Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь личности и общества




Социализация личности

Ход усвоения личностных качеств на разных этапах, существование человека определяется в социологии понятием “социализация”.

Социализация - это сложный процесс интеграции индивида в общество, в ходе которого он усваивает образы поведения, элементы культуры, социальные нормы и ценности, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

Процесс социализации личности происходит в следующих сферах:

1. В социальной деятельности.

2. В общении, как процессе взаимодействия субъектов, групп, в которых происходит обмен информацией, деятельностью и т. д.

3. В самосознании, т.е. в оценке своего места в обществе, нравственного облика, интересов, идеалов и т.д.

Формы социализации:

- социальная адаптация – приспособление индивида к социально-экономическим условиям и нормам социальной системы;

- интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Стадии социализации:

1. Дотрудовая (детство и время обучения). На этой стадии в качестве институтов (агентов) социализации выступают семья, друзья, дошкольные учреждения, учебные заведения и т.д.

2. Трудовая (период зрелости и активного участия человека в трудовой деятельности). В качестве институтов социализации выступают коллективы производственных предприятий, армия, средства массовой информации, партии, движения и т.д.

3. Послетрудовая (пенсионный возраст). Агентами социализации являются неформальные объединения, друзья, СМИ и т.д.

 


По этой проблеме имеется множество точек зрения. Мы рассмотрим три, наиболее распространенные концепции, представленные известными социологами - Эмилем Дюркгеймом (1858 - 1917), Максом Вебером (1864 - 1920), Карлом Марксом (1818 - 1883).

Эмиль Дюркгейм считал, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. И теперь уже вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или же влияют очень незначительно, не меняя сути социальных факторов. Общество выступает как независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида. Да и в человеке идет постоянная борьба между индивидуальными и социальными в нем. Борьба не как сосуществование, дополнение друг друга, взаимопроникновения, а борьба как противостояние. Отсюда постоянная борьба отдельных индивидов с государством, церковью, законами и т.д.

Таким образом, личность беспомощна по отношению к обществу,общество есть индивидуальное образование, то, что существует над всеми людьми, особая надличностная реальная сила.

Прямо противоположную позицию по этому вопросу занимает Макс Вебер. Он среди тех, кто придает огромное значение в развитии общества действием (поведению) индивида. В отличие от Дюркгейма, который признает субъектом социального действия общество или другие формы коллективности, Вебер видит в роли субъекта только отдельных индивидов. Он не отрицает существование государства, нации, семьи и т.д., но он требует не забывать, что эти формы коллективности реально не забывать, что эти формы коллективности реально не являются субъектами социального действия, им нельзя приписать волю или мышление. Эти понятия можно употреблять только условно, метафорически, это в принципе ничто без процесса и связи специфических действий отдельных людей. Именно они являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловую ориентацию. Только осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых индивидом целей, поведение делает индивида субъектом социального действия, и именно такое действие должно быть в центре интереса социологии.

Вебер назвал свою социологию “понимающей”, т.к. она должна изучать осмысленное поведение личности. Он критиковал “органическую социологию”, рассматривающую общество как организм, где действуют классы, государство, нации и т. д., а человек в этом организме как его биологические клетки.

Таким образом, для Вебера нет иной социальной реальности кроме индивидов. Все общественные образования есть лишь процесс их взаимодействий. Он считает, что класс, нация, государство или акционерное общество сами по себе не могут действовать целенаправленно и осмысленно, а поэтому и не являются субъектами общественного развития. Статус социального субъекта в социологии Вебера имеет только индивид.

Еще один вариант решения данной проблемы содержит социология Маркса. В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья, личность.

Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи в качестве решающего выдвигается один из них, который и является основной движущей силой данного исторического периода. В первобытном обществе основными субъектами была семья и возникающие на ее основе образования (род, племя). В классовом обществе - классы и т.д.

Причем, нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут не изменить, не отменить эти законы. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряется общественное развитие, либо мешает им действовать, и тогда тормозится исторический процесс.

К. Маркс признает личность субъектом общественных отношений, правда она не выдвигается на первый план. “Человек есть совокупность общественных отношений”. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов.

Вместе с тем К. Маркс оставляет определенное поле деятельности и для личности. По К. Марксу человек творит историю. Как это понимать? Для понимания этого огромное значение имеет категория “практика”. В ходе практики люди становятся свободными в освоении мира. В этом смысле каждый индивид, вовлеченный в практику, является субъектом общественного развития. Но степень вовлеченности в практику зависит от статуса личности. Есть личности, которые могут ускорять общественный прогресс или тормозить его, а другие могут только повлиять на судьбу своей семьи.

Мы остановились на трех различных точках зрения взаимоотношений личности и общества. Каждый может выбрать себе позицию, тем более что в каждой точке зрения есть объективная истина. Но, думается, что личность в обществе, даже самом свободном и демократическом, весьма несвободна, ее деятельность обусловлена множеством факторов, которые трудно даже перечислить. Как говорят англичане: “Моя свобода размахивать руками кончается там, где начинается нос ближнего”.

Вывод, таким образом, личность представляет собой интегральное социальное качество, формируемое у индивида в ходе его включения в систему общественных отношений. В социологии существует ряд теорий по-разному объясняющих процесс формирования личности и ее взаимодействия с обществом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.