоб, и др.

Могут быть обжалованы следующие действия долж­ностных лиц налоговых органов, совершаемые в процессе налогового контроля:

1) изъятие документов и предметов с нарушением норм (п. 5 ст. 94 НК);

2) арест имущества с нарушением норм (п. 5 ст. 77 НК), и др.

Как действие налогоплательщиком или налоговым аген­том может быть обжаловано действие налогового органа по принудительному взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика, отказ в выдаче справки об от­сутствии задолженности либо неправомерное отражение в справке сведений о задолженности.

Как бездействие должностного лица налогового органа в рассматриваемом случае может обжаловаться, например, уклонение от возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени и штрафа.

Административный способ защиты прав налогопла­тельщиков осуществляется путем подачи на акт налогово­го органа, действия или бездействие его должностного лица письменной апелляционной жалобы в вышестоящий налого­вый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

При этом жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) как на решение, не вступившее в силу, так и на решение нало­гового органа, которое уже вступило в законную силу. Вна­чале рассмотрим первую ситуацию.

Обычно такая жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в трех­месячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Подается она в вынесший решение налоговый орган, который, в свою очередь, направляет ее со всеми материалами в вышестоя­щий налоговый орган в течение трех дней со дня ее посту­пления.

Жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонару­шения или решение об отказе в привлечении к ответствен­ности за совершение налогового правонарушения должна быть подана до момента вступления в силу обжалуемого решения. Вышестоящий налоговый орган, рассматривая жалобу, принимает решение, и вступление его в силу будет напрямую зависеть от характера принятого решения.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассма­тривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящей инспекции, то решение последней вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Если же вышестоящий налоговый орган, рассматри­вающий жалобу, изменит решение инспекции, ее решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты при­нятия соответствующего решения вышестоящим налого­вым органом.

Далее вступившее в силу решение направляется в нало­говый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего ре­шения.

Во втором случае жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается сразу в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесе­ния обжалуемого решения. При этом исполнение обжалуе­мого акта или действия не приостанавливается. Хотя по за­явлению лица исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены полно­стью или частично по решению вышестоящего налогового органа либо решением руководителя налогового органа, принявшего акт.

Если налогоплательщик пропустил срок подачи жалобы и на то была уважительная причина, то по его заявлению срок может быть восстановлен соответственно вышестоя­щим должностным лицом налогового органа или вышесто­ящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме, подписывается заявителем и датируется. Жалоба должна содержать: наи­менование налогового органа, которому направляется жа­лоба; наименование заявителя жалобы (Ф. И. О., адрес); наименование налогового органа (Ф. И. О. должностного лица), акт (действия или бездействие) которого обжалу­ются; основания жалобы (например, доказательства, сви­детельствующие о нарушениях, обстоятельства, вызвав­шие необходимость защиты нарушенных прав заявителя); содержание требования налогоплательщика (налогового агента).

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый ор­ган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее, написав соот­ветствующее заявление. В этом случае повторная подача жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу не допускается. Повтор­ная подача жалобы на тот же акт (действия или бездей­ствие) в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу) возможна только в том случае, когда при неизменном предмете обжалования (составе и характере содержащихся в жалобе требований) изменяются основания (факты, мо­тивы, обстоятельства и т.п.) такого обжалования.

Жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок (со дня получения жалобы ее адресатом), но срок может быть продлен на 15 дней. Рассмотрение ее осуществляет­ся заочно (т.е. без вызова на рассмотрение самого заявите­ля), вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового ор­гана вышестоящий налоговый орган (вышестоящее долж­ностное лицо) принимает одно из следующих решений:

1)оставляет жалобу без удовлетворения — в случае ее необоснованности;

2)отменяет акт налогового органа — такое решение воз­можно, например, если обжалуемый акт вынесен с наруше­нием процедурных норм (возможно, подписан ненадлежа­щим лицом), акт вынесен по неисследованным материалам, без достаточных оснований и др.;

3)отменяет решение и прекращает производство по делу о налоговом правонарушении — в случае, если дело о нало­говом правонарушении по формальным причинам не под­лежало возбуждению;

4)изменяет решение или выносит новое решение. Ре­шение об изменении обжалуемого решения принимается в случаях, если вышестоящим налоговым органом были обнаружены выводы (часть выводов), частично не соот­ветствующие обстоятельствам дела или нормам законо­дательства о налогах и сборах, а также в случае согласия с представленными заявителем новыми доказательствами, указывающими на частичную ошибочность выводов об об­стоятельствах дела, сделанных нижестоящим органом в об­жалуемом решении.

В свою очередь, новое решение может быть вынесено вы­шестоящим налоговым органом, если все выводы и предпи­сания не соответствуют обстоятельствам дела или нормам законодательства о налогах и сборах при полном и точном установлении обстоятельств дела органом, вынесшим об­жалуемое решение. И, кроме того, орган, рассматривающий жалобу заявителя, согласен с новыми доказательствами, свидетельствующими о полной ошибочности выводов, со­держащихся в обжалуемом решении, сделанных нижестоя­щей инспекцией об обстоятельствах дела.

При этом, рассматривая жалобу на решение, налоговый орган вправе вынести следующие решения:

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

При рассмотрении жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий нало­говый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вы­нести решение по существу.

О принятом решении налоговый орган обязан в трех­дневный срок со дня его принятия в письменной форме со­общить лицу, подавшему жалобу.

Если же фискальнообязанное лицо не будет удовлетво­рено результатами внесудебного обжалования и решит об­жаловать такое решение в судебном порядке, то в этом слу­чае оно должно помнить о сроках обращения в суд. Данный срок исчисляется со дня, когда лицу стало известно о всту­плении такого решения в силу.

Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебное обжалование актов налоговых органов, дей­ствий или бездействия их должностных лиц организация­ми и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в со­ответствии с арбитражным процессуальным законодатель­ством.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производят судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, дей­ствий или бездействия их должностных лиц путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. При этом на практике в суды могут направляться иско­вые заявления со следующими исковыми требованиями:

1) о признании недействительным полностью или в какой-либо части решения (постановления) налогового органа, в том числе:

—решения налогового органа о привлечении лица к на­логовой ответственности;

—решения (постановления) о взыскании налога, сбора, пени и штрафа;

—постановления о наложении ареста на имущество и др.;

2) о признании незаконными действий налогового орга­на и об обязании его прекратить соответствующие действия и восстановить положение, существовавшее до их соверше­ния (например, признание незаконным действия налогово­го органа о регистрации лица, регистрации изменений и до­полнений в учредительные документы);

3) о признании незаконным бездействия налогового органа (должностного лица) и об обязании его совершить определенные действия (к примеру, признается незакон­ным бездействие налогового органа по невозврату излиш­не взысканного (уплаченного) налога и инспекция обя­зывается произвести возврат суммы налога; признается незаконным нерассмотрение жалобы налогоплательщика на незаконные действия нижестоящего налогового ор­гана);

4) о признании не подлежащим исполнению инкассово­го поручения налогового органа на списание в бесспорном порядке сумм налога, сбора, пени и штрафа за счет денеж­ных средств налогоплательщика со счета в банке;

5) о возмещении убытков, причиненных неправомер­ными решениями и действиями (бездействием) налого­вых органов (их должностных лиц и иных сотрудников) при исполнении ими служебных обязанностей (например, признание неправомерности действий инспекции при вы­несении решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и обязывание налогового органа воз­местить убытки в полном объеме, включая упущенную вы­году, за счет федерального бюджета), и др.

Такие исковые заявления рассматриваются и разрешают­ся судом в порядке, установленном гражданским процессу­альным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Законом предусмотрена возможность приостановления судом исполнения обжалу­емых актов, совершения обжалуемых действий по заявле­нию лица, подавшего исковое заявление.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Меры принудительного исполнения налоговой обязанности | Тема 10. Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.