Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность - это способ существования человеческого общества, реализация общественных законов

СоциальнАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И поведение лиЧности в обществе

 

Человек является деятельным существом. В процессе практической деятельности он познает объективные законы внешней среды, так и законы функционирования и развития самого себя. В процессе деятельности проявляется поведение человека.

Деятельность человека в обществе в отличие от поведения в животном мире определяется не биологически, а исторически выработанными социокультурными программами. Наличие этих программ и позволяет говорить о переходе от системы действий, направленных на поддержание биологического существования, к деятельности как специфически человеческой форме активного отношения к окружающему миру, основное содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Деятельность представляет собой такое социальное действие, поведение человека, которое осуществляется им как субъектом общественно-исторического процесса, важнейшей особенностью которого является активное, сознательное, целенаправленное воздействие на окружающий мир.

Своей деятельностью, поведением человек не только реализует функции, обусловленные социальной системой, но и создает собственные социальные отношения, преобразует самого себя.

Человек в своей деятельности преследует определенные цели.

Благодаря этому обеспечивается вовлечение человека в новые связи и отношения, его приобщения к более широкому кругу ценностей.

Тем самым обеспечивается развитие личности, изменение ее содержания, структурных элементов в соответствии с достигаемой целью.

 

Классификация деятельности

1. В зависимости от сферы проявления: экономическая; социальная; политическая; духовная.

2. С точки зрения хода исторического развития деятельность бывает: прогрессивная; регрессивная.

3. С точки зрения сложившихся в обществе системы ценностей: позитивная; негативная; нравственная; безнравственная.

4. В зависимости от субъекта деятельность подразделяется на: индивидуальную; групповую; массовую; общественную.

5. По степени реализации творческого потенциала деятельность бывает: инновационной; рутинной.

Социальная деятельность людей обусловливается:

- социальным статусом личности;

- социальными ролями (функциями), которые выполняет личность;

- социальными нормами и ценностями в данном обществе, социальной общности, группе;

- индивидуальными качествами личности (мотивы, ценности, ориентации, интересы и т.д.).

Механизм социальной деятельности

Потребность --- Интерес ---Мотив---Действия

Исходным источником деятельности, поведения личности являются ее потребности.

Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом.

Одним из создателей теории потребностей является американский ученый А. Маслоу. Он разделил потребности на базисные (потребность в пище, одежде, жилье, безопасности и др.) и производные (в справедливости, порядке, благополучии и т.д.). Производные потребности (Маслоу их называл мето-потребности) не имеют иерархии, т.к. ценность равны друг другу. Базисные же потребности расположены в восходящем порядке от “низших” материальных до “высших” духовных:

1. Физиологические и сексуальные потребности.

2. Экзистенциальные потребности (потребность в безопасности, уверенности в завтрашнем дне).

3. Социальные потребности (в принадлежности к коллективу, группе, потребность в общении).

4. Престижные потребности (статус, признание).

5. Духовные потребности (потребность в самовыражении через различные виды творчества).

Маслоу первые два вида потребностей назвал первичными (врожденными), три остальных - вторичными. Процесс - возвышения потребностей выглядит как замена первичных потребностей вторичными.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы.

Интерес – направленность деятельности индивида в зависимости от возможности удовлетворения той или иной потребности.

Можно выделить несколько типов интересов:

1) интерес-отношение – устное заявление человека об интересе к определенному объекту;

2) интерес-действие – участие человека в том или ином виде деятельности;

3) интерес-установка – интерес, сложившийся в процессе длительного социального взаимодействия человека с другими людьми;

4) интерес-ориентация – выделение из целого ряда интересов одного в качестве главного.

Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определенных потребностей, лежащей в основе непосредственных мотивов деятельности.

Мотив – внутренний побудитель к действию, представляющий собой отражение в сознании человека его объективных потребностей и интересов.

 

Важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида и регулирующими его поведение. являются ценностные ориентации.

Совокупность сложившихся ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов. Исходя из этого, ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности.

Определяющая роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит диспозиционной установке личности.

Диспозиция (установка) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

Группы установок:

1) фиксированные установки, определяющие готовность к действию исходя из приобретенного опыта;

2) ситуационные установки, формирующиеся в результате оценки конкретной ситуации;

3) установки-интересы, определяющие направленность деятельности личности на цели жизнедеятельности с использованием определенных средств для их достижения;

4) установки-ценностные ориентации, определяющие общую направленность деятельности личности в той или иной сфере.

Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности.

Стимул – внешний побудитель к действию, побудительная причина поведения

Диспозиционную теорию личности активно разрабатывает наш соотечественник В. А. Ядов. По Ядову, в диспозиционной структуре личности выделяется несколько уровней:

1. Низший уровень диспозиционной структуры личности состоит из элементарных установок, которые формируются в простейших жизненных ситуациях.

2. Средний уровень диспозиционной структуры личности - общественно фиксированные установки со сложной структурой, состоящий из трех компонентов: оценочного, рассудочного и поведенческого. Здесь речь идет о взаимодействии индивида с отдельными объектами в разных конкретных ситуациях. Собственно это и является социальной установкой в полном смысле слова.

3. Высший диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности (в профессиональной сфере, сфере досуга, семейно - бытовой сфере, общественной деятельности и т.д.). Этот уровень образует ценностные ориентации.Рассматривая личность в качестве социального субъекта, В. А. Ядов замечает, что общие и специфические социальные условия сказываются на интересах личности. Через общественный интерес осуществляется обратная связь от субъекта к его общественному действию.

Люди действуют, преследуя определенные общественно обусловленные интересы. На основе системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует относительно устойчивые готовности к восприятию и приемам действий в конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое поведение. Суммарные действия общественных субъектов - источник преобразования условий их жизни, экономического, политического, социального и духовного развития общества.

Девиантное поведение.

 

В процессе деятельности личности возможны различные отношения от принятых норм, ценностей и т.д. Такое поведение личности называется девиантным.

Девиантное поведение – поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.)

Важно иметь в виду неоднозначность толкования принятых норм то, что в одних условиях может казаться отклонением - в других может восприниматься как норма.

Так, например, употребление спиртного во время работы в трудовом коллективе может восприниматься как девиантное поведение, но в компании близких, друзей в нерабочей обстановке оно может оцениваться как нормальная форма поведения и не вызывать отрицательной реакции.

 

Типы отклоняющегося поведения.

 

1. Культурно одобряемое отклонение. К нему относятся: гениальность, героические поступки, лидерские качества, высокие достижения в науке, труде, спорте, искусстве и т.д.

2. Культурно неодобряемое отклонение. К нему относятся те поступки, которые наносят ущерб обществу, а также вызывают осуждение. В свою очередь культурно неодобряемое отклонение подразделяется на подтипы:

а) в зависимости от типа нарушаемых норм:

- делинкветное (правонарушительное), связанное с несоблюдением норм-правил: (ограбление магазина, террористическое действие, покушение на жизнь другого гражданина и др.);

- девиантное (в узком смысле), сводящееся к отступлению от норм-ожиданий (использование студентами шпаргалок на зачетах, экзаменах и т.д.);

б) в зависимости от субъекта: индивидуальное и групповое.

 

Социальная деятельность и поведение складываются в условиях социального контроля.

Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. и правового регулирования). Социальный контроль — совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, направленные на их выполнение.

 

На поведение личности большое влияние оказывает самосознаниеиндивида.

Самосознание - осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений.

Правомерно говорить о нравственном, групповом, профессиональном самосознании.

Любое воздействие со стороны социального целого, в случае, если оно нейтрализовано шкалой индивидуальных оценок теряет свой контролирующий эффект. Социальный контроль перестает существовать, если он не влияет на самосознание индивида.


СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ:

СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

 

 

Institutum – в переводе с лат. установление, учреждение.

Социальный институт - это, форма организации совместной деятельности людей,. устоявшиеся правила, нормы.

Понятие "социальный институт" используется в самых различных значениях. Можно вести речь об институте семьи, образовании, обороны, медицины, культуры, государства и т.д. Больше всего это понятие связано с характеристикой различного рода упорядочения, формализации, стандартизации социальных связей и отношений, а сам этот процесс называют институционализацией.

Для возникновения и развития социального института необходимы определенные условия:

1. В обществе должна возникнуть потребность, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. В наличии должны быть операциональные средства, удовлетворяющие эти потребности (система функций, операций, частных целей, реализующих данную потребность).

3. Чтобы институт реально мог выполнять свои задачи, он должен быть наделен необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, информационными и другие).

4. Наличие системы санкций для поддержания соответствующих норм и правил, дифференцированность их применения в конкретных случаях.

5. Наличие особой культурной среды. Иначе говоря, должна сформироваться присущая ему субкультура (система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

В обществе существует множество институтов. Их разнообразие соответствует множеству потребностей человека (потребности в производстве товаров народного потребления, услуг; безопасности, защите жизни гражданина, охране здоровья, коммуникаций и др.) В соответствии с этими потребностями институты классифицируют:

1. Экономические (собственность, налоги, банки, деньги, хозяйственные объединения различного вида и т.д.).

2. Политические (государство, партии, армия, служба безопасности общества и граждан и др.).

3. Культурные (система образования, культуры, искусства и др.).

4. Институты социального обеспечения граждан (пенсионные, медицинские, занятости населения и др.).

5. Нормативные. Они обеспечивают регуляцию поведения на основе правил, норм, предписаний (юридических, эстетических, нравственных, религиозных и др.).

6. Институты физкультуры и спорта (спортивные клубы, федерации видов спорта, спорткомитеты и т.д.)

7. Институты науки (академии, научно исследовательские институты, высшие учебные заведения и др.).

8. Институты массовых коммуникаций (печать, радио, телевидение, кинематограф и др.).

9. Институты семьи, брака и родства (о них подробно поговорим во втором вопросе) и др.

 

Функции социальных институтов

В ряде источников функции институтов подразделяют на явные и латентные.

Явные функции закрепляются и провозглашаются в конституциях, законах, уставах, программах, кодексах. Так как эти функции всегда (или почти всегда) оглашены, они являются более формализованными и подконтрольными обществу, им присуща довольно строгая процедура и традиция при их провозглашении и осуществлении (клятва Президента при вступлении в должность, обязательные регулярные выборы президента Академии наук, ежегодные собрания акционеров, принятие специальных сводов законов: об образовании, науке, здравоохранении, прокуратуре воинской службе и т.п.).

Латентные (скрытые) функции. Эти функции находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Например, одной из черт культуры образования США, является провозглашения тезиса о том, что "американский образ жизни" - лучший в мире. Тем самым, эти институты, наряду с выполнением явных функций, выполняют и латентную: навязывание гражданам США (и не только США) идеи, что все американское лучшее в мире.

Не отрицая такой подход к определению функций социальных институтов, мы считаем, что наиболее полная их классификация может быть представлена с точки зрения системно - институционального подхода.

Исходя из этого, можно выделить следующие функции:

1. Воспроизводство населения. Эту функцию, главным образом, реализует семья. Но к ней причастны государство, церковь, общественные организации (благотворительные фонды, профсоюзы и др.).

2. Производство и распределение. Она реализуется экономическими, политическими, культурными и др. институтами.

3. Социализация. Она осуществляется институтами семьи, образования, науки, культуры, религии и др.

4. Управление и контроль. Она реализуется через систему правовых, моральных норм, административных решений, обычаев, традиций и др.

 

Развитие и взаимодействие социальных институтов

В настоящее время наиболее зримой тенденцией является увеличение числа институтов и их усложнение. В основе этого процесса лежит уровень разделения труда в обществе. В свою очередь специализация вызывает дифференциацию институтов. Вместе с тем и в современном обществе имеет место так называемые всеохватывающие (тотальные) институты.

Эти институты охватывают полный суточный цикл своих подопечных (армия, исправительные учреждения тюремного типа, клинические больницы и др.).

Одним из последствий увеличения числа институтов является то, что в результате узкой специализации ролевое знание становится понятным лишь узкому кругу лиц (посвященным). В этом случае усиливается разобщенность в обществе, могут возникать социальные конфликты между профессионалами и непрофессионалами в силу того, что со стороны профессионалов существует возможность манипуляции людьми. Серьезную проблему для современного общества представляют противоречия между институциональными структурами самого государства. Исполнительные структуры, к примеру, стремятся нередко к определенной закрытости, недоступности для окружающих, объясняя это профессионализацией своей деятельности. С другой стороны представительные органы власти должны действовать как прямой канал выражения интересов граждан общества.

Проблема взаимодействия институтов возникает и тогда, когда одни институты распространяют свои нормы на другие институты. К примеру, в государствах, где религиозная власть не отделена от светской, церковь устанавливает свое ведущее положение в экономике, политике, культуре и т.д. Аналогичное положение проявляется в тоталитарных системах. В результате этого может быть дезорганизация общественной жизни, растущее напряжение в обществе, уничтожение какого либо из институтов.

Изменения социальных институтов могут быть вызваны внутренними и внешними причинами.

Внутренние – связаны с неэффективностью существующих институтов с противоречиями между существующими институтами и общественными мотивациями (что хотелось бы);

Внешние – со сменой культурных образов и культурной ориентации по мере развития общества.

Таким образом, в своем развитии социальные институты оказывают неоднозначное влияние на социальную жизнь.

С одной стороны, они как бы "связывают" общество, упорядочивая разделение труда, организуя передачу опыта новым поколениям.

С другой стороны, усложнение институциональной жизни может вести к отчуждению и взаимонепониманию между социальными субъектами. Преодоление этих негативных явлений возможно через совершенствование самих институтов, согласование интересов между различными гражданами, социальными группами, институтами.

Дисфункции социальных институтов – это такое положение, когда нарушается взаимодействие социального института с обществом в целом или отдельными общностями.

Нередко возникает ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят равного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

С точки зрения организационной явления дисфункции социальных институтов могут выражаться в неподготовленности кадров, материальных средств, организационных недостатках и т.д.

С содержательной точки зрения дисфункция социальных институтов проявляется в неопределенности целей его деятельности, неясности его функций, падении его авторитета и престижа.

Нереализованная потребность той или иной общности или сообщества в целом может вызвать к жизни стихийное появление не предусмотренных нормами деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института. Но это восполнение осуществляется за счет нарушения существующих норм и правил (не редко оно выражается в противоправных действиях). Так, дисфункции некоторых политических и экономических институтов являются причиной должностных злоупотреблений, протекционизма, взяточничества, коррупции, существование теневого капитала, мафиозно-криминальных структур. Предупреждение и преодоление подобного рода нарушений может быть обеспечено в случае, если: соответствующая общественная потребность найдет равное отражение в функционировании наличных или вновь созданных социальных институтов; произойдет изменение самой этой общественной потребности; в общественном сознании произойдет изменение в оценке денной потребности.

Вывод, таким образом, анализ социальных институтов дает возможность понять, как общество взаимодействует с индивидом, как направляет его жизнь. Социальные институты задают образы действий людей, формируют их ожидания. Одним из важных социальных институтов является семья.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь личности и общества | Жизненный цикл семьи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.