Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смоленск, 2002

ШКОЛЕ

ПО ЧТЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ

И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ

Лекция

ЗАДАЧ

РЕШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБА

Лекция


Из общей природы орфографических правил вытекает единый алгоритм решения орфографических задач. После того, как найдена орфограмма и установлен ее тип, т.е. поставлена орфографическая задача, ученик:

 

1) определяет, в какой части слова находится орфограмма;

2) изменяет слово или подбирает другие слова, в которых есть та же морфема, т.е. намечает способ решения задачи и определяет последовательность «шагов» решения задачи;

3) находит среди подобранных то слово, в котором нужный звук находится в сильной позиции, т.е. выполняет намеченную последовательность действия;

4) обозначает звук в слабой позиции буквой, которой передается звук в сильной позиции в той же части слова, т.е. пишет слово в соответствии с решением орфографической задачи.

 

Например, на тропинке.

 

1) устанавливаем, в какой морфеме находится безударная О;

2) подбираем однокоренное слово с сильной позицией для О – тропка;

3) обозначаем звук в слабой позиции той же буквой О, что и в сильной позиции.

 

То же с окончанием:

1) определяем склонение;

2) подбираем существительное того же склонения, но с сильной позицией на руке;

3) подставляем в словосочетание на место проверяемого слова;

4) таким образом узнаем, что в окончании на тропинке та же буква, что на руке.

 

Таким образом, можно решить орфографическую задачу для любой морфемы, поскольку в основе русской орфографии лежит морфематический принцип написания слов.

Умение сознательно, путем рассуждений решать орфографические задачи – лишь предпосылка грамотности. Чтобы стать фундаментом речевой деятельности, письмо без ошибок должно достичь автоматизма. Автоматизм формируется в результате многократных повторений действия, т.е. в результате упражнений.

 

Цели:

- раскрыть понятие «учебный материал»;

- познакомить с основными современными комплексами учебных книг по чтению;

- дать характеристику учебного комплекса «Живое слово» З.И.Романовской, «Родная речь» Горецкого, Головановой и т.д.

 

В конце ХХ века методика чтения стала наукой, выражающей истинные знания в таких компонентах, как понятия, закономерности, гипотезы. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Соловейчик М.С. гл.9. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 1993.

Основные учебники по методике обучения чтению.

Учебный материал – это объект, изучая которые каждый ребенок под руководством учителя познает окружающий мир, самого себя, приобретает необходимые умения и навыки. В содержании учебного материала должны быть заложены все предусмотренные программой представления, понятия, виды упражнений. В процессе формирования у учащихся любви к чтению и читательской самостоятельности роль учебных материалов играют художественные произведения и детские книги из доступного младшим школьникам круга чтения.

Чтение является одним из разделов программы по русскому языку. Основные положения программы изложены в «Объяснительной записке» и конкретно сформулированы в самой программе.

Программой сформулированы основные задачи обучения чтению, содержание чтения, требования к умениям и навыкам, сгруппированные для каждого класса в соответствующие статьи. Программа реализуется с помощью книг для чтения.

Сегодня существует несколько комплексов различных учебных книг по чтению и 9 концепций обучения чтению:

1. Литературное чтение в массовой школе. Горецкий, Климанова, Голованова – авторы. Учебник называется «Родная речь».

«Чтение и литература» Джежелей + хрестоматия «Из детских книг».

2. Концепция преподавания литературы как предмета эстетического цикла. Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская, разработана методика, есть методичка, но нет хрестоматии (книги дети приносят по заданию учителя): журнал «Вопросы психологии».

3. Литературно-художественное направление в чтении. Автор Бунеевы. Серия книг «Свободный ум». Есть сквозные герои, диалоги между ними составили авторы, это не классика.

4. Развивающее обучение чтению. З.И.Романовская «Живое слово».

5. Концепция возрождения прежнего курса русской словесности. Это интегрированный курс М.Львов, Е.Леонович «Родная словесность».

6. Л.Ф.Климанова, А.Ю.Купалова «Родной мир».

7. Концепция интегрированного курса родного языка. Л.И.Текунова, О.Ю.Богданова, нет учебника.

8. Концепция литературного образования в гуманитарных классах и школах. Л.Е.Стрельнова, Н.Д.Тамарченко «Литература», учебник.

Главная задача – показать, как строится литературное произведение.

Итог работы – создание детьми аналогичных произведений: потешки, сказки.

9. Обучение чтению детской литературы в начальных классах.

Г.М.Первова (Тамбовский пединститут); есть программа, методичка, нет хрестоматии, читает отдельные книги.

«Родная речь», «Родное слово», «Книга по чтению» являются учебниками, построенными по сезонно-тематическому принципу. В них вошли произведения классиков русской и советской литературы, произведения устного народного творчества, представлена зарубежная литература. Здесь собраны материалы, всесторонне отражающие жизнь нашей страны в прошлом и настоящем.

Методическое оснащение учебников, вопросы и задания к текстам носят многоаспектный характер, обеспечивая полноценное восприятие детьми художественного произведения.

Учебный материал – это объекты, факты, явления, процессы, изучая которые каждый ребенок под руководством учителя познает окружающий мир, себя самого, а главное – приобретет жизненно важные умения и навыки. Поэтому в содержании учебного материала должны быть заложены все предусмотренные программой представления, понятия, виды упражнений, интерес к которым нужно у детей развивать.

В настоящее время приоретет отдается развивающему обучению младших школьников.

Одним из таких учебников является «Живое слово» З.И.Романовской (сист. Л.В.Занкова). Это первая книга после букваря, предназначенная для классного, домашнего и семейного чтения. Она отличается от других целями и задачами чтения, содержанием и расположением материала, характером методического аппарата. В книге представлена достаточно широкая картина мира на основе науки и литературы. Авторы поставили задачу слить работу над развитием техники и интереса к чтению с приобщением детей к искусству художественного слова. Практика показывает, что решение такой двуединой задачи продвигает школьников в общем развитии, развивает интерес к чтению, углубляет детское восприятие искусства, т.к. оно является источником обогащения ума и чувства. Авторы говорят о согласовании системы чтения со спецификой самого материала для чтения: литературой разных видов. В основу отбора материала для «Живого слова» положено изучение интересов учителей и школьников в разных школах. Произведения подобраны такие, о которых просили дети в ходе эксперимента. Школьники просили такую книгу, чтобы она «была веселая и красивая», «пусть будет без картинок, но чтобы была веселая», «чтобы в ней можно было много-много узнать», «чтобы в ней было много рассказов Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Носова». Развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению можно только в процессе чтения подлинного художественного произведения. Именно такие произведения и составили основное содержание «Живого слова». В книгу вошли произведения русской дореволюционной классики; многие тексты, которые в разных книгах для чтения даны в сокращении, здесь помещены полностью, народные сказки не адаптированы. Они связаны с современностью, общечеловеческими чувствами любви, сострадания, размышлениями о справедливости и благородстве, чести и совести, поэтому не могут устареть. Особое внимание при отборе материала отводилось произведениям, отражающим жизнь детей, нравственные проблемы детства.

Построение материала согласовано с его спецификой и задачами чтения. В книгах по 2 раздела – художественный и научно-познавательный. В первом помещены сказки, рассказы, басни, рассказы о жизни природы, трудовой деятельности людей, во втором произведения о происхождении вещей, о тепловых поясах на земном шаре и т.д.

Такое деление помогает более четко определить различный подход к чтению произведений разных жанров.

В художественном разделе материал разделен на 4 части. Чтение каждой из них приходится на определенный отрезок времени, примерно на одну четверть, которая приблизительно совпадает в средней полосе с тем или другим сезоном. Но нет строгой группировки текстов по темам «Осень», «Зима» и т.п. Нет привязки текстов к одной теме, т.к. специфика художественной литературы состоит в ее многослойности. В каждой части есть произведения о детях, о матери, о текущем сезоне. Они располагаются небольшими группами, каждая из которых отделена от другой, как правило, веселой сказкой или стихотворением, таким образом, дети не устают от тематического однообразия и получают возможность обратиться к чтению произведений на одну и ту же тему не единожды, а на протяжении всего года. Система чтения в художественном разделе выстраивается по таким направлениям, которые довольно полно говорят о жизни, отвечая поставленной задаче – дать широкую картину мира на основе науки и искусства:

1) Наша Родина; 2) Семья и дети; 3) Человек и природа.

Отказ от строгого прикрепления произведений к тематическим рубрикам дает возможность расположить материал по степени нарастания трудности: каждый раз, читая материал в новой части, ученики как бы поднимаются на новую ступеньку в восприятии содержания произведений. Кроме того книга знакомит с теоретическими понятиями литературы: басня, мораль, эпитет, олицетворение, сатира и т.д. Они обычно рассматриваются после такого произведения, где эти понятия легко определяются. Система вопросов после произведений позволяет закрепить изучаемые понятия, доведя их до автоматизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Монополия и потери общества | Цели и направления инвестирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.