КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как проводится социометрический опрос?
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОС
Для оценки и анализа морально-психологического состояния различных групп применяется социометрический опрос. Социометрический опрос - это способ изучения малых социальных групп с применением математических методов. Термин социометрия возник в конце 19 века. Теоретическое обоснование социометрии, как метода познания и измерения социальных явлений, дал американский социолог Джекоб (Якоб) Морено (1892-1974). Его основные работы: "Кто выживет"(1934 г.), "Социометрия" (1958 г), "Основы социометрии" (1954 г.) и др. По мнению Морено, социометрия: - во-первых, это "общая теория социальных групп"; - во-вторых, она "означает всякое измерение всех социальных отношений"; - в-третьих, социометрией называется "математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода"[1]. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Ее предмет – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на этой основе социометрия противопоставляется, как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. Суть социометрического опроса заключается в сборе информации о структуре межличностных отношений в малой группе, ее неформальных лидерах путем изучения взаимных выборов сделанных членами группы в различных ситуациях.
Прежде всего, исследователь должен четко обозначить границы группы, с которой он работает.
Затем каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (карточка) и список членов социометрической группы. Для удобства работы фамилии членов группы шифруются (в простейшем случае – кодируются номером в списке группы). Социометрическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формируется просьба об участии в опросе. Далее излагается информация о том, как заполнить анкету. Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, то обязательно следует предупредить опрашиваемых о научном характере опроса, гарантировать сохранение в тайне ответов. Завершается анкета благодарностью. Респонденты условными значками отмечают против фамилии (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора. Например: "+"- положительный выбор, "-" - отрицательный выбор, "0"- нейтральный выбор (отсутствие выбора).
Заполненные респондентами анкеты в самом упрощенном виде выглядят следующим образом:
Затем исследователь собирает списки и переносит результаты выборов в социоматрицу. Социоматрица – это таблица, отражающая выборы, сделанные членами коллектива по предложенному критерию. Если в ходе социометрического исследовании респонденты дают ответы на несколько вопросов то по каждому из заданных вопросов составляется отдельная социоматрица.
СОЦИОМАТРИЦА
Социоматрица дает возможность определить персональный и групповые показатели – индексы, характеризующие коллектив и его членов.
Например, социометрический статус человека в коллективе (С). Он определяется по формуле:
Где: а (+) число полученных данных человеком положительных выборов, а (-) число полученных данных человеком отрицательных выборов, N – число членов группы. Определим статус А:
Возьмем статус Д:
Таким образом, мы видим, что статус А значительно выше, чем статус Д. На основе социоматрицы строится социограмма - графическое изображение схемы межличностных отношений в коллективе. Положительные выборы отмечаются непрерывными линиями с указанием направления от выбирающего к выбираемому. Связи с отрицательными выборами обозначается прерывистыми линиями. Если выбор обоюдный, то стрелки направлены в обе стороны. Начинается построение социограммы с обозначения тех членов коллектива, которые получили наибольшее количество выборов. СОЦИОГРАММА А
В Б
Д Г
Социограмма позволяет увидеть: · структурные элементы межличностных отношений в коллективе; · неформальных лидеров коллектива; · микрогруппы; · двусторонние положительные выборы. Социоматрица и социограмма позволяют определить степень сплоченности коллектива (П), которая определяется по соотношению взаимоположительных и взаимоотрицательных выборов по формуле:
Где: А (+) – количество взаимоположительных выборов. А (-) – количество взаимоотрицательных выборов. N · (N-1) – общее количество взаимных выборов. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ Вычисленные индексы отражают конкретное состояние коллектива. Но если эти замеры производятся в одном и том же коллективе периодически и по одним и тем же критериям, то можно проследить динамику взаимосвязей в нем.
С помощью социометрического опроса можно определить индекс социометрической когерентности [2] (он характеризует меру связанности групп по выделенному критерию), индекс эмоциональной экспансивности, индекс референтности и др.[3]
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |