Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Понятие и сущность конфликта

История возникновения отечественной конфликтологии имеет свои особенности.

Выделяют 3 этапа становления К. в Росси

1 Этап - до 1917 года характеризуется зарождением конфликтологических идей, сводившихся к проблемам борьбы народных масс против монархического режима власти. В этот период начинаю накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но как специальный объект исследования не выделялся.

2 этап – 1924- 1989 года (советский период).

Главенствующая теория – «Бесконфликтная модель общества».

Конфликтологические идеи не получали признания и не развивалась.

3 этап – с 1990 года по настоящее время – с тановление отечественной Конфликтологии

С 90-х годов XX века, наряду с переводами зарубежных авторов, появляются труды отечественных исследователей.

Среди них публикация

– А.Д. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева - «Введение в общую теорию конфликтов»,

– монография В. В. Дружинина «Введение в теорию конфликта».

В 1993 году открыт первый в России Центр разрешения конфликтов.

 

 

1. Понятие конфликта

2. Классификация конфликтов

1. Понятие Конфликта.

Конфликт (от лат. «conflictus» - столкновение) – это взаимодействие 2-х и более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или за счет другого).

 

Необходимые условия конфликта:

1. взаимодействие 2-х и более сторон (ими могут быть индивиды, группы, и даже культуры)

2. взаимозависимость сторон, побуждающая их взаимодействовать;

3. наличие между ними противоречий (в целях, мотивах, интересах, потребностях и т.д.);

4. осознание этих противоречий.

Противоречия могут быть:

– объективные, т.е. реально существующие, не зависимо от воли и желания сторон

– субъективные (обусловленные субъективными личностными факторами)

– мнимые, когда объективных причин для конфликта нет, но субъект воспринимает ситуацию как конфликтную. Мнимый конфликт.

Причины конфликта — это явления, события, факты, обстоятельства, которые накапливаясь со временем при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, разрешение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

 

Классификация конфликтов.

Основание классификации Виды конфликтов
Сферы проявления Политические, Экономические, Идеологические, Экологические, Социальные, Семейные, Конфликты культуры, социально-организационный, социально-бытовой и др.
Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность—группа» Межгрупповые конфликты
Предмет конфликта Реалистичные (предметные) Нереалистичные (беспредметные)
Начало конфликта Спонтанные Инициированные Спровоцированные
По природе возникновения Эмоциональные Рациональные
Ранг участников Горизонтальные Вертикальные Диагональные Смешанные
Форма проявления (степень выраженности) Скрытые Открытые Потенциальные
Социальные последствия Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты
Форма борьбы Мирная Немирная
Нормативная регуляция Институционализированные Неинституционализированные

Тема 3. Схема социально-психологического анализа конфликта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль и значение конфликтологии как науки и учебной дисциплины | Структура конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.