Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подъем национально-освободительного движения в Китае после 1МВ

Китай

Введение

История стран Азии и Африки

 

В наш регион входят: Дальний Восток, Юго-восточная Азия, Южная и Передняя Азия, Ближний и Средний Восток, Арабские государства и страны Северной Африки; не входят: Тропическая, Экваториальная и Южная Африка.

Периодизация Нового времени:

- Европа и Северная Америка – возникновение нового строя, капиталистической системы (17-19 века);

- Восток – с начала колониализма (с середины 16 века) (капитализм начал насаждаться лишь с середины 19 века).

(Индонезия – старейшее колониальное владение в мире – принадлежало Португалии, затем Великобритании, Голландии («Голландская Индия») – оставалась в колониальной зависимости до 1850 года).

Новая история заканчивается событиями 1МВ, начинается Новейшая (современная) история:

- межвоенный период и события 2МВ;

- послевоенный период до наших дней.

Япония – единственное азиатское общество, которое смогло породить в себе элементы капитализма, его предпосылки. Находясь в состоянии полуколониальной зависимости, за 50 лет превратилась в одну из пяти великих держав мира. В идеологическом плане в годы 2МВ выступала как освободитель азиатских народов от колониализма.

Китай – древнейшая цивилизация, насчитывающая почти 5000 лет истории – современная сверхдержава.

 

1. Особенности социально-экономического развития Китая в первой половине 20 века

Первая централизованная государственность образовалась в правление династии Цинь – заложила основы социально-экономического и общественно-административного устройства, которые не менялись в течение двух тысячелетий.

На протяжении тысячелетней истории Китая было множество случаев завоеваний, крестьянских восстаний и других событий, сменявших правителя страны, однако, изменения социально-экономических основ и устройства государства не происходило. Завоевания Китая всегда заканчивались ассимиляцией захватчиков.

Китайская цивилизация самодостаточная, не нуждающаяся в соприкосновении с окружающим миром – политика самоизоляции сохраняла в неизменном виде институты социально-экономического и общественно-административного развития до середины 19 века. При разрушении изоляции началось разрушение деспотизма – насильственно открывать изоляцию начали Франция и Великобритания.

Опиумные войны привели к поражению Цинского Китая, навязыванию Китаю системы неравноправных соглашений, которые обозначали его полуколониальное положение. При доминировании европейских стран в сфере социально-экономического развития Китай сохранял свою политическую независимость и внешние атрибуты великой державы. Соглашения ограничили суверенитет в отношениях с иностранными подданными (экстерриториальность, неподсудность, консульская юрисдикция), которые проживали в сеттельменах (содержали органы самоуправления).

Революция в Китае, которая привела к свержению имперского строя, носила скорее национально-освободительный характер – освобождение от иноземной династии Цин (маньчжуры) (первая иноземная династия Китая – Юань (монголы)).

После краха династии Цин в 1911 году приходили многочисленные милитаристские режимы, которые по своей сущности были близки прежней империи с ее противостоянием мелкого производителя бюрократическому аппарату власти. Сами по себе эти режимы были осколками империи, не имея ее политической силы, а также существовали как новый социальный климат, т.к. страна переживала период ускоренного политического развития.

Стабильность китайской социально-экономической системы была утеряна в событиях первых десятилетий 20 века – капитализм видоизменил надстройки государства.

Первоначально произошла утрата единства – распад на несколько политических образований, власть в которых принадлежала местным военным правительствам дудзюнатам. Страна находилась в состоянии войны всех против всех – начало анархии.

Юань Шикай установил военную диктатуру в стране в 10е годы, хотел установить новую монархию, но не успел, т.к. умер (возможно был отравлен агентом Японии) – начался распад страны.

Китай распался на слабо объединенные территории (дудзюнаты) → утеря единства, резкое ослабление силы центра → резкое обострение понимания сложности ситуации интеллигенцией (особенно националистической) – страх утери суверенитета, самостоятельности (вполне обоснован, т.к. ранее вассальные территории Китая стали колониями – в основном японскими).

Позитивное, революционное значение распада: относительно слабые милитаристские режимы не смогли сдержать развития революционных процессов, таким образом политическая раздробленность страны объективно способствовала на определенном историческом этапе ее развитию. Политическая слабость господствующих режимов обернулась усилением процессов экономического, социального и духовного обновления общества → возникали предпосылки для создания нового единства на основе экономических и социальных связей. (Не единственный возможный вариант развития – ни одно государство еще не проходило этот путь до конца, а Китай еще находился на стадии, когда насилие было необходимым – укрупнение милитаризма).

Революционное обновление стало следствием новых, модернизирующих течений: политических, социальных и др.

Объединителем Китая выступала партия Гоминдан (национальная революционная демократическая) → как современная партия была оформлена в 1919 году, как организация появилась в 1912, первый съезд прошел в 1924.

Основной чертой социально-экономического развития Китая является многоукладность – важнейшая характеристика первых десятилетий 20 века → следствие насильственного «открытия» страны и включения ее в мировую капиталистическую систему, привнесения извне развитых форм капиталистического производства и грубой ломки традиционных отношений → создание анклавов развитого капитализма, насаждавшегося в связи со строительством иностранного, а затем и национального капитала (фабрики, заводы, шахты, банки, торговые компании и т.д.) + создание условия для стихийного развития низшей формы капитализма в городах и деревнях. Однако это привело к дезинтеграции экономической жизни.

Социально-экономическое развитие носило дуалистический характер – существовало в сфере докапиталистического и раннекапиталистического укладов и в сфере привнесенного развитого капитализма.

В период второго десятилетия произошел экономический подъем, расширение внутреннего рынка, расширение связей с иностранным рынком, однако уровень развития сельского хозяйства оставался очень низким (очень низкий уровень товарно-денежных отношений).

Развитие товарно-денежных отношений в китайской деревне носило своеобразный характер – особенности аграрного строя: продукты труда крестьянского хозяйства все шире вовлекались в товарооборот, прибавочный и часть необходимого продукта изымались арендодателями, ростовщиками и другими «сельскими эксплуататорами» (деревенская верхушка → товаровклад), которые способствовали превращению крестьянского продукта в рыночный товар. Абсолютная часть крестьян была связана с феодальными отношениями, но развитие товарно-денежных отношений наблюдалось (имело опосредованный характер → очень медленный процесс). Очень немногие крестьяне выступали в роли торговцев (зажиточные крестьяне – менее 1%).

В промышленном отношении Китай был слабо развит, хотя в данный период происходили наиболее значимые изменения → дофабричная промышленность играла решающую роль в обеспечении нужд населения не только во многих видах потребляемых товаров и услуг, но и в снабжении сельского населения простейшими орудиями труда (крестьяне с семьями – 10%).

Включение Китая в мировое хозяйство изменило отраслевую и экономическую сущность и техническую базу дофабричной промышленности → мировой рынок и развитие фабричного производства не могли не повлиять болезненно на кустарно-ремесленное и мануфактурное производство, но этот процесс не носил столь же болезненный и разрушительный характер как в соседних странах → усовершенствованный металлический ткацкий станок, простейшие машины в вязальной, швейной и других видах промышленности.

Фабрично-заводское производство стало складываться в связи со вторжением иностранного капитала → два уклада производства: иностранный и национальный. Иностранный находился в лучших условиях – раньше появился, иностранный капитал имел сильное влияние на правительство. Промышленные центры: сеттельмены, консессии. Иностранное производство преобладало в угольной, текстильно-хлопковой, табачной и электрической отраслях.

Внутренний рынок был крайне узким, поэтому большая часть произведенных товаров отправлялась на экспорт, кроме хлопковой, ткацкой и сигаретной продукции.

Самая развитая отрасль – текстильная, затем пищевая – пытались ориентироваться на внутреннее потребление.

Вся инфраструктура принадлежала либо контролировалась иностранным капиталом (транспорт, финансы, торговля, таможня).

Социальная структура китайского общества: многоукладность → смазанные социальные грани, пестрота и смешанность социальных групп и прослоек, многоликость социальных типов → к 1945 году 50% населения были вовлечены в феодальные и торговые феодальные отношения, капиталистические отношения были распространены среди 7%, остальные относились к переходному типу.

Структура сельского населения:

I крестьяне – не было крепостной зависимости, преобладало аграрное перенаселение (нищета крестьян) → до 70% крестьян – бедняки (часть из них нищета – пауперы). Крестьяне не шли работать в наем.

Зажиточная и преуспевающая крестьянская семья – основной критерий: в течение года никто не умер от голода.

Коммунисты, которые с конца 20х годов сделали ставку на крестьян, обращались к наименее имущим слоям (пауперам). Китайские коммунисты достаточно произвольно определяли деление крестьянства – через российский опыт, практически без изменений – плачевные последствия (отобрать землю у бедных и отдать еще более бедным, которые не очень хотели работать).

II помещики – остались от феодального строя → по количеству намного меньше, чем крестьян; неоднородный состав; очень небольшое количество крупных помещиков. Положение по отношению к государству было различным – средние слои подвергались эксплуатации со стороны чиновников (высокие налоги). Быт мелких и средних помещиков мало отличался от крестьянского: принимали участие в обработке земли – отличались от крестьян размерами земельных участков и их качеством, часть сдавали в аренду.

Помещики старого типа → традиционные землевладельцы: сдавали землю в аренду, не работали на земле, были учеными людьми на службе государства – жили за счет государственного жалования и доходов с земли → уважаемые, авторитетные люди в селе, выполняли функцию главы – патриархальная система.

Помещики нового типа → появились в период развития товарно-денежных отношений – стремились увеличить доход с земли, перевести арендную плату за землю в денежный эквивалент (крестьяне втягивались в товарно-денежные отношения), пытались использовать технику, наемных рабочих, сами возделывали землю → отрицательное отношение со стороны крестьян.

Структура китайского города:

→ процесс классового образования еще не завершился – общее количество современных классовых образований составляло примерно 3% от общего населения страны (во второе и третье десятилетия) – был прерван с приходом к власти коммунистов и изменением всей социально-классовой системы.

Национальная буржуазия → хронологическая отсталость от пролетариата – компрадорские тенденции (посредничество между рынком и иностранным капиталом).

Пролетариат → высокая концентрация отражает низкую квалификацию – количество занятых на предприятии рабочих достигало 2-3 тысяч человек → практически не было кадровых рабочих, рабочих династий → очень низкая производительность труда → высокая доля использования женского и детского труда (экономия заработной платы, более высокий уровень дисциплины).

Большая часть городского населения – люмпены пролетариата (как пауперы в селе) – не являются производителями → большинство относится к преступному миру, с которым поддерживала связь коммунистическая партия.

2. Внутреннее и международное положение Китая к концу 1МВ. Движение 4 мая

Китайская республика вступила в число воюющих держав в августе 1917 года на стороне Антанты благодаря давлению со стороны Японии, которая очень усилилась на континенте, в том числе на территории Китая, за годы 1МВ. Основные конкуренты Японии в Китае были полностью вовлечены в войну.

Япония выступала на стороне Антанты, в войне участвовала ограниченно и локально – острова Тихого океана и Китай (Шандунь, г. Циндао); после вытеснения Германии из Шандуня, Япония пыталась там закрепиться (получит в качестве компенсации за участие в 1МВ).

Выдвинула Китаю «21 требование» - притязания Японии – Китай становился протекторатом → Япония настояла на внесении требований в японско-китайский договор через Юань Шикая (был подписан в мае 1915 года).

→ резкое усиление позиций Японии на континенте и в Китае; Япония заставила Китай вступить в 1МВ

→ на конференции по мирному урегулированию после 1МВ Япония пыталась использовать Китай в качестве статистической единицы, но китайские дипломаты заняли национальную позицию – меморандум «Вопросы для пересмотра»: изменение отношений между Китаем и западными странами, отказ от принципа зависимости Китая, ликвидация полуколониального положения Китая, возврат Шандуня.

Китай был поддержан США, которые опасались усиления Японии. США не имели и не претендовали на сферы влияния в Китае, внесли большие средства в социальное развитие страны.

Парижская мирная конференция решила передать Шандунь Японии, что вызвало резкое недовольство в Китае → 4 мая в Китай пришло известие – Пекинскими студентами началось движение.

Требования: не подписывать Версальский договор; аннулировать «21 требование» и договор на их основе; вернуть Шандунь; отправить в отставку министров, занимавших прояпонскую позицию.

Силовой метод лишь увеличил размеры движения – центром стал Шанхай – началась забастовка торговцев, которых поддержали почти все слои населения.

Движение имело ярко выраженный антияпонский характер → отказ от японских товаров и услуг; притеснение японцев, живших в Китае. Начался подъем национального самосознания → китайское правительство не подписало Версальский мирный договор, отправило в отставку названных министров – реализовать другие требования самостоятельно правительство не могло – к концу июля движение успокоилось, но антияпонский и национальный настрой стали постоянными аспектами. В движении участвовало 150 городов и 20 провинций, сельская местность почти не была задействована.

Китайские историки считают движение 4 мая рубежным событием – вступление Китая в новую историческую эпоху – Новейшее время.

→ антиимперский характер – впервые столь высокая степень организации и солидарность – высокий уровень сознательности;

→ впервые участвовал рабочий класс.

3. Образование КПК. Специфика и особенности политического движения Китая

→ Дискуссионный характер вопроса.

Научные течения по возникновению коммунизма в Китае и его победах:

1. 40е годы → победа коммунистов в гражданской войне → Западная историческая мысль – ортодоксально-антикоммунистическое → в Китае не было и нет причин для зарождения коммунизма → его победа в гражданской войне – случайность → во всех бедах Китая, в том числе возникновении коммунизма, виноват СССР и Коминтерн.

2. Либеральная школа → в Китае существовали предпосылки и причины, победа коммунистов в гражданской войне объективна, коммунистическая философия характерна для китайского сознания (великая гармония).

→ призывают не переоценивать влияние со стороны СССР, у китайского коммунизма национальные корни.

Эдгар Сноу – журналист → посещал штаб-квартиру КПК, беседовал с Мао → китайские коммунисты не то же самое, что советские коммунисты → между КПК и Коминтерном всегда были противоречия → считал КПК здоровой национальной силой.

3. Синтез 1 и 2 → существовали предпосылки и условия появления коммунизма в Китае + изучение советского фактора.

Советская историография → осуждение Маоизма как левого оппортунизма, искажения Марксизма; серьезно происхождение коммунизма в Китае не изучалось до 70х годов.

→ Л.П.Делюсин – в китайском обществе о социализме и коммунизме знали еще до Октябрьской революции + идеология и мировоззренческая основа – движение за Новую культуру – огромное влияние на китайскую молодежь – новым элементом стало утверждение о том, что Китай должен учиться у Запада всему (идеология, концепция, технологии, взгляд на мир и т.д.) – Марксизм рассматривается как самое новое и передовое движение – в рамках этого движения пропагандировалась идея освобождения личности.

Критика традиционной идеологии – движение за Новую культуру: Чень Дусю, Ли Дачжао – тоталитаризм; Ху Ши – либерализм; Лу Синь – литература, культура.

Через движение за новую культуру произошло приобщение Мао Цзедуна к политической жизни.

Движение влияло на образованную молодежь, городскую интеллигенцию и т.д.

Реальный интерес к марксизму резко усилился и возрос после 1917 года – после свержения династии Романовых, разрушения Российской Империи, победы большевиков в Гражданской войне, оформления советской государственности.

События в России и в Китае стали рассматриваться как подтверждение теории марксизма.

По воспоминаниям современников Мао, в начале 20х годов он высказывался о том, что коммунизм может стать спасительным путем для Китая – реформы государственного аппарата, избавление от колониальной зависимости.

Марксизм стал авторитетным учением в Китае, равнозначным конфуцианству, базирующимся на столь же фундаментальном основании → особенно среди интеллигенции.

Марксизм предлагал путь развития, в котором видели выход для всего человечества → воспринимался догматически – замещение прежних концепций (конфуцианство, буддизм и др.) – все объясняющий характер.

Легче всего воспринимались идеи о социальной справедливости, равенстве, диктатуре пролетариата → упрощенное, схематическое восприятие марксизма.

В основном учение приходило с территории России в искаженном виде марксизма-ленинизма (сталинизма) → был положен в основу КПК (изначально секции Коминтерна, Третьего коммунистического интернационала).

Влияние и роль теории и практики марксизма в России на развитие КПК огромно, особенно взглядов Сталина – наиболее авторитетный руководитель коммунистической партии к концу 20х годов → стиль управления в ВКП(б) (вождистский принцип) был перенят КПК.

Мао восхищался и подражал Сталину, но позволял себе критиковать его. Сталин не верил в приверженность Мао к марксизму.

После смерти Сталина Мао посчитал необходимым сохранять верность сталинизму (опасное оружие, выброшенное российскими коммунистами), что внесло еще одно противоречие между КПК и ВКП(б), в итоге приведшее к расколу.

В плане практической деятельности КПК очень обязано ВКП(б), практически все верховные члены КПК ранее проходили обучение в России (позже это обстоятельство было использовано Мао для устранения политических оппонентов, как утеря связи с Китаем).

«Джанфэн» - «чистка» КПК с использованием политического обоснования.

Весной 1920 года в Китай приехала делегация из членов ВКП(б) и Коминтерна во главе с Войтинским → организация работ для возникновения коммунистической партии в Китае – на тот момент уже существовало семь коммунистических кружков (Шанхай, Пекин, Нанкин, Чаншан – Мао, и др.). Точная дата учредительного съезда КПК не известна (отмечается 1 июля). Съезд выбрал центральный комитет, генерального секретаря (Чень Дусю), программу и уставные положения, целью назвали мировую революцию, установление диктатуры пролетариата. В съезде принимало участие всего 13 делегатов (в т.ч. Мао) – многие в последствии вышли из движения, некоторые присоединились к Гоминдану. На момент возникновения в КПК входило 53 человека, к 1925 году их количество достигло тысячи человек.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Противобластомные средства | Революция 1925-27 годов в Китае
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.