Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как проводится социометрический опрос?

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОС

 

Для оценки и анализа морально-психологического состояния различных групп применяется социометрический опрос.

Социометрический опрос - это способ изучения малых социальных групп с применением математических методов.

Термин социометрия возник в конце 19 века.

Теоретическое обоснование социометрии, как метода познания и измерения социальных явлений, дал американский социолог Джекоб (Якоб) Морено (1892-1974).

Его основные работы: "Кто выживет"(1934 г.), "Социометрия" (1958 г), "Основы социометрии" (1954 г.) и др.

По мнению Морено, социометрия:

- во-первых, это "общая теория социальных групп";

- во-вторых, она "означает всякое измерение всех социальных отношений";

- в-третьих, социометрией называется "математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода"[1].

Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни.

Ее предмет – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Созданная на этой основе социометрия противопоставляется, как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения.

Суть социометрического опроса заключается в сборе информации о структуре межличностных отношений в малой группе, ее неформальных лидерах путем изучения взаимных выборов сделанных членами группы в различных ситуациях.


 

Прежде всего, исследователь должен четко обозначить границы группы, с которой он работает.

Затем каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (карточка) и список членов социометрической группы.

Для удобства работы фамилии членов группы шифруются (в простейшем случае – кодируются номером в списке группы).

Социометрическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формируется просьба об участии в опросе.

Далее излагается информация о том, как заполнить анкету.

Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, то обязательно следует предупредить опрашиваемых о научном характере опроса, гарантировать сохранение в тайне ответов. Завершается анкета благодарностью.

Респонденты условными значками отмечают против фамилии (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора.

Например:

"+"- положительный выбор,

"-" - отрицательный выбор,

"0"- нейтральный выбор (отсутствие выбора).

 

Заполненные респондентами анкеты в самом упрощенном виде выглядят следующим образом:

 

1. А     1. А +   1. А -   1. А -   1. А +
2. Б +   2. Б     2. Б     2. Б +   2. Б  
3. В     3. В     3. В     3. В +   3. В -
4. Г -   4. Г -   4. Г +   4. Г     4. Г +
5. Д +   5. Д +   5. Д +   5. Д +   5. Д  

 

Затем исследователь собирает списки и переносит результаты выборов в социоматрицу.

Социоматрица – это таблица, отражающая выборы, сделанные членами коллектива по предложенному критерию.

Если в ходе социометрического исследовании респонденты дают ответы на несколько вопросов то по каждому из заданных вопросов составляется отдельная социоматрица.

 


СОЦИОМАТРИЦА

 

Кто выбирает Кого выбирают Итого Всего выборов
№ позиции Член группы А Б В Г Д + -
  А   + +          
  Б +   + + -      
  В +     - +      
  Г + +     +   -  
  Д - +   +        
Итого +                  
-   - -    
Всего выборов          

Социоматрица дает возможность определить персональный и групповые показатели – индексы, характеризующие коллектив и его членов.

Например, социометрический статус человека в коллективе (С). Он определяется по формуле:

С= А(+) –А (-)
N-1

Где:

а (+) число полученных данных человеком положительных выборов,

а (-) число полученных данных человеком отрицательных выборов,

N – число членов группы.

Определим статус А:

С = 3-1 = 0,5.
 

Возьмем статус Д:

Д = 2-1 = 0,25.
 

Таким образом, мы видим, что статус А значительно выше, чем статус Д.

На основе социоматрицы строится социограмма - графическое изображение схемы межличностных отношений в коллективе.

Положительные выборы отмечаются непрерывными линиями с указанием направления от выбирающего к выбираемому.

Связи с отрицательными выборами обозначается прерывистыми линиями.

Если выбор обоюдный, то стрелки направлены в обе стороны.

Начинается построение социограммы с обозначения тех членов коллектива, которые получили наибольшее количество выборов.

СОЦИОГРАММА

А

       
   
 


 

 

В Б

 


Д Г

 

Социограмма позволяет увидеть:

· структурные элементы межличностных отношений в коллективе;

· неформальных лидеров коллектива;

· микрогруппы;

· двусторонние положительные выборы.

Социоматрица и социограмма позволяют определить степень сплоченности коллектива (П), которая определяется по соотношению взаимоположительных и взаимоотрицательных выборов по формуле:

 

П= А(+) – А(-)
N · (N-1)

 

Где: А (+) – количество взаимоположительных выборов.

А (-) – количество взаимоотрицательных выборов.

N · (N-1) – общее количество взаимных выборов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Вычисленные индексы отражают конкретное состояние коллектива.

Но если эти замеры производятся в одном и том же коллективе периодически и по одним и тем же критериям, то можно проследить динамику взаимосвязей в нем.

С помощью социометрического опроса можно определить индекс социометрической когерентности [2] (он характеризует меру связанности групп по выделенному критерию), индекс эмоциональной экспансивности, индекс референтности и др.[3]

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы проведения социологического опроса | ЛиЧность, общество и их взаимосвЯзь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.