Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логистическое управление на принципах системного подхода




Определение логистики как совокупности методов и средств управления материальными потоками позволяет абстрагироваться от ряда несущественных, с точки зрения такого управления, факторов. Таким образом, оказывается возможным компоновать сквозные логистические цепи. Это, в свою очередь, позволяет осуществлять формализо­ванное описание протекающих в них процессов и на таком основании вырабатывать управленческие решения. Ука­занные решения вырабатываются с единой целью сформи­ровать выходной материальный поток, удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к нему потребителями.

Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транс­портные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса. Методологической основой сквозного управления матери­альным потоком является системный подход, принцип реа­лизации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

При традиционном подходе к управлению каждое звено логистической цепи имеет собственную систему управле­ния, ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи, сформированный под воздействием системы управления данного звена с уче­том его целей и критериев, является входным для после­дующего звена. Результирующим материальным потоком всей логистической цепи является выходной поток послед­него звена. Его параметры получаются в результате неза­висимых управляющих воздействий, осуществляющихся последовательно в каждом из звеньев логистической цепи. Поэтому с точки зрения общих целей управления они яв­ляются спонтанными.

При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы уп­равления к новому объекту управления — сквозному мате­риальному потоку. Эти управляющие воздействия форми­руются исходя из общих целей и критериев эффективнос­ти исследуемой логистической цепи, так что параметры выходного материального потока оказываются вполне предсказуемыми.

Функционирование реальных логистических систем характе­ризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих це­лей функционирования системы и предъявляемых к ней требо­ваний, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибоч­ным. Системный подход не существует в виде строгой методоло­гической концепции. Это своего рода совокупность познаватель­ных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования. При формировании логистических систем должны учиты­ваться следующие принципы системного подход:

Ø Принцип последовательного продвижения по этапам созда­ния системы. Соблюдение этого принципа, означает, что систе­ма сначала должна исследоваться на макроуровне, т. е. во вза­имоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т. е. внутри своей структуры.

Ø Принцип согласования информационных, надежностных, ре­сурсных и других характеристик проектируемых систем.

Ø Принцип отсутствия конфликтов между целями отдель­ных подсистем и целями всей системы.

Сущность системного подхода отчетливо проявляется при его сравнении с классическим индуктивным подходом к форми­рованию систем. Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы, при классическом подходе к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно. На первом этапе определяются цели функционирования от­дельных подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется ин­формация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему. В отличие от классического системный подход предполагает Последовательный переход от общего к частному, когда в осно­ве рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система. Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов:

Первый этап. Определяются и формулируются цели функ­ционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требова­ния, которым должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований формируются, ори­ентировочно, некоторые подсистемы.

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбо­ра. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование.

Для логистического управления на макроуровне звенья­ми логистической цепи являются отдельные предприятия или фирмы.

Для логистического управления на микроуровне звень­ями логистической цепи являются функциональные под­разделения одного предприятия, такие как службы снаб­жения, производство, финансово-сбытовой отдел и т. д.

Логистическое управление является реализацией систем­ного подхода к производственно-сбытовой деятельности.

Системный подход в экономике представляет собой, комплексное изучение экономической системы как единого це­лого с позиции системного анализа. Экономическая система, являясь открытой системой, выступает как составная часть, с одной стороны, более общей социальной сис­темы, а с другой — как часть системы ресур­сов потребления общества. Экономическая система це­ленаправленна и определяется заданием системных объектов, их свойствами и свя­зями между ними. Системные объекты — это вход, процесс, выход, цель, обрат­ная связь и ограничения. Системный подход к изучению экономической системы предполагает рассмотрение всех категорий и законов экономики в их единстве и взаимообусловленности. Ме­рой адекватности системный подход является эффектив­ность принимаемых решений.

Таким образом, системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из от­дельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволя­ет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Системный подход, основанный на переходе к постанов­ке и достижению частных целей отдельных элементов (зве­ньев) на основании анализа единой цели всей системы, можно назвать дедуктивным.

Традиционный подход, когда результат деятельности всей системы получается как следствие объединения (су­перпозиции) деятельности отдельных элементов (звеньев), каждый из которых преследует свою собственную частную цель, можно назвать индуктивным.

Характерной особенностью формирования логистичес­ких систем управления является то, что подобная система сначала должна анализироваться с целью установления взаимосвязей с окружающей средой, а затем должны уста­навливаться взаимосвязи внутри формируемой системы.

Логистические системы управления, как и любая систе­ма в реальности могут находиться на различных стадиях развития и отличаться степенью полноты охвата различ­ных компонентов производства и сбыта.

Для применения логистических систем управления характерны четыре уровня развития или четыре степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой си­стемы.

Для логистических систем первой степени полноты охвата компонентов характерно выполнение функций ор­ганизации складирования продукции, готовой к отправле­нию, и ее транспортировки к потребителям. Такая логис­тическая система обеспечивает демпфирование на выходе путем правильного и своевременного реагирования на еже­дневные пики и колебания в заявках потребителей и не­предвиденные задержки при доставке продукции в процес­се удовлетворения этих заявок.

Для логистических систем второй степени полноты ох­вата компонентов характерно распространение их компе­тенции до выходов собственно производства. Подобные си­стемы наряду с охватом системы транспортировки продук­ции к потребителям и складов готовой к отправлению про­дукции, что свойственно системам первой степени полно­ты, охватывает также внутризаводские склады готовой продукции. В функции таких систем входит обработка за­казов,

Для логистических систем третьей степени полноты охвата компонентов характерно распространение их ком­петенции дополнительно (по сравнению с системами второй степени полноты охвата компонентов) на входные склады, систему доставки исходных материалов, сферу за­купок и снабжение, а также на движение материалов во время производственного процесса. В соответствии с этой расширенной компетенцией такие системы, дополнитель­но к рассмотренным ранее, выполняют функции управле­ния закупкой сырья и комплектующих, доставкой сырья и комплектующих, управление запасами сырья и ком­плектующих, а также уровнем незавершенного производ­ства. Работа логистической системы такого уровня обыч­но осуществляется с использованием действующего годо­вого плана. Логистическое управление системами третьего уровня заключается в генерировании упреждающих воз­действий, и не ограничивается адекватным реагированием на спонтанные отклонения.

Логистические системы четвертой степени полноты охвата компонентов распространяют свою компе­тенцию на все элементы и стадии производственно-сбытово­го процесса, включая планирование и управление собствен­но производства. Этим оказывается возможным объединить результаты маркетинговых исследований с операциями планирования, производства, снабжения и финансов. Такое ло­гистическое управление использует принцип интеграции и базируется на уже упоминавшейся идее экономических ком­промиссов. Работа логистической системы такого уровня обычно осуществляется с использованием долговременных планов (составленных на период более одного года).

Целесообразность введения в конкретной производст­венно-сбытовой системе логистического управления в каж­дом отдельном случае требует специального рассмотрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.