Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

США в эпоху консервативной революции

Начало подъема «консервативной волны» в США относят к середине 70-х гг. Как уже отмечалось, ее симптомы отчетливо проявились впервые в ходе избирательной кампании 1976 г., когда правое крыло республиканской партии, ведомое Р. Рейганом, достаточно громко заявило о своих претензиях на власть. И хотя тогда правые не сумели добиться поставленных задач, их мощное давление на соперников оказало заметное влияние на всю политическую атмосферу США. И Дж. Картер, и Дж. Форд — официальные кандидаты на пост президента от демократической и республиканской партий — вынуждены были учитывать фактор Рейгана в своей предвыборной кампании.

Победу в предвыборном марафоне одержал демократ Джимми Картер, умело использовавший кризис доверия к власти, порожденный уотергейтским скандалом. Бывший губернатор Джорджии, Картер не ассоциировался в глазах избирателей с вашингтонской элитой, престиж которой в те годы был сильно подмочен. Его внутренняя политика отличалась значительной противоречивостью, характерной для всякого переходного периода.

С одной стороны, продолжался прежний либерально-реформистский курс демократов: президент осуществил повышение минимума заработной платы до 3,5 долл. в час, увеличил расходы на федеральные программы переквалификации рабочей силы, продолжил практику расширения системы социального страхования. При нем быстро развивалась система государственного вспомоществования: она стала охватывать 25 млн. человек. С другой стороны, первостепенной задачей администрации была объявлена борьба с инфляцией, что предполагало переход к замораживанию заработной платы и ослабление регулирующих функций государства в сфере экономики. Кроме того, в конце своего пребывания у власти Дж. Картер предоставил крупные налоговые льготы нефтедобывающим компаниям. Такая непоследовательная практика отнюдь не способствовала консолидации электоральной базы демократической партии. Республиканцы же, наоборот, сумели отойти от последствий уотергейтского скандала и с каждым годом наращивали мощь своего натиска.

Его успеху содействовала ситуация как внутри страны, так и во внешнем мире. Кульминацией неудач США на международной арене стал захват сотрудников американского посольства в Тегеране в качестве заложников. Такого унижения Америка, пожалуй, никогда ранее не испытывала. Правые республиканцы немедленно заявили, что это событие лишний раз подчеркивает плачевное состояние страны, на которое ее обрекли безответственные Действия либеральных демократов. Убедительности их доводам добавил и начавшийся в разгар избирательной кампании 1980 г. очередной экономический спад. Он как бы подчеркивал необходимость скорейшей смены экономической парадигмы, отказа от кейнсианства как основы политического курса, которым Америка следовала со времен Ф. Рузвельта. Неблагоприятный для демократов фон, на котором разворачивалась избирательная кампания, сделал свое дело. Республиканцы, упиравшие на жесткую критику «большого правительства» и пораженческую внешнюю политику администрации Картера, сумели одержать уверенную победу. Очередным президентом США стал бывший голливудский киноактер, бывший губернатор Калифорнии, бесспорный лидер правых республиканцев Р. Рейган.

Именно с его именем и его пребыванием у власти связывают наивысший подъем «консервативной волны» в США. Он действительно весьма серьезно пересмотрел прежний стратегический курс, которым руководствовались американские власти в предшествовавшие полвека. При Рейгане упор был сделан на стимулирование потребительского спроса, в котором идеологи модной тогда теории «экономики предложения» видели мощный рычаг не только стабильного экономического роста, но и эффективной и быстрой структурной перестройки всей макроэкономической системы США.

Ключевым пунктом программы Р. Рейгана стала крупномасштабная налоговая реформа, одобренная конгрессом уже в августе 1981 г., предусматривавшая сокращение общей суммы налоговых поступлений на 23%. Одновременно снижалась шкала прогрессивного налогообложения. Ранее она колебалась в пределах 14-70%, а по новым правилам была снижена до уровня 11-50%. Спустя несколько лет последовал новый раунд налоговых преобразований. Еще больше была снижена максимальная ставка подоходного налога: с 50 до 28%. С другой стороны, минимальная ставка налога была повышена с 11 до 15%. Снижались налоги и на доходы корпораций — с 48 до 34%.

Не менее существенные сдвиги произошли в эти годы в сфере социальной политики. Сокращение налоговой базы федерального правительства неизбежно вело к уменьшению общей суммы федеральных социальных расходов. Была заморожена минимальная заработная плата. За 8 лет пребывания Рейгана у власти она осталась на том же уровне, что и во второй половине 70-х гг. В 1983 г. была ликвидирована практика, согласно которой безработные имели право на получение пособия из федеральных средств в течение дополнительных 39 недель сверх установленного ранее срока выплаты пособий. Был ограничен так называемый «эскалаторный принцип» при начислении размеров пенсий, согласно которому темпы их роста увязывались с ростом стоимости жизни. Вместо их индексирования раз в полгода, было решено производить эту операцию не чаще раза в год.

Главной критике в эти годы была подвергнута государственная система социального вспомоществования. Администрации удалось добиться серьезных изменений в отношении общественного мнения к этой системе, ранее пользовавшейся поддержкой большинства американцев. Благодаря этому республиканцы сумели не только не допустить дальнейшего роста числа получателей помощи по этим программам, но впервые начали сокращать численность лиц, уже ее получающих. Идеологи правых ставили перед собой весьма амбициозную задачу — в перспективе вообще ликвидировать эту систему.

Безусловно, такая политика не могла не вызвать протеста со стороны достаточно многочисленных категорий американцев, которых затрагивали все эти новшества. Уже в сентябре 1981 г. состоялся массовый марш протеста на Вашингтон, в котором участвовало около полумиллиона безработных и малоимущих. Однако размах движения протеста в 80-е гг. явно не представлял реальной угрозы для социальной стабильности общества. Это позволило администрации Р. Рейгана занять жесткую позицию в отношении тех, кто пытался бороться с планами правительства с помощью массовых акций протеста. Классическим примером использования силовых методов для подавления забастовочного движения стали события, связанные с проходившей летом 1981 г. забастовкой авиадиспетчеров. Этот трудовой конфликт завершился полным разгромом забастовщиков: все они были уволены без права восстановления на работу, а их профсоюз был распущен. Такого сокрушительного поражения американские профсоюзы не знали за всю послевоенную историю.

В целом можно констатировать, что планы Рейгана по пересмотру базового вектора социальной политики не встретили адекватного сопротивления в американском обществе. Более того, популярность президента неуклонно росла. В чем причина такой парадоксальной ситуации? Прежде всего, успеху начинаний Рейгана способствовала очень благоприятная экономическая конъюнктура. К середине 80-х гг. рост промышленного производства составлял в среднем 6,5% в год — чрезвычайно высокая цифра для такой высокоразвитой страны, как США. Самая трудная фаза начавшейся еще в середине 70-х гг. структурной перестройки экономики осталась позади. Р. Рейган, естественно, приписал это обстоятельство смене экономической парадигмы, осуществленной по инициативе его команды. Стабильные, весьма высокие темпы экономического роста сказывались на уровне жизни значительной части американского общества.

К 80-м гг. заметно трансформировалась социальная структура американского общества. Этому способствовал и новый виток научно-технической революции, радикально менявший всю структуру занятости, подрывавший потенциальную базу для роста числа членов профсоюзов, а, следовательно, и возможности для влияния на политический процесс. Кроме того, массированные программы 60-70-х гг. по борьбе с бедностью сыграли заметную роль в сокращении доли лиц с низкими доходами в общем объеме самодеятельного населения США. Как это часто бывает, те, кто сумел за счет этих программ поднять свой социальный статус, теперь сами превратились в жестких критиков продолжения «вакханалии траты денег налогоплательщиков» на поддержку тех, кто якобы не желает трудиться и самим зарабатывать средства для существования. Призывы Р. Рейгана находили у них весьма благожелательный отклик. Широкую поддержку в американском обществе получила и весьма агрессивная внешняя политика администрации. Преодолев «вьетнамский синдром», Америка стала по любому поводу демонстрировать миру свои мускулы. Борьба за возрождение «американской мощи» стала важным средством консолидации общества вокруг президента.

Все эти серьезные сдвиги в общественных настроениях получили зримое и весьма весомое воплощение в ходе избирательной кампании 1984 г., когда Рейган буквально стер в порошок кандидата либеральных сил, демократа У. Мондейла. Особенно впечатляющим был разрыв в голосах выборщиков: Рейган получил 525 мест в коллегии выборщиков, в то время как Мондейл — всего 13.

Кампания 1984 г. наглядно продемонстрировала, с одной стороны, мощь «консервативной волны», а с другой — серьезный кризис либерализма рузвельтовского образца. Не случайно политологи в те годы активно обсуждали тему «распада рузвельтовской коалиции» и формирования нового, теперь уже консервативного большинства вокруг республиканской партии. Обоснованность этих прогнозов во многом зависела от способности демократов быстро разработать адекватный ответ на вызов «консервативной волны». Первую такую попытку предприняла группа демократов во главе с сенатором Г. Хартом. Они попытались адаптировать базовые принципы либеральной идеологии к условиям постиндустриального общества. Задача, однако, оказалась очень непростой, и пока демократы ломали голову над ее решением, республиканцы могли чувствовать себя спокойно. Для дальнейшей дискредитации своих оппонентов они активно использовали их критику с морально-этических позиций. Их главный аргумент заключался в том, что либералы настолько абсолютизировали здравую идею безусловного приоритета прав личности, что в результате в Америке сложилось «общество вседозволенности», в котором вместо традиционных ценностей процветают наркомания, преступность, сексуальная распущенность и извращенность.

Все это явно застало врасплох демократов, оказавшихся неспособными в 80-е гг. разработать конструктивную альтернативу мощному наступлению консервативных сил. Благодаря этому самая сложная и болезненная фаза перехода к постиндустриальному обществу прошла без крупных социальных потрясений. Консервативная часть политической элиты США сумела навязать американскому обществу свой сценарий перехода к постиндустриальному обществу и практически полностью контролировала все его фазы. Соответственно именно она извлекла основные выгоды из той структурной перестройки, которая проходила в это время. Как следствие, позиции республиканской партии в политическом процессе США в 80-е гг. были по существу непоколебимы. Даже уход Р. Рейгана с активной политической сцены в 1988 г. на первых порах не изменил ситуацию. Очередным президентом США вновь стал представитель республиканской партии Дж. Буш.

Конечно, та линия, которую жестко претворял в жизнь Рейган, наряду с определенными, с точки зрения правящих кругов, плюсами, несла в себе и известные негативные моменты. Прежде всего, все большую тревогу внушал неуклонно нараставший бюджетный дефицит. К концу 80-х гг. он составлял более 150 млрд. долл., а государственный долг к концу этой декады достиг огромной суммы — почти 3 трлн. долл. В перспективе это могло создать весьма серьезные проблемы и для власти, и для общества в целом. Проблема усугублялась тем, что, хотя основной источник этих проблем был очевиден — огромные военные расходы, пойти на их сокращение лидеры республиканцев не хотели и не могли. Дело в том, что как раз в это время перед США стала отчетливо вырисовываться перспектива победы в «историческом противоборстве» с СССР, и ослаблять в такой обстановке давление на своего противника, с точки зрения руководства США, было бы явно нежелательно.

В силу этого перед новым президентом США встала непростая задача. С одной стороны, ему необходимо было закрепить то социально-экономическое статус-кво, которое сформировалось под воздействием подъема «консервативной волны», с другой — не допустить подрыва социальной стабильности, и, наконец, закрепить достигнутые США успехи на международной арене. От того, в какой мере Дж. Бушу удастся решить этот весьма непростой комплекс разноплановых задач, во многом зависел общий вектор дальнейшего развития не только США, но и всей западной цивилизации.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика построения «великого общества» в США: достижения и просчеты | Великобритания: от Потсдама до Суэца
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.