Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Понятие и виды брака




Вопрос 1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила. Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (вероятно, от греческого kueros — власть). Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (тапиs) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их он мог истребовать с помощью одинакового (так называемого виндикационного) иска. Постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus maritii (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось первоначальное, агнатское родство. Дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д. Постепенно власть домовладыки стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала получать признание в частном праве. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови — когнатское родство — в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. В когнатском родстве следует различать линии и степени. Линии бывают двух видов:

· прямая, связывающая лиц, происходящих одно от другого. Прямая линия может быть восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

· боковая, объединяющая лиц, имеющих общего предка. Степень родства исчисляется количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого. Отсчет рождений ведется по прямой линии — непосредственно между этими лицами, а по боковой — от общего предка.

От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не состоят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с мужем своей сестры. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.

По словам Модестина, брак представлял собой «conjunction maris et feminae, cjnsortium omnis vitae, divini et humani juris communication» (союз мужа и жены, объединение всей жизни, общность божественного и человеческого права). В действительности, однако, эта явно идеалистическая формулировка маскировала полнейшее подчинение жены власти мужа, лишь с течением времени постепенно уступившее место признанию личной и имущественной самостоятельности жены. Уже отмечалось, что в древнейвшую эпоху правосубъектность жены всецело поглощалась правосубъектностью мужа, а жена, находясь в положении дочери, была совершенно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены.

В личном смысле от мужа зависела судьба жены. Он мог продать жену в рабство, а если она без его ведома покидала дом — истребовать ее от любого лица по такому же иску, как обеспечивающему возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку замужество сопровождалось разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа.

Идея безграничной мужней власти пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был один субъект имущественных прав — муж, которому принадлежало имущество, не только нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, а также подаренное ей отцом по случаю выхода замуж.

Причиной имущественного бесправия жены служило то обстоятельство, что со вступлением в брак она становилась persona alienijuris (подчиненной) и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для практически самостоятельного распоряжения, это считалось всего лишь пекулием. Имущество после смерти мужа жена наследовала в последнюю очередь. Описанная власть мужа над женой называлась тапиs, в связи с чем и сам брак, при котором жена подчинялась этой власти, известен под названием брака с мужней властью — сит тапи mariti. Брак сит тапи mariti был, однако, характерен лишь для древнейшего периода римской истории. Развитие товарно-денежных отношений, постепенно расшатывавшее патриархальные устои римской семьи и, как уже отмечалось, со временем обусловившее личную и имущественную самостоятельность детей, таким же образом отразилось и на отношениях между супругами.

Брак сит тапи mariti начал вытесняться браком siпе тапи — без мужней власти. По своим основным прйнципам этот брак являл собой полную противоположность браку сит тапи mariti. Вступление в такой брак не влекло изменения правосубъектности женщины. Она сохраняла статус persona sui juris (если имела его раньше) либо продолжала подчиняться отцовской власти. При этом кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу теперь никакая власть над женой уже не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными субъектами. Муж, в частности, не вправе был обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. И хотя именно он окончательно решал ряд вопросов семейной жизни, какого бы то ни было подобия тапиs у него больше не было.

Начало юридического равенства супругов при браке s iпе тапи проявлялось в их имущественных отношениях. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежавшее ей до брака, но и приобретенное в период семейной жизни (в порядке наследования, дарения и т.д.). Во избежание узурпации одним супругом прав на имущество другого дарение между супругами (donations inter uxorem) было запрещено. За отмеченным изъятием мужу и жене дозволялось заключать между собой любые договоры, а в случае возникновения имущественных споров — предъявлять друг другу иски (кроме бесчестящих).

Цели создания известных гарантий имущественных интересов жены отчетливо прослеживаются в развитии правового режима приданого (dos). Речь идет об имуществе, предоставляемом мужу отцом жены (dos profectitia) либо самой женой (dooos adventitia), если к моменту вступления в брак она не подчинялась раtriа роtеstаs, и предназначенном для участия в покрытии общесемейных расходов, вообще говоря, возлагавшихся на мужа.

Вопрос 3. Заключение и прекращение брака

В то же время, с одной стороны, брак сит тапи mariti и брак s iпе тапи различались не только по характеру взаимоотношений между супругами, но и по порядку заключения; с другой, — заключение брака в любой форме предварялось наличием определенных условий:

1. Достижение брачного возраста (для мужчин — 14, для женщин — 12 лет).

2. Согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas.. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна, так как в течение длительного периода римской истории женщины подлежали пожизненной опеке. Однако со временем, по мере постепенного признания личной и имущественной самостоятельности детей, для заключения брака наряду с согласием paterfamilias стали требовать и согласия самих (подвластных) брачующихся, причем в последующем именно этому согласию придается уже основное значение, с тем, что согласие paterfamilias, если последний не дает его добровольно, могло быть получено при посредстве магистрата, а в ряде случаев жених и невеста вовсе обходились без такого согласия (когда его получение было объективно невозможным ввиду безвестного отсутствия paterfamilias или нахождения его в плену).

3. Брачующиеся не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства. Следует отметить, что если мужчина и женщина вступали в фактические брачные отношения с намерением создать семью, а по закону не имели на это права (например, между вольноотпущенницей и сенатором), то возникал так называемый конкубинат — сожительство, дозволенное римским законодательством (римским законодательством допускалось сожительство (конкубинат) как до официального заключения брака, так и в браке). Дети, рожденные в конкубинате (liberi naturalesi), приобретали по общему правилу статус матери, а не отца, хотя не становились для него юридически посторонними, как внебрачные дети (sриrii). Последние считались вовсе не имевшими отца, поскольку согласно древнеримским воэзрениям «pater vero is est, quern nuptial demonstrant» (отец — тот, на кого указывает факт брака). Между тем liberi naturalesi при известных условиях имели право на получение от отца содержания и могли наследовать часть его имущества, а будучи узаконены отцом, полностью попадали под его patria potestas и получали все права законнорожденных детей.

Брачный союз прекращался в связи:

· со смертью одного из супругов;

· с утратой свободы одним из супругов;

· с разводом и т.д.

В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному желанию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться. В связи с этим в эпоху империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например, неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т.д.). Кроме того, закон (Lex Julia et Papia Popped) обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие.

К сожалению, данные меры не способствовали уменьшению числа разводов и поэтому оказались неэффективными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.