Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Компоненты профориентационной системы

МОДУЛЬ 2. ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПРОФЕСІЙНОЇ ОСВІТИ

 

Профессиональная информация. Она предполагает полное и всестороннее знакомство учащихся с миром профессий, с правилами выбора профессии, с социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами выбора профессии, что является важнейшей предпосылкой для выработки готовности к профессиональному выбору.

Главной задачей профинформации является воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также в первую очередь должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Начинать эту работу можно с 1-го класса, постепенно, от класса к классу расширяя и усложняя круг сведений. Организатором этой работы должен быть классный руководитель. А вопросы профинформации должны органично войти в план воспитательной работы с классом. Это могут быть беседы, классные часы, диспуты, экскурсии профориентационной направленности. К проведению этих мероприятий вполне возможно привлечь и психолога, и школьного библиотекаря, и врача, и членов родительского комитета, и школьные молодежные организации, и представителей предприятий и организаций района, которые в соответствии со своей профессиональной компетентностью будут информировать учащихся о разнообразных аспектах профессионального самоопределения;

Профессиональное воспитание — включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов школьников. Это направление профориентационной работы предполагает в качестве основного повышение эффективности учебной работы, вовлечение школьников в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания. На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметниками. Выявлять и поддерживать интересы школьника к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению заинтересовавшей его сферы деятельности. Положительную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности. Ведь неоспоримо, что только в конкретной работе возможно воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к профессии, в основе которого должна лежать любовь к труду, психологическая готовность к любой работе

Профессиональная консультация — научно обоснованная рекомендация конкретному лицу (либо группе) в период выбора профессии. Нуждаются в ней чаще всего выпускники 9-11-х классов. Она основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств. Профессиональная консультация проводится с целью помочь старшекласснику как бы «примерить» интересующие его профессии на себя, удовлетворения интереса школьника к конкретной специальности (к ее содержанию, требованиям к качествам личности и учету противопоказаний для выполнения той или иной работы). В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда. В роли консультанта в школе может выступать классный руководитель, психолог либо социальный педагог.

Профессиональная диагностика — пожалуй, главный элемент профориентации. Без нее не могут функционировать ни профессиональная консультация, ни профессиональное воспитание, а тем более профессиональный отбор. Профессиональная диагностика занимается изучением личности школьника,процесса роста, формирования качеств, способностей и интересо в. Это фундамент, на котором формируется профессиональное самоопределение личности. Работа эта проводится на протяжении всего периода школьного обучения классным руководителем и психологом с помощью разнообразных методик.

Эти четыре составляющих системы профориентационной работы являются главными для школы. Но и о профессиональном отборе, и о профессиональной адаптации, и о рынке труда выпускники школ должны иметь представление.

Профессиональный отбор — выявляет пригодность человека к конкретному виду труда. Работа по профессиональному отбору является весьма трудоемкой и сложной, требует специальной подготовки в области физиологии, психологии, медицины, педагогики. Этот элемент профессиональной ориентации используется при приеме на работу и выявляет пригодность человека к конкретному виду труда. Но школьникам важно знать об этом, чтобы целенаправленно формировать в себе качества, необходимые для работы по избранной специальности.

Профессиональная адаптация — активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и осо-бенностям конкретной ситуации. Успешность профессиональной адаптации явля¬ется одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эф¬фективности всей профориентационной работы. Следовательно, умелое сочета¬ние всех компонентов профориентации служит основой для научного выбора профессии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика местных лекарственных форм | ТЕМА 3. Профессиональное просвещение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.