Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В обществе существует социальная мобильность (реконверсия) - горизонтальная и вертикальная

Развитие социологии на современном этапе

В 20-ом веке центр социологической мысли переместился в США. Социология США с самого начала в большой степени формируется как прикладная социология. Однако активизация эмпирических исследований не остановила развитие теоретической социологии.

Большую роль в этом сыграли работы Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).

Первые серьезные труды он написал в России, где жил до 1922 года. Затем он иммигрировал на Запад. Работая в США, он критиковал эмпирическую социологию за мелкотемье и неумение охватить широкие социальные проблемы. П. А. Сорокин - один из лидеров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции - 1917 года - секретарь А. Ф. Керенского, с 1920 года - профессор Петроградского университета, в 1922 году в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП (б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ.

Его взгляды и работы имеют большое значения для понимания, развития, изучения социологии:

1. Разработал теорию факторов. П.А.Сорокин считал, что нельзя сводить развитие общества к какому-то одному фактору (биологическому, производительным силам, личности, географическим условиям и т.д.) Он был сторонником плюралистической теории в рамках которой все факторы взаимосвязаны и в конкретно-исторических условиях образуют различные сочетания.

2. Основал теорию социальной стратификации и специальной мобильности.

Вместо марксистского понятия "класс", классовая борьба: он вводит понятие "страт" (от лат. stratum – слой + facio - делаю) и обосновывает, что в любом обществе неравенство неизбежно в силу, прежде всего, неравномерного распределения прав и привиле­гии, обязанностей и ответственности, социальных ценностей, власти и влияния в обществе. Это прежде всего выражается в экономике, политике, профессии. В результате различного образо­вания, психологии, бытовых условии, занятости, доходов и т.д. возникают различные страты (классы, социальные группы).

Общество делится на "высшие", "средние" и "низшие" классы, страты. В этом ничего страшного и противоестественного нет, т.к.:

Горизонтальная мобильность - переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне общественной стратификации. С одной фабрики на другую, из одной воинской части в другую (замена).

Вертикальная мобильность - из одного социального пласта в другой (социальный спуск или социальный подъем).

Спуск или подъем может быть отдельного человека, так и социальной группы в целом (революция, возникновение новых отраслей и т.д.).

Чем более демократично общество, тем больше вертикальная мобильность, больше талантливых людей в руководстве страной, тем больше активность людей в труде.

3. П. А. Сорокин - создатель теории конвергенции (от латинского сonvergo - сближаюсь, схожусь). В 1960 г., когда в мире существовала высочайшая напряженность между США и СССР и, казалось, что ядерная катастрофа неизбежна, П. А. Сорокин издает книгу “Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу...”, которая потрясла Америку и другие страны Запада, вызвала возмущение и неприятие в СССР.

Эта интеграция, по его мнению, будет происходить на базе общих ценностей (науки, право, образование, искусство, досуг). В результате сближения, а это неизбежно, возникнет новое общество.

4. Сорокин выдвинул теорию социокультурных систем. Он считал, что каждое общество- это социокультурная система, базирующаяся на определенных ценностях. В основе их лежит конкретное миро­воззрение (понимание добра и зла, красивого и безобразного). Если у ряда общества одни и те же ценности, то возникает супер­система. Ценности - это основа сплочения и единства пока она имеет смысл. Со временем одни ценности стареют, возникают новые.

Телкотт Парсонс (1902-1979) - американский теоретик, который работал совместно с П. А. Сорокиным на кафедре в Гарвардском университете. Парсонс является создателем теории действия и системно-функциональной школы в социологии (одно из ведущих направлений в социологии Запада - функционализм).


Теория действия:

1. Действия человека определяются сложной системой, состоящей из:

а) символичности (наличие символичных механизмов регулирования и поведения - язык, ценности и т.д.);

б) нормативности (общепринятых норм и ценностей);

в) волюнтаристичности (т.е. сугубо личностного действия в силу субъективной оценки и которая носит порой иррациональный характер.

2. Действия есть результат 3-х взаимодействующих:

а) деятель (S);

б) ситуация (условия);

в) ориентация деятеля на ситуацию.

Системно-функциональный анализ - это не абсолютно самостоятельное направление, а продолжение, развитие теории действия. Парсонс умозрительно, абстрактно построил модель системы действия в обществе в целом.

Действие человека осуществляется в сложной, социальной системе, состоящей из подсистем: культурной, социальной, личностной и органической. Все эти подсистемы взаимосвязаны, но ни какая из них не является определяющей. Каждая подсистема выполняет свои функции.

Социальная - обеспечивает интеграцию действий множества индивидов.

Культурная - содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценности, верования, знания.

Органическая - обеспечивает функцию адаптации, т.е. дает системе действия физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой и т.д.

Определенная часть социологов не считают, что общество развивается в силу действия множества факторов. По их мнению, один ведущий фактор определяет все развитие общества.

Мы можем выделить в этом плане сторонников экономического фактора, географического, биологического. Среди сторонников того или иного фактора, в свою очередь, появились несколько направлений, течений. В качестве примера рассмотрим психологическое направление в социологии.

Психологическое направление образовалось в конце 19-го начале 20-го века на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания, а так же в связи с развитием самой науки психологии, интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей психологических направлений:

а) школа психологического эволюционизма (Уорд, Гиддингс);

Первичными социальными фактами объявлялись либо желание инди­вида (голод, жажда, половые потребности и т.п.), либо "соз­нание рода ", “коллективный телезис", делающий возможным созна­тельное взаимодействие индивидов. Представители этой школы считали возможным регулирование психических процессов в русле общей эволюции общества.

б) школа интуитивизма (У. Мак-Дугал, Фрейд);

Они считали, что основу общественной жизни составляют биологически наследуемые инстинкты, сопровождаемые соответствующими эмоциями (стадный инстинкт - ведет к росту городов, к коллективному характеру труда, досуга, массовых сборищ и т.д.; инстинкт борьбы ведет к войне; инстинкт воспроизводства рода ведет к возникновению института семьи и т.д.

в ) школа психологии народов (М. Лацарус, Х. Штейнталь);

Ее представители считали, что основной исторической силой развития является “народный дух”, выражающий психическое сходство индивидов. Этот дух выражается в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть продукт этого целого.

Таким образом, психологическая особенность народа определяет и особенность его самосознания, культуры в целом.

Естественно, что каждый народ имеет свой дух, свою культуру, но абсолютизация данного факта использовалась неоднократно националистами и расистами.

г) школа групповой психологии (Лебон), представители которой изучали психологию толпы и условия воздействия на нее и ряд других школ;

Но общим для всех школ является одно - стремление найти ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах индивида или общества.

Для широких масс нашей страны психологическая школа, прежде всего известна благодаря Зигмунду Фрейду, создателю школы психоанализа. Изучая курс философии и психологии, вы знакомились и с социологическими взглядами Фрейда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV этапразвития социологии связан с периодом монополизации капитализма | III. - с начала 60-х годов до наших дней
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.