Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир федорович Одоевский

Один из наиболее оригинальных писателей в жанре светской и философской повести. У него представлены разные типы повестей[5]. Мы будем говорить о двух его повестях.

«Княжна Мими» представляет собой светскую нравоописательную повесть. Уже по названию понятно, что Одоевский апеллирует к Грибоедову, апеллирует к Грибоедову и в тексте произведения. (NB!!!). Повесть была высоко оценена Белинским как повесть, критически осмысливающая опыт высшего света. Белинскому не могла не понравиться критика салонной жизни, критика высшего дворянского общества. Но интересно в этой повести не просто негативное отношение к пустому свету (развитие грибоедовской идеи о фамусовском обществе как людей невежественных и мракобесно настроенных). Оригинальность вот в чем:

1. «Княжна Мими». Выдвижение нового типа героя. Одоевский впервые в романтической прозе (и в частности в светской) в качестве главной героини выбирает старую деву. Не романтическую девушку, мечтающую о светлой любви и благородном рыцаре, а старую деву, которая уже лишилась всех этих романтических мечтаний, и теперь мстит обществу, всем успешным людям и, прежде всего, женщинам. Анализ героини разочарованной и в то же время ставшей неким демоном этого светского общества, потому что она искушает, она распространяет сплетни, губит не только репутации, но и жизни людей.

2. Одоевский не просто говорит о сплетне в прозе (сплетня была движущим механизмом в «Горе от ума»), он атомизирует ее, т.е. разлагает сплетню на атомы, показывает, как она управляет светским обществом. И оказывается, что мотив, уже выдвинутый Пушкиным в романе в стихах, а в прозе пока не развитый, оказывается в поле зрения писателя. Это мотив о благородстве и том, что есть истинная честь, и о том, насколько благородный человек должны считаться с общественным мнением, и кто этим мнением управляет. Когда общественным мнением управляют такие, как княжна Мими, случаются непоправимые трагедии. Так, в повести ставятся серьезные социально-философские проблемы о человеке и обществе, общественном мнении.

 

Повесть «Сильфида» с замечательным подзаголовком «Из записок благоразумного человека» развивает достаточно характерный для романтической прозы конфликт. Конфликт между разумом и потребностью в большем знании о мире, чем дает рациональная сфера. Философия романтизма начинается с критики просветительского рационализма. Эту идею развивает еще в 30 годы. Повесть опубликована в пушкинском «Современнике» уже после гибели Пушкина, в 1837 году, но принимал её еще Пушкин. Эта повесть свидетельствует о неисчерпаемости проблемы рационального и интуитивного познания. Она была очень актуальна в 30-е годы в связи с тем, что поздний Шеллинг, как и многие немецкие философы, более всего сконцентрировал свое внимание на интуитивном познании, на том, что дается сверх разума, на сверхчувственном знании, интуиции и т.д.

Поднимается проблема встречи в начале вполне благоразумного героя [6] с духом воздуха [7]. Встреча с этой прекрасной белокрылой девушкой-видением отрывает его от обыденной жизни, от обыденных радостей и увлекает в мир призраков, фантазии, («фаназмов», как писал В.Г. Белинский, которому это очень не нравилось) и наполняет его жизнь другим смыслом. Он отказывается от женитьбы, от обычных радостей помещика, но окружающее общество всячески противодействует этому, в частности отец невесты, которому надо было выдать дочь замуж. Он считает, что это сумасшествие, герой вылечивается, женится и становится внешне вполне счастливым человеком. Но вопрос повисает в воздухе: а счастлив ли он на самом деле в своей помещичьей вполне благополучной жизни? Возникает вопрос, а что есть счастье: жизнь в мире грёз, призраков, сверхчувственного и непознаваемого разумом, в мире мечтаний, в мире потустороннем или в мире действительном, где для статуса помещика все как надо. «Что есть счастье?» - это высочайший философский вопрос. Но в то же время, повесть фантастическая, потому что в реальной жизни встреча с Сильфидой невозможна.

 

Одоевский сам увлекался разного рода алхимическими, мистическими учениями, его называли Фаустом. Всех, например, поражало, что гостей в его квартире встречал скелет. Значит, он интересовался естественными науками. Но при этом он интересовался и книгами алхимиков средневековых. Такое соединение рационального и надрационального характерно для его романтического синтетизма как философской, так и жизненной позиции. Одоевский был любопытнейшим, интереснейшим русским писателем 30-х годов, а начинал он вместе с Веневитиновым с Общества любомудров. Это продолжение той линии, которую начинали в русской литературе любомудры.

 

Одоевский проявил себя и как писатель-сказочник. Он печатал свои сказочные произведения под псевдонимом Дедушка Еремей. Одоевского иногда называют русским Гофманом в связи с его увлечением романтической фантастикой. Однако сам Одоевский подчеркивал свою самостоятельность в отношениях к великому немецкому писателю. Он говорил, что был бы польщен, если бы был вторым Гофманом, но он идет своим путем. И свое своеобразие он видел в том, что он, прежде всего, философ, а потом писатель. По мнению Одоевского, Гофман в первую очередь писатель и в десятой степени философ, который мог пренебрегать новыми философскими идеями, и, как говорил О., мог даже не посещать лекции Шеллинга. Одоевский в отличие от других посещал лекции Шеллинга и лично с ним беседовал, о чем оставил воспоминания. Так что О. был шеллингианцем не только по знакомству с его произведениями, но и по личному опыту бесед с ним. Шеллинг, кстати, довольно высоко оценил философскую подготовленность. Хотя собственно философом как ученым Одоевский не был.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Александр Александрович бестужев-марлинский | Николай филиппович павлов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.