Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление качеством в проектах

Управление качеством в проекте, также, как и в любой организации, производится с помощью системы качества. Поскольку проект ‑ это нечто обособленное, в нем также имеется своя система качества. Создаваемая в рамках проекта система качества должна базироваться на уже имеющихся элементах системы качества организации-подрядчика. В зависимости от проекта может потребоваться небольшая доработка имеющейся системы качества (например, если проект заключается в выпуске специальной партии товара с повышенными требованиями к качеству), или построение новой системы практически “с нуля”, используя только накопленные знания и опыт (например, если проект заключается в создании новой организации, занимающейся деятельностью, принципиально отличающейся от деятельности организации-заказчика и организации-подрядчика).

Когда говорят о качестве, представляют себе качество конечного продукта проекта (завод, изделие, программу и т.п.), который является осязаемым. Но если говорить об управлении проектом, то мы должны думать в терминах процессов и систем, состоящих из подсистем и элементов, связанных между собой и имеющих свои характеристики. Одна из основных проблем, возникающая при управлении проектами, это представление многих людей о том, что забота о качестве должна относится только к качеству конечного продукта. Это не так, т.к. необходимо обеспечивать качество каждого этапа проекта (процесса в рамках проекта) и каждый участник проекта должен знать, что он отвечает за качество своей работы.

Итак, в управлении качеством в рамках управления проектом различают два аспекта: качество процессов и качество конечного продукта. Учет только одного из аспектов может сильно повлиять на результат проекта, его участников и организацию проекта. Такой подход к управлению качеством в проектах также подчеркивает, что ответственность за качество лежит на руководстве проекта, и что качество создается на всех этапах проекта во всех организациях, вовлеченных в проект, которые, в свою очередь, несут ответственность за результаты своей работы и процессы, которые в них происходят.

Обеспечение и поддержание качества процессов и продуктов в проекте требует системного подхода. Этот подход должен быть направлен на определение и удовлетворение потребностей заказчика (как заявленных, так и подразумеваемых), на оценку нужд и интересов других участников проекта, а также на то, что политики в области качества организаций-участников проекта учитываются и применяются при управлении проектом.

Каждый проект уникален и имеет определенные сроки его реализации, поэтому инвестиции в улучшение качества должны очень точно планироваться, так чтобы они окупились за время реализации проекта. При этом следует помнить, что качество проекта зависит от затрат нелинейно: первые 85-90% инвестиций в проект обеспечивают обеспечение качества только на 10%, а оставшиеся 10-15% инвестиций гарантируют остальные 90% качества. Таким образом, 10-ти процентное сокращение бюджета проекта может привести к 50-ти процентному сокращению качества. Поэтому при принятии решения о сокращении бюджета надо учитывать, за счет чего будут сделаны эти сокращения и как это отразится на качестве.

Тем не менее, в течении всего процесса управления проектом особое внимание должно уделяться управлению качеством. Это единственный способ закончить проект вовремя, уложиться в бюджет и соблюсти технические характеристики.

Международная организация по стандартизации разработала специальный стандарт по управлению качеством в проектах. Это стандарт ИСО 10006:97 “Управление качеством. Руководящие указания по качеству при управлении проектом”. На момент написания данного учебника Госстандарт России еще не выпустил официальный перевод этого стандарта.

В международном стандарте ИСО 10006:97 приведены руководящие указания по элементам системы качества, концепциям и методикам, внедрение которых обеспечивает или влияет на качество в управлении проектом. ИСО 10006:97 является дополнением к стандарту ИСО 9004-1:94.

Руководящие указания ИСО 10006:97 предназначены для широкой аудитории. Они применимы для различных проектов: от малых монопроектов до мегапроектов, коротких и долго длящихся, в различных областях, вне зависимости от конечного продукта проекта (будь то оборудование, программное обеспечение, перерабатываемые материалы, услуги или комбинации из них). Для какого-то конкретного проекта может потребоваться только часть руководящих указаний стандарта ИСО 10006:97. Предполагается, что данный стандарт будет использоваться как специалистами, имеющими опыт в управлении проектами и желающими обеспечить выполнение их организацией требований стандартов ИСО серии 9000, так и специалистами, имеющими опыт в управлении качеством, которым приходится сотрудничать с проектными организациями и применять свои знания и опыт в проектах.

Международный стандарт ИСО 10006:97 не является руководством по управлению проектами!

В стандарте ИСО 10006:97 считается, что управление проектом включает в себя: планирование, мониторинг и анализ всех аспектов проекта в течении продолжительного во времени процесса по достижению целей проекта. Процессы и цели управления качеством применяются ко всем процессам управления проектом.

Чтобы сделать возможным обсуждение управления качеством при управлении проектом, в стандарте ИСО 10006:97 был применен процессный подход. Процессы проекта были сгруппированы в две категории: процессы управления проектом и процессы проекта, связанные исключительно с созданием конечного продукта (например, разработка, производство и испытания).

В стандарте ИСО 10006:97 рассматривается только руководство качеством в процессах управления проектом. Руководящие указания по управлению качеством в процессах, связанных с созданием конечного продукта проекта, содержатся в стандарте ИСО 9004-1:94.

В стандарте ИСО 10006:97 процессы управления проектами объединены в десять групп. Первая группа ‑ это стратегический процесс, который устанавливает направление развития проекта. Во вторую группу входят процессы управления взаимными зависимостями среди всех остальных процессов. Остальные восемь групп ‑ это процессы, связанные с техническим заданием, временем, ценой, ресурсами, персоналом, взаимодействием, рисками и закупками.

Извлечения из стандарта ИСО 10006:97 приведены в приложении 2 данного раздела учебника. При изучении этого стандарта следует помнить, что он рассматривает все процессы проекта с точки зрения обеспечения качества в них. Сами эти процессы описаны в других разделах данного учебника. В стандарте указываются их характеристики, необходимые для обеспечения их качества. Еще раз следует подчеркнуть, что данный стандарт не является руководством по управлению проектами. Он не говорит, какие процессы должны быть в управлении проектом. Он лишь указывает, что если такие процессы в Вашем проекте есть, то их качество должно обеспечиваться следующим образом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. По определению ИСО: сорт (градация, класс) ‑ категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение | Введение. Управление качеством на разных этапах жизненного цикла проекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.