Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лейбористско-консервативная дуэль и проблемы социально-политического развития Великобритании

Если для большинства ведущих стран Запада 60-е гг. были временем бурного экономического роста, то о Великобритании этого сказать нельзя. Английская промышленность переживала застой, и вследствие этого слабели ее позиции в мировой экономике. К началу 70-х гг. она опустилась на 4-е место в мировой экономической иерархии. По-прежнему весьма значительным был отток капитала за рубеж, что затрудняло модернизацию английской промышленности, а без этого в условиях набиравшей все больший размах НТР нечего было рассчитывать на то, чтобы удержаться на передовых рубежах прогресса.

Эту проблему правительство консерваторов пыталось решить за счет активного регулирования спроса. Эта политика получила меткое название «стоп-иди». Предполагалось, что таким образом удастся уменьшить зависимость английской экономики от импорта и, как следствие, улучшить финансовую ситуацию на Британских островах.

Еще более тяжелым бременем для экономики страны были неуклонно растущие военные расходы. Они стали увеличиваться особенно быстро после провала Суэцкой авантюры, серьезно подорвавшей международные позиции Великобритании. Стремясь компенсировать этот ущерб, Лондон вынужден был все сильнее привязывать свой внешнеполитический курс к американскому, активно участвовать вместе со старшим партнером в «историческом противоборстве» с СССР. Это, однако, вело к росту бюджетного дефицита, а это, в свою очередь, осложняло решение проблемы повышения эффективности английской политики.

В феврале 1958 г. правительство Гарольда Макмиллана объявило о размещении на территории Англии американских ракетно-ядерных сил. Новый премьер рассчитывал таким образом увеличить роль своей страны в общем геостратегическом раскладе, но на деле Англия все больше превращалась в ядерного заложника США, увеличивала свою зависимость от американской внешней политики.

Стремясь как-то компенсировать эту негативную тенденцию, правительство пыталось уравновесить явно проамериканский крен в своей внешней политике за счет активизации отношений со странами континентальной Европы, где набирали размах интеграционные процессы. Великобритания, как известно, не вошла в созданный в 1957 г. «Общий рынок». В противовес ему она выступила инициатором другого объединения — Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Однако составить ощутимую конкуренцию «Общему рынку» ЕАСТ так и не смогла.

На рубеже 50-60-х гг. трудности Британской империи значительно возросли в связи с мощным подъемом национально-освободительного движения. Если на рубеже 40-50-х гг. она потеряла свои крупнейшие колонии в Азии, то теперь лишилась большей части своих владений на африканском континенте.

Несмотря на существенные трудности, с которыми столкнулась Англия в первые годы после Суэцкого кризиса, консерваторы сумели удержаться у власти вплоть до 1963 г., когда разразился крупный скандал, связанный с любовными похождениями министра обороны Дж. Профьюмо. Чтобы не раздувать его и окончательно не подорвать репутацию партии, Г. Макмиллан ушел в отставку. Его место занял А. Дуглас-Хьюм. Произошла смена лидера и в стане лейбористов. В том же 1963 г. скончался прежний глава партии X. Гейтскелл. За пост лидера оппозиции разгорелась острая борьба между ее различными группировками. Победителем в ней оказался лидер центристской фракции Г. Вильсон. Его успех позволил сбить накал фракционной борьбы внутри партии. Новый глава лейбористов сразу же приступил к обновлению идейного арсенала партии. Под его руководством был подготовлен программный манифест «Лейборизм и научная революция», в котором акцент делался на стимулирование научно-технического прогресса как средства преодоления стагнации английской экономики.

Именно с этой программой лейбористы решили идти на парламентские выборы, которые состоялись в октябре 1964 г. Симпатии избирателей разделились почти поровну: лейбористы получили 44,1% голосов, а консерваторы — 43,3%. Это дало им соответственно 317 и 303 депутатских мандата, что позволило Г. Вильсону сформировать пятое по счету лейбористское правительство. Стремясь закрепить внутрипартийное единство, которое сложилось еще в ходе его избрания главой лейбористской партии, Вильсон отдал пост министра экономики в своем кабинете лидеру правых лейбористов Д. Брауну, а пост министра техники — левому лейбористу Ф. Казенсу.

Под руководством Г. Вильсона и Д. Брауна в 1965 г. был подготовлен и одобрен парламентом «пятилетний национальный экономический план». Он предусматривал ежегодный рост производства на уровне 5%, что позволило бы уже через год ликвидировать дефицит платежного баланса. Это была дань популярным в 60-е гг. во всех ведущих западных странах идеям, согласно которым экономический рост являлся основным средством, способным дать ключ к решению любой проблемы, стоявшей перед западным обществом.

Идеи нового руководства лейбористов встретили позитивный отклик в английском обществе. Г. Вильсон решил использовать благоприятную обстановку для того, чтобы укрепить положение лейбористов во властных структурах. На май 1966 г. были назначены досрочные парламентские выборы. На них лейбористы действительно сумели укрепить свои позиции в парламенте. Теперь их преимущество над консерваторами составило 94 мандата (раньше было всего 14).

Ключевым фактором, от которого зависел успех экономической программы лейбористов, являлось их взаимодействие с профсоюзами. Еще 16 декабря 1964 г. представители правительства, предпринимателей и профсоюзов подписали «Декларацию о намерениях». При подготовке этого документа Вильсону удалось убедить представителей профсоюзов взять на себя обязательство ограничить свои требования, касающиеся роста зарплаты, а предпринимателей — воздержаться от повышения цен. Для контроля за выполнением этого соглашения создавалось Национальное управление по ценам и доходам.

После выборов 1966г., почувствовав себя гораздо увереннее, лейбористы перешли от практики добровольного ограничения роста заработной платы к принудительному ее замораживанию. Это, однако, вызвало недовольство профсоюзов. О своей отставке в связи с несогласием с этой политикой объявил министр техники Ф. Казенс. Он возглавил профсоюз транспортных и неквалифицированных рабочих. Вскоре им была предложена альтернативная программа преодоления экономических трудностей. Ее поддерживали 54 парламентария. В 1967 г. правительственную программу стабилизации отверг съезд БКТ, а год спустя против нее взбунтовались и сами лейбористы: их ежегодная конференция в 1968 г. отказалась поддержать курс собственного правительства. Такое развитие событий в стане лейбористов вполне объяснимо: к этому времени уже достаточно отчетливо обозначились симптомы кризиса социально-экономического курса правительства.

В 1967 г. Г. Вильсону пришлось пойти на девальвацию национальной валюты, однако это лишь на короткое время повысило конкурентоспособность английских товаров на мировом рынке. Среднегодовые темпы роста английской экономики по-прежнему значительно уступали соответствующим показателям в конкурирующих странах. Не удалось решить и проблему занятости. С момента прихода Вильсона к власти безработица в стране практически удвоилась.

В довершение к трудностям социально-экономического плана, внутриполитическую обстановку еще больше осложнило резкое, обострение ситуации в Северной Ирландии. В 1967 г. католическое меньшинство создало Северо-ирландскую ассоциацию борьбы за гражданские права, выступавшую за ликвидацию дискриминации по религиозному признаку. Осенью 1968 г. одна из организованных ею мирных демонстраций была жестоко разогнана полицией. При этом серьезно пострадало около 100 демонстрантов. После этого и у католиков, и у протестантов резко активизировались сторонники экстремистских действий. «Орден оранжистов» — вооруженная группировка протестантов-экстремистов, с одной стороны, и Ирландская республиканская армия — экстремистская организация католического меньшинства, с другой, стали задавать тон в быстро разгоравшемся конфликте. В августе 1969 г. лейбористское правительство приняло решение о введении в Северную Ирландию английских вооруженных сил. Тем самым было положено начало долголетнему ольстерскому кризису.

Все неспокойнее становилась ситуация и в сфере трудовых отношений. Политика замораживания заработной платы наталкивалась на все более жесткое сопротивление со стороны профсоюзов. В январе 1969 г. правительство попыталось ввести дополнительные ограничения на проведение забастовок. Это, однако, лишь подстегнуло профсоюзы к активизации акций протеста. Своей кульминации они достигли в мае 1969 г. Эти выступления получили такой резонанс, что Г. Вильсон был вынужден отказаться от своих планов.

Короче говоря, к концу 60-х гг. лейбористское правительство не могло похвастаться серьезными достижениями ни в одной из ключевых сфер внутренней политики. Поэтому не удивительно, что на состоявшихся в июне 1970 г. выборах лейбористы потерпели поражение и вынуждены были перейти в оппозицию.

Новое консервативное правительство возглавил Э. Хит. Его предвыборная программа «Лучшее будущее» делала акцент на стимулирование роста британской экономики, но не за счет активизации государственного воздействия на нее, как это предлагали ранее лейбористы, а путем отказа от государственной регламентации частнопредпринимательской деятельности. В октябре 1970 г. консервативное правительство внесло в парламент билль «Об отношениях в промышленности». Ожесточенная борьба вокруг этого законопроекта продолжалась вплоть до августа 1971 г., когда он все-таки стал законом. Накал страстей, вызванный появлением этого документа, вполне объясним: его одобрение заметно сужало возможности профсоюзов в защите прав своих членов. В воздухе вновь, как и в 1926 г., запахло угрозой всеобщей стачки. За ее проведение высказывалась почти половина членов британских профсоюзов. Правительство консерваторов, однако, не желало отступать, и хотя до всеобщей забастовки дело не дошло, Англию в начале 70-х гг. постоянно сотрясали мощнейшие трудовые конфликты в важнейших отраслях промышленности. Важно отметить, что во многих случаях профсоюзы добились успеха.

С осени 1972 г. правительство Э. Хита вынуждено было изменить тактику борьбы с профсоюзным движением: от репрессивных мер оно перешло к экономическим методам. Вновь заговорили о необходимости замораживания заработной платы. Добиться добровольного согласия профсоюзов на эту меру не удалось, и тогда в ноябре 1972 г. был принят закон о полном замораживании заработной платы. Были созданы государственные органы с исключительным правом регулировать цены в течение трех лет.

К напряженной обстановке в сфере трудовых отношений добавилась эскалация конфликта в Северной Ирландии. Стремясь сбить накал страстей, Лондон в марте 1972 г. ввел на этой территории свое прямое правление. Деятельность провинциального законодательного собрания приостанавливалась, а силы порядка получали чрезвычайные полномочия. В такой обстановке в марте 1973 г. был проведен референдум по вопросу о статусе Северной Ирландии. Большинство на нем получили сторонники сохранения союза с Великобританией. Однако католическое меньшинство, бойкотировавшее референдум, не собиралось мириться с его итогами, и напряженность в провинции оставалась исключительно высокой.

Кризис в Северной Ирландии и сложная социально-экономическая обстановка оставались двумя факторами, которые определяли характер внутриполитической ситуации в стране в первой половине 70-х гг. Очевидно, что дальнейшее обострение любой из этих проблем могло вызвать серьезный внутриполитический кризис.

Так и произошло. Вступление Англии в 1971 г. в «Общий рынок» вызвало 15%-ный рост цен на продукты питания, что заставило правительство в 1973/74 финансовом году пойти на значительное сокращение государственных расходов на социальные цели. В этих условиях радикально настроенный профсоюз горняков потребовал повышения базовых ставок заработной платы шахтеров. Кабинет Э. Хита ответил отказом и объявил чрезвычайное положение. Тогда в январе 1974 г. исполком этого профсоюза объявил о начале 10 февраля всеобщей стачки. Премьер полагал, что общественное мнение в этой обстановке склонится на сторону правительства. Исходя из этого, он решил провести досрочные выборы, чтобы добиться укрепления позиций консерваторов в парламенте. В качестве главного пункта своей предвыборной кампании Э. Хит выдвинул идею необходимости защитить общество от тирании профсоюзов.

Однако эксплуатация этого тезиса не принесла ожидаемых дивидендов. Голоса избирателей разделились практически поровну между двумя основными соперниками: лейбористы получили в новом составе парламента 301 место, консерваторы — 296, либералы завладели 14 мандатами. Попытки Э. Хита сохранить большинство в парламенте за счет создания коалиции с либералами не увенчались успехом. Тогда сформировать новый кабинет поручили лидеру лейбористов Г. Вильсону, который вновь вернул себе кресло премьера. Формально кризис благополучно завершился. Однако, во-первых, новый кабинет не обладал в парламенте сколько-нибудь прочным большинством, а во-вторых, у него не было реальной программы, опираясь на которую можно было бы рассчитывать на разрешение породивших кризис проблем. Эти обстоятельства делали ситуацию весьма неустойчивой и не позволяли надеяться на стабилизацию положения в стране, по крайней мере, в ближайшем будущем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Великобритания: от Потсдама до Суэца | М. Тэтчер и попытка возрождения величия Британии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.