Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

США: от реконверсии к консервативному согласию




США в эпоху консервативной революции.

Политика построения «великого общества» в США: достижения и просчеты.

США: от реконверсии к консервативному согласию.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ В 1945-2000-Х ГГ.

Литература

1. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945 / Под ред. Е.Ф. Язькова. – М.: Простор, 2004.

2. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-2000. / Под ред. Е.Ф. Язькова. – М.: Простор, 2003.

3. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: Слово; Эксмо, 2004.

4. Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: В 3 ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. – М.: Владос, 2001.

5. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Владос, 2000.

Несмотря на то, что Соединенные Штаты одержали в войне победу и ее общие итоги не могли не вызывать и у властей, и у бизнеса, и у рядовых американцев чувства удовлетворения, в обществе имелась серьезная озабоченность по поводу того, как скажется на жизни страны переход экономики и социальной сферы на мирные рельсы. Собственно говоря, подготовка к реконверсии началась загодя, еще на заключительном этапе войны. Общая координация этого процесса была возложена на Службу военной мобилизации и реконверсии, а важнейшей законодательной акцией, заложившей правовой фундамент для всей последующей перестройки социально-экономической сферы, стал принятый еще в 1944г. закон, известный как «солдатский билль о правах». В нем предусматривался широкий набор мер по обеспечению работой, жильем, образованием лиц, которые будут демобилизованы из армии. Эта мера оказалась на редкость своевременной: в 1945-46 гг. из вооруженных сил вернулись домой 12 млн. человек.

Начавшаяся заранее подготовка к реконверсии помогла предотвратить повторение жестокого кризиса, сопровождавшего сходный процесс после Первой мировой войны. Благоприятствовало сравнительно спокойному течению реконверсии и наличие в стране чрезвычайно емкого внутреннего рынка. В США к концу войны имелось 129 млрд. долл. ликвидных накоплений, существование которых дало мощнейший стимул производству товаров широкого потребления и капитальному строительству. С помощью правительства крупные корпорации сумели в короткий срок перевести значительную часть своих производственна мощностей на изготовление мирной продукции. В результате после короткого и неглубокого спада экономика вновь пошла на подъем. В этой ситуации все громче стали звучать голоса тех, кт призывал к скорейшей отмене всех видов контроля над экономикой, и этот вопрос быстро выдвинулся в центр партийно-политической борьбы тех лет.

В наиболее сложном положении оказался новый президент США Гарри Трумэн. Во времена его предшественника демократическая партия стала четко ассоциироваться с либеральным этатизмом, т.е. с политикой либеральных социально-экономических реформ, осуществляемых при активном участии федерального правительства. Такая политика обеспечила ей поддержку многих важных электоральных групп и устойчивый статус партии большинства. Вот почему Трумэн через несколько месяцев после вступления в должность счел необходимым публично подтвердить свою приверженность либерально-этатистским ценностям. В сентябрьском послании к конгрессу он выдвинул широкую программу либерального законодательства: закон о полной занятости, об увеличении минимума заработной платы, распространение страхования по безработице на новые категории трудящихся, комплекс мероприятий в области здравоохранения, образования и жилищного строительства. Он предложил создать специальную комиссию для претворения в жизнь принципа «равных возможностей на работу для всех, включая негров». Однако планы президента натолкнулись на жесткое сопротивление консервативных кругов.

Президенту приходилось лавировать между теми, кто требовал продолжения и углубления либеральных реформ, и теми, кто категорически возражал против этого. Приближались промежуточные выборы, и Трумэн не мог игнорировать недовольство значительных сегментов общества, в глазах которых реформы ассоциировались с ростом цен, инфляцией, взлетом забастовочного движения.

Колебания, непоследовательность нового лидера демократов сказались на результатах промежуточных выборов 1946 г.: после долгого перерыва контроль над конгрессом перешел в руки республиканской партии. Опираясь на консервативное большинство в высшем законодательном органе страны, лидеры республиканцев попытались перейти во фронтальное наступление на позиции либеральных демократов. Летом 1947 г. конгресс принял закон Тафта — Хартли вопреки президентскому вето. В соответствии с новым законом существенно ограничивались права профсоюзов на проведение забастовок и на деятельность по вовлечению в свои ряды новых членов. Вынашивались планы снижения налогов с корпораций, отмены многих регулятивных установлений, ограничивавших деловую активность. Конечно, демонтировать всю ту сложную, разветвленную инфраструктуру, с помощью которой государство осуществляло достаточно эффективное регулирование всей сферы социально-экономических отношений, правые республиканцы не смогли, но они сумели резко взвинтить накал полемики относительно выбора общего вектора ее дальнейшего развития. Все это заметно обостряло внутриполитическую обстановку, повышало значимость надвигавшихся в 1948 г. президентских выборов.

Перед Трумэном в связи с этим во весь рост встал вопрос: как наиболее эффективно отразить натиск правых республиканцев и с какой программой лучше всего идти на выборы? Надо сказать, что в 1947 - начале 1948 г. его шансы на успех на выборах оценивались весьма невысоко. Глава национального комитета демократической партии Дж. Фарли называл его «политическим трупом». Большинство политических обозревателей отдавали предпочтение кандидату республиканцев Т. Дьюи, который уверенно лидировал и по данным опросов общественного мнения.

Однако Трумэн сумел опровергнуть все эти прогнозы. Переждав первый, самый мощный натиск республиканцев, он, начиная со второй половины 1947 г. стал постепенно перехватывать у них инициативу, ибо контролируемый республиканцами конгресс по сути дела не сумел предложить стране реальных рецептов решения главных проблем, волновавших общество: борьбы с инфляцией, советско-американских отношений, проблемы социальной защищенности рядовых американцев. Он также умело использовал острую фракционную борьбу внутри республиканской партии.

К весне 1948 г. президент и его ближайшее окружение в основном определились с тактикой предвыборной борьбы. Было Решено сделать акцент на углубление социальных реформ в сфере внутренней политики и на жесткое противодействие «советскому экспансионизму» в сфере внешней политики. Комбинация этих двух начал позволила Трумэну в значительной мере нейтрализовать недовольство либеральных кругов и консолидировать вокруг себя ту часть консерваторов, которая не верила в способность республиканцев эффективно противодействовать «советской угрозе». Хотя часть демократов все-таки отказалась поддержать Трумэна и на время вышла из партии, его популярность на заключительной стадии избирательной кампании стала быстро расти.

В результате упорной борьбы победа осталась за Г. Трумэном. Большинство избирателей отдали предпочтение его программе, вошедшей в историю под названием «справедливый курс». Вступая в должность президента в январе 1949 г., Трумэн обещал добиваться отмены закона Тафта — Хартли, расширения систем социального страхования, включая введение медицинского страхования. Он также говорил о принятии федерального законодательства в области гражданских прав негритянского населения предоставлении финансовой помощи штатам для улучшения образования, о повышении минимума заработной платы, о принятии масштабной программы строительства жилья для малообеспеченных семей, о помощи фермерам.

Выдвижение этой программы свидетельствовало о том, что в развитии либеральной идеологии начался новый этап. В центре внимания его идеологов все больше оказывались не вопросы устранения наиболее одиозных проявлений социальной несправедливости, а проблемы повышения качества жизни. Однако реализовать программу «социального курса» удалось далеко не полностью. Трумэн добился согласия конгресса на повышение почти в два раза минимума заработной платы, расширения на 10 млн. чел. количества людей, имевших право на получение страховых пособий. Были ассигнованы крупные средства на строительство жилья для низкодоходных семей. В остальном же противникам президента удалось заблокировать те программы, на принятии которых настаивал Трумэн. Чем же объяснить то обстоятельство, что на выборах «справедливый курс» получил вотум доверия избирателей, а на практике значительная часть этой программы была забаллотирована?

Во-первых, поскольку наиболее сложный период реконверсии остался позади, представители влиятельной деловой элиты уже в гораздо меньшей мере испытывали желание мириться с обременительным государственным регулированием трудовых отношений и деловой активности, жертвовать значительные средства на поддержание новых социальных программ. Во-вторых, сами идеологи либералов в новых условиях стали возлагать основные надежды в совершенствовании социальных отношении не столько на федеральные власти, сколько на этатизированный бизнес, который, по их мнению, уже в полной мере осознал ценность социального реформаторства. В-третьих, вскоре после выборов произошло, по крайней мере, формальное примирение соперничавших фракций в стане демократов. Большинство влиятельных южных демократов, отказавшихся в ноябре 1948 г. поддерживать Трумэна, через несколько месяцев вернулись в лоно родной партии. В результате позиции консерваторов в конгрессе заметно окрепли, ибо южане во многих вопросах блокировались республиканцами и совместными усилиями торпедировали многие важные пункты законодательной программы президента. Наконец, реформистские планы Трумэна во многом спутала начавшаяся в июне 1950 г. война в Корее, резко изменившая общий вектор внутриполитического развития США. Вместо обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием социальной сферы, на первый план выходят проблемы борьбы с «коммунистической угрозой».

Строго говоря, к 1950 г. эта тема уже не была новой для послевоенной Америки. Уже на выборах 1946 г. республиканцы довольно активно и небезуспешно эксплуатировали тему «инфильтрации коммунистов» в федеральные органы власти. Усиление конфронтационных моментов в советско-американских отношениях было им на руку. Действительно, если сам президент утверждал, что Советская Россия — враг номер один для США, то, вероятно, необходимо резко ужесточить борьбу против ее пособников внутри США. Все, кто с этим не согласны, — тайные агенты Москвы. Получить подобный ярлык значило поставить крест на своей карьере. Не удивительно, что Трумэн вынужден, был постоянно демонстрировать решимость бороться с инфильтрацией коммунистов в органы власти. Так, в 1946 г. была создана комиссия по проверке лояльности государственных служащих. Однако республиканцев это не удовлетворило. Многие представители «великой старой партии» требовали решительной чистки всех госструктур от неблагонадежных элементов.

В 1948 г. под их давлением было инициировано дело О. Хисса, занимавшего видное положение в государственном департаменте. С началом этого дела оппоненты либералов получили в свои руки важный козырь. Появилась возможность найти простое и убедительное объяснение неудач США на международной арене: все дело в том, что из-за попустительства либеральных демократов в высших эшелонах власти свили гнездо предатели, изнутри разваливающие Америку.

В самом начале 1950 г. сенатор-республиканец Дж. Маккарти сделал следующий важный шаг в нагнетании антикоммунистической истерии: от общих обвинений либеральных демократов в попустительстве антиамериканским силам он перешел к обвинениям в адрес конкретных лиц, являвшихся, по его утверждениям, русскими шпионами. В итоге получалась страшная картина гигантского заговора против устоев «американской системы», и виновниками такой ситуации оказались либеральные демократы и их ценности, которые исподволь подтачивали американское общество изнутри. Их идеи сродни коммунистическим и представляют собой не что иное, как «ползучий социализм», утверждал сенатор из Висконсина. Ясно, что подобная пропагандистская кампания, неуклонно набиравшая обороты, все больше подрывал позиции либеральных демократов в политическом процессе, уменьшала шансы на успешное прохождение программы «справедливого курса».

Вот в такой неблагоприятной для Трумэна внутриполитической обстановке началась война в Корее. Расчеты президента в быстрый успех в этом конфликте также не оправдались, и это опять-таки давало дополнительные козыри его оппонентам. Масштабы войны оказались намного большими, чем это предполагалось вначале, и потребовались значительно большие усилия со стороны США для обеспечения военной машины, которая была приведена в действие. Уже в сентябре 1950 г. Г. Трумэн подписал закон об оборонном производстве, вводивший жесткое регулирование всей экономической инфраструктуры. По существу на планах социальных реформ был поставлен крест.

С началом войны в американской экономике развивались противоречивые процессы. С одной стороны, в годы войны в Корее заметно выросли цены, увеличилась инфляция. С другой стороны, огромные военные заказы оказывали благоприятное воздействие на экономическую конъюнктуру. В 1952 г. общий объем промышленной продукции превысил пик, который был достигнут в годы Второй мировой войны. По уровню экономического развития США все дальше отрывались от своих основных конкурентов. Быстрый экономический рост позволил заметно повысить уровень жизни американцев. А это, в свою очередь, серьезно влияло на их социальную психологию. В сознании американцев усиливались такие черты, как аполитичность и конформизм. В такой обстановке грань между либеральными и консервативными ценностями неизбежно стиралась. Это в полной мере сказалось на итогах президентских выборов 1952 г., когда впервые после 20-летнего перерыва высший государственный пост в США вернулся в руки республиканцев. Двадцатилетняя «эра демократов» завершилась. Новым президентом США стал лидер республиканцев генерал Дуайт Эйзенхауэр.

Таким образом, не только в экономике, но и в партийно-политической системе США позади остались наиболее сложные времена. Начавшаяся в 30-е гг. сложная партийная перегруппировка в основном завершилась.

Для стабилизации партийного тандема, его окончательного закрепления на этатистской платформе оставалось решить одну проблему. Укреплению консенсуса в идейно-политической жизни США в этот период препятствовала деятельность группировки правых республиканцев во главе с сенатором Дж. Маккарти. В начале маккартисты были полезными для консервативного истеблишмента, поскольку помогли погасить чрезмерное преимущество либералов в политическом процессе. Однако после того, как власть перешла в руки республиканцев, отношения между Эйзенхауэром и стоявшей за ним старой партийной элиты, с одной стороны, и маккартистами, рвавшимися к руководству в партии, с другой, стали постепенно обостряться. Маккартисты начали оказывать дестабилизирующее воздействие на партийно-политическую систему США, а это наносило ущерб и развитию американской экономики, и имиджу США на международной арене, и, в конечном счете, не укрепляло, а, наоборот, ослабляло их позиции в «судьбоносном противоборстве» с СССР.

К 1954 г. конфликт между этими двумя фракциями республиканской партии вырвался наружу. Победителем в нем вышел Эйзенхауэр: сенат вынес официальное порицание Маккарти, после чего его влияние быстро пошло на убыль.

Состоявшиеся в 1956 г. очередные президентские выборы и по форме, и по содержанию символизировали, утверждение в обществе консенсусных начал и стабилизацию всех его составных компонентов. По существу между партиями в этот момент не существовало серьезных расхождений относительно набора основных вопросов, поднимаемых в предвыборных платформах, и способов их разрешения. Как политическую элиту, так и общество в целом в основном устраивало сложившееся положение вещей, и задача политического руководства в этих условиях состояла в том, чтобы и дальше удерживать страну в этом состоянии, надежно обеспечивающем, как тогда казалось, и стабильное развитие, и общественное согласие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.