Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й этап Разработка функциональной модели




Й этап Разработка структурной модели.

Строится на основе данных компонентной модели путем установления взаимосвязей элементов объекта друг с другом и составляющими надсистемы (внешней среды). Структурная модель строится для каждой стадии жизненного цикла отдельно.

Связи между элементами объекта выявляются для штатной и нештатной ситуаций.

Установленные связи квалифицируются на вещественные (контактные) и полевые (бесконтактные). Полевые связи характеризуют влияние физических (гравитационного, акустического, электромагнитного, теплового) полей на компоненты объекта.

Проводится предварительный функциональный анализ, и выявляются полезные, вредные и нейтральные функции.

Выделяют три уровня построения функциональной модели:

а) обобщенная модель - отражает только главные и дополнительные
функций без привязки к принципу действия и материальному воплощению объекта;

б) модель принципа действия - отражает взаимозависимость функций
объекта от принципа действия, он не учитывает особенности материального воплощения;

в) модель конкретного объекта - отражает все функции объекта с учетом принципа действия и вещественного воплощения.

3-й этап. Исследование моделей и разработка предложений по совершенствованию объекта анализа: исследуется функциональная модель, т.е. в процессе анализа для каждой функции определяются затраты. Результаты анализа заносятся в таблицу.

При соответствии полезности функции уровню затрат производится корректировка объекта путем устранения лишних функций. Степень полезности функции определяются путем анализа компонентной, структурной и функциональной моделей.

Для более глубокого анализа изделия используется FMEA — анализ как в сочетании с ФСА, так и отдельно.

FMEA - анализ позволяет снизить издержки и уменьшить риски возникновения дефектов. Он используется в отношении новой продукции или процесса. FMEA - анализ конструкции выявляет риски потребителя, FMEА – анализ процесса – риски производителя (поставщика).

Метод включает два этапа: этап построения и этап исследования моделей.

При совместном проведении FMEA – анализа с методом ФСА используются ранее построенные модели.

На этапе исследования моделей определяются:

а) потенциальные дефекты для любого элемента компонентной модели объекта.

Они обычно связаны:

§ С отказом функционального элемента (разрушение, поломка и т.д.);

§ Неправильным выполнением элементов его полезных функций (отказ от точности, производительности и т.д.);

§ Вредными функциями элемента;

б) потенциальные принципы дефектов: для анализа могут быть
использованы диаграммы Исикавы, которые строятся для каждой из функций объекта, связанных с появлением дефектов;

в) возможные последствия наличия дефектов в изделии для потребителя: снижение производительности, возможность нанесения вреда здоровью и имуществу потребителя;

г) возможности контроля появления дефектов - определяются, может ли быть выявлен дефект до появления последствий в результате
предусмотренных в объекте контроля, диагностики, самоконтроля;

д) параметр тяжести последствий для потребителя (В)- устанавливается экспертным путем по 10 - бальной шкале. Наивысший балл выставляется для случаев, в которых последствия дефектов влекут за собой привлечение к юридической ответственности;

е) параметр частоты возникновения дефектов (А) - устанавливается
экспертным путем по 10- бальной школе. Наивысший балл выставляется в случае, если частота возникновения дефектов составляет более 25%;

ж) параметр вероятности обнаружения дефекта (Е) – наивысший балл устанавливается для «скрытых» дефектов, которые не могут быть выявлены до наступления последствий;

з) параметр риск потребителя (RPZ) - характеризует вероятность возникновения последствий дефектов у потребителя. RPZ равен произведению В, А, Е.

Компоненты объекта, у которых значение параметров риска RPZ≥100...120, подлежат корректировке. К корректирующим мероприятиям относятся:

§ Изменение структуры объекта;

§ Изменение процесса функционирования объекта;

§ Совершенствование системы качества.

4 Статистические методы управления качеством

Для оценки эффективности деятельности предприятия в области качества следует проводить периодический контроль.

§ Контролю подлежат:

§ Сырье и комплектующие изделия (входной контроль);

§ Готовая продукция (приемочный контроль);

§ Технологические процессы;

§ Система менеджмента качества.

Контроль проводит на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуги.

В соответствии с международными стандартами по управлению качеством ИСО серии 9000, контроль качества на предприятии может осуществляться с помощью статистических методов.

Статистические методы позволяют избавиться от субъективизма при принятии решения, своевременно выявить тенденции изменения параметров процесса, снизить его неустойчивость и предупредить возникновение дефектов.

Статистические методы управления качеством базируются на использовании математической статистики при анализе экспериментально-технических зависимостей.

Цель статистического контроля - исключение случайных изменений качества, вызванных определенными причинами.

Статистический контроль осуществляется для:

§ Оценки стабильности технологического процесса;

§ Проверки соответствия качества произведенной продукции (предоставляемых услуг) установленными требованиями.

Стабильность процесса характеризуют показатели точности и устойчивости (надежности).

Точность процесса - это степень соответствия его результатов установленным требованиям.

Устойчивость процесса – это свойство сохранять точность признаков качества при длительном непрерывном осуществлении процесса.

Объектами контроля точности процесса являются все элементы технологического процесса:

§ Продукция на различных стадиях ее изготовления;

§ Оборудование;

§ Действия обслуживающего персонала.

Контроль стабильности процесса производится путем мониторинга процесса для определения постоянства его параметров во времени и выявления возможных отклонений.

Задача статистического контроля качества производственной продукции – отбраковка партий, засоренность которых дефектными экземплярами изделий превышает уровень, регламентированный нормативными документами для нормальной деятельности предприятия.

Для проверки качества изделий или используемых комплектующих могут быть использованы сплошной (штучный) или выборочный контроль.

Сплошной (штучный) контроль применяется при отсутствии данных о фактической дефектности продукции или при повышенных требованиях к качеству продукции со стороны заказчика.

Выборочный контроль — проверка качества партии изделий на основе анализа качества выборки.

Выборка - изделие или совокупность изделий, отобранных для контроля из партии или потока продукции.

Существуют следующие основные группы статистических методов:

1) методы анализа статистических совокупностей служат для исследования информации случайного характера об изменении анализируемого параметра. Позволяют установить зависимость изучаемых явлений от случайных факторов, выявить связи между случайными и неслучайными величинами. К ним относятся регрессивный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ;

2) экономико-математические методы представляют собой сочетание
экономических, математических и кибернетических методов.
Используются для оптимизации системы, т.е. нахождения наилучшего варианта из совокупности возможных с учетом принятого критерия (критерия оптимальности). К ним относятся: имитационное моделирование, теория игр, функционально-стоимостный анализ и пр.;

3) графические методы просты в применении, могут быть использованы всеми сотрудниками предприятия на рабочих местах. Применяются самостоятельно или в сочетании с другими методиками. К ним относятся, в частности, «семь инструментов качества».

В качестве инструментов менеджмента качества японские специалисты (в частности, К. Исикава) выбрали семь наиболее простых и эффективных статистических методов, которые назвали «Семь инструментов качества»;

1. контрольный листок;

2. диаграмма Парето;

3. причинно-следственная диаграмма (типа «рыбья кость»);

4. гистограмма;

5. диаграмма разброса;

6. расслоение данных;

7. контрольная карта.

1. Контрольный листок - средство сбора и упорядочения первичной информации о дефектности продукции. Используется для выявления частоты возникновения изучаемого события (определенного дефекта).

В контрольном листке приводятся:

§ Объект изучения;

§ Таблица регистрации данных о контролируемом параметре;

§ Место контроля;

§ Дата контроля;

§ Должность и фамилия сотрудников, осуществляющего контроль;

§ Продолжительность наблюдения и наименование контрольно-измерительного прибора.

2. Диаграмма Парето – столбиковая диаграмма, используемая для наглядного изображения рассматриваемых факторов в порядке убывания их значимости.

В соответствии с принципом Парето, в системе меньшая часть элементов обладает большей значимостью в пропорции 20:80 (20% элементов системы принадлежит 80% значимость), поэтому проблемы с качеством вызывает незначительное количество существенных дефектов. Цель диаграммы Парето – выявить факторы, наиболее сильно влияющие на качество (определяющие качество).

Построение диаграммы Парето осуществляется следующим образом:

§ Определяются факторы, влияющие на качество;

§ Оценивается относительная значимость каждого фактора;

§ Строится столбиковая диаграмма в порядке убывания значимости каждого фактора;

§ Строится кумулятивная кривая (кривая накопленным итогом – каждое последующее значение получается путем суммирования текущего и предыдущего значений);

§ Производится анализ диаграммы, в процессе которого факторы группируются на наиболее значимые и незначительные.

3. Причинно-следственная диаграмма (типа «рыбья кость») – графическое упорядочение факторов, влияющих на объект анализа. Отражает причинно-следственную связь между качеством объекта (процесса) и факторами, определяющими качество.

Данная схема предложена японским ученым Каору Исикава. В диаграмме Исикавы последовательно детализируются факторы, обуславливающие качество исследуемого объекта. Может быть использована для наглядного представления зависимости качества деятельности фирмы от различных факторов.

К элементам, определяющим качество, относятся:

§ Персонал (квалификация: образование, опыт работы, профессиональные навыки);

§ Метод (технология, метод управления);

§ Машина (оборудование: степень морального и физического износа);

§ Материал (свойство сырья и комплектующих);

§ Контроль (методы контроля, периодичность контроля, средства контроля;

§ Среда (производственная среда, инфраструктура).

4. Гистограмма столбиковая диаграмма для отображения частоты повторения определенного параметра. Позволяет оценивать разброс параметров и степень устойчивости технологического процесса.

5. Диаграмма разброса (рассеивания) используется для выяснения наличия зависимости величин друг от друга. Взаимозависимость различных показателей выявляется с помощью корреляционного анализа.

6. Расслоение данных (стратификация) - разделение статистических данных на группы (страты) для их расслоения по различным признакам.

7. Контрольная карточка используется для наблюдения за изменением регулируемого параметра во времени.

Качество продукции зависит от стабильности технологического процесса. Контрольные карточки позволяют проанализировать характеристики технологического процесса во времени и выявить возможные отклонения.

Контрольная карточка строится на специальном бланке, на котором наносятся оси координат: по горизонтали - время, по вертикали – контролирующий параметр. На контрольной карте отмечаются также горизонтальные линии, определяющие верхнюю и нижнюю границы допуска регулируемого параметра, и центральная горизонтальная линия, соответствующая оптимальному значению параметра.

С помощью контрольной карты выясняют, находится ли значение регулируемой характеристики в пределах допуска, что позволяет узнать уровень стабильности используемой технологии. Выход значения регулируемого параметра за границы допуска характеризует неустойчивый процесс. Прогнозирование изменения стабильности технологического процесса возможно до выхода значения параметра за пределы допуска по следующим признакам:

1. вблизи границ регулирования появляются несколько последовательных значений регулируемого параметра;

2. значение находятся по одну сторону от центральной линии (среднее значение смещается относительно центра);

3. значение контролируемого параметра сильно разбросаны (большая амплитуда разброса относительно центра);

4. существует тенденция приближения значений параметра к одной границе допуска.


Лекция 4

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Вопросы:

1. Основные этапы развития систем качества

2. Совершенствование системного управления качеством

3. Стратегия всеобщего управления качеством (TQM)

4. Специальные функции системы управления качеством

5. Управление функциональным качеством

 

1 Основные этапы развития систем качества

 

Развитие деятельности по обеспечению качеством включает 5 основных этапов:

1. Формирование системного подхода к управлению качеством (соответствие стандартам).

2. Статистическое управление качеством.

3. Концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC.

4. Управление качеством на основе международных стандартов менеджмента.

5. Всеобщий менеджмент качества – TQM.

Для графической иллюстрации основных этапов развития систем качества используем фигуру, хорошо известную в российском производстве - «Знак качества», контур этой фигуры, который, как известно, называется «Пентагон», заполним пятиконечной звездой и то, что получилось назовем «Звездой качества». (рис. 2).

В основании звезды положим ту или иную систему управления качеством, соответствующую определенной концепции. Предполагаем, что система - это документирование и охватывает организационную структуру управления предприятием, а также систему управления процессами создания продукции, т.е. мы рассматриваем организации и как функциональную структуру, и как совокупность процессов.

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества:

1. Качество продукции как соответствие стандартам (1905 г.).

2. Качество продукции как соответствие стандартам и стабильности процессов (1924 г.).

3. Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям (1951 г.).

4. Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих (1980 г.).

5. Качество как удовлетворение требований и потребностей общества владельцев (акционеров) потребителей и служащих (1994 г.).

В 1980-90 гг. начался период от тотального управления качеством TQC к тотальному менеджменту качества TQM.

 

Рис. 2 Звезда качества

Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе — улучшению нет предела. (Рис. 3).

Рис. 3 Основные составляющие TQM

TQC – всеобщее управление качеством.

QA – обеспечение качеством.

Q Policy — политика качества.

Q Planning - планирование качества.

QJ - улучшение качества.

2. Совершенствование системного управления качеством

Современные системы управления качеством базируются на программе А.Деминга. Программа Деминга основана на работах Шухарта по статистическому управлению и включает следующие положения:

Любая деятельность может рассматриваться как совокупность технологических процессов и поэтому может быть улучшена.

Высший менеджмент предприятия должен принимать на себя ответственность за деятельность компании.

Программа Деминга включает следующие разделы:

1. «Четырнадцать пунктов»;

2. «Семь смертельных болезней»;

3. «Трудности и фальстарт»;

4. «Цепная реакция по Демингу».

«Четырнадцать пунктов» - это раздел программы Деминга, включающий рекомендации для менеджеров, разрабатывающих и внедряющих систему управления качеством на своем предприятии:

1. Необходимо непрерывно улучшать качество на предприятии.

2. Конкурентоспособность предприятия определяется философией качества.

3. Нет зависимости качества от сплошного контроля.

4. Стратегия бизнеса должна быть ориентирована на краткосрочную прибыль.

5. Необходимо постоянно улучшать качества и снижать затраты.

6. Необходимо иметь систему подготовки кадров на рабочих местах.

7. Необходимо использовать систему эффективного руководства, направленную на создание благоприятных условий для производительного труда сотрудников.

8. Необходимо использовать эффективные коммуникации всех уровней.

9. Следует устранить разобщенность подразделений путем установления единых целей развития.

10. Следует игнорировать заявления руководства, призывающих к нулевому браку.

11. Не рекомендуется строить деятельность по управлению качеством на основе жестких норм затрат.

12. Необходимо создать систему правильной мотивации труда (гордость своей работой).

13. Внедрение системы совершенствования сотрудников.

14. Рекомендуется определять обязанности руководства по постоянному улучшению качества.

«Семь смертельных болезней» - это раздел программы Деминга, включающий факторы, которые ухудшают работу в области качества:

1. Планирование.

2. Акцент на краткосрочные прибыли.

3. Оценка работы сотрудников по формальным показателям.

4. Высокий уровень перестановок в высшем руководстве.

5. Управление только на основе количественных показателей.

6. Сверхвысокие социальные затраты.

7. Сверхвысокие затраты из-за возврата бракованной продукции.

«Трудности и фальстарт» - это несвоевременные и непоследовательные действия, мешающие внедрению и функционированию систем качества.

Главным ресурсом компании, определяющим качеством ее функционирования по Демингу, является персонал.

В соответствии с теорией Деминга, наибольший эффект достигается в системе, в которой главным источником мотивации является понимание человеком значимости своего труда. В качестве наиболее наглядной иллюстрации основ всеобщего управления качеством можно представить треугольник Джойнера, предложенный американцем Б.Джойнером. (рис. 4). Напомним, что менеджер высокого уровня, руководитель управляет только людьми. Он не участвует непосредственно в производственном процессе. Что же он должен уметь в рамках TQM? Треугольник Джойнера дает ответ на этот вопрос.

 

Рис. 4 Треугольник Джойнера

Верхняя вершина треугольника называется «Одержимость качеством». Данное словосочетание подчеркивает глубинную и первостепенную важность проблемы качества на предприятии. Руководитель должен создать такой климат, чтобы качество было не формальной целью, а главной данностью, священным понятием для каждого исполнителя.

Треугольник Джойнера показывает, что качество, охватывающее все процессы, происходящие на предприятии, достигается путем совместного действия двух сил: общекомандной работы и научного подхода. Последний затрагивает все стороны менеджмента и основан на принятии решений и формировании политики предприятия на основе надежной информации - как количественной, так и качественной. Он часто включает в себя анализ информации о качестве продукции с помощью статистических методов, включая статистическое управление процессом, но научный подход также предполагает понимание ограничений этих методов при исследовании тех или иных процессов, которые не могут быть описаны численно.

Одна из вершин в треугольнике Джойнера называется «Все - одна команда». Данный принцип включает в себя создание таких условий, при которых каждый работник на предприятии осознает свой вклад в достижение качественных результатов работы всем предприятием. Общекомандная работа предполагает усвоение и введение в практику лидерства как метода работы, целью которого является помощь работникам в выполнении ими работы наилучшим образом.

В соответствии с теорией Деминга, наибольший эффект достигается в системе, в которой главным источником мотивации является понимание человеком значимости своего труда.

Подход, связанный с общекомандной деятельностью, предполагает работу с целью повышения результативности труда, что непосредственным образом отражается на качестве продукции.

Резюмируя вышеизложенные положения всеобщего управления качеством, необходимо, на наш взгляд, отметить следующее:

§ Управление качеством - это неограниченная организационными или предметными рамками узкая специфическая деятельность, а управление всем предприятием, всеми аспектами его жизнедеятельности в самом глобальном, существенном для его жизнеспособности смысле с четкой ориентацией на запросы потребителей;

§ Первоосновой качества является человек, а, следовательно, обеспечение качества - задача человеческая. Какова бы ни была степень автоматизации производства, в этом, в конце концов, все равно участвует человек. Поэтому главная задача руководителя - активизировать его потенциальные способности с помощью эффективного стимулирования, поощряющего хорошую работу, и через систему обучения;

§ Большого успеха добивается предприятие, построенное на принципах, предполагающих гармоничное взаимодополняющее сочетание индивидуальных способностей работника; уважение к каждой личности; компенсация слабых сторон одних работников за счет сильных сторон других;

§ Необходимым является наличие эффективной системы обмена информацией;

§ В основе управления качеством лежит устранение не самих дефектов, а их глубинных причин; хотя это и более трудоемко, но дает кардинальные результаты;

§ Необходимой является свобода в выборе средств и методов, создающая основу для командной работы.

3. Стратегия всеобщего управления качеством (TQM)

Данный принцип является основополагающим в TQM. Его содержание может быть полнее раскрыто благодаря цепной реакции Деминга, отраженной на рис. 5.

Рис. 5 Цепная реакция Деминга

 

Анализ рисунка показывает, что уменьшение затрат, успех дела и увеличение прибыльности – это естественные следствия улучшения качества продукции, достижение которого возможно путем целенаправленного воздействия прежде всего на производственный процесс. Информация, представленная на рисунке, позволяет сделать вывод, что в соответствии с цепной реакцией Деминга выделяют следующие этапы процесса управления, ориентированного на качественный результат:

§ постановка цели непрерывного улучшения качества продукции, настойчивое ее достижение путем распределения имеющихся ресурсов таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности предприятия для достижения конкурентоспособности; как следствие этого – сохранение предприятия и обеспечение людей работой;

§ принятие новой философии менеджмента, основанной на всеобъемлющей ориентации на качество выпускаемой продукции в деятельности предприятия;

§ уничтожение потребности в массовых проверках и инспекции как способе достижения цели путем «встраивания» качества в продукцию, то есть качество должно быть заложено еще в поступающем на предприятие сырье, материалах, а также непосредственно в производственном процессе;

§ отказ от практики закупок по самой дешевой цене; это направление предполагает отказ от выбора поставщиков предприятия только на основе ценового фактора, что должно привести к уменьшению числа поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех, кто не смог подтвердить качество своей продукции;

§ улучшение каждого процесса; данное направление предполагает постоянный поиск проблемы для того, чтобы улучшать все виды деятельности на предприятии, повышать качество продукции и производительность труда;

§ использование в практике деятельности предприятия методов подготовки и переподготовки кадров. Это необходимо для всех работников, включая и руководителей с тем, чтобы лучше использовать каждого из них для достижения качественных результатов. Обучение, в соответствии с этим направлением, должно быть такой же частью процесса улучшения качества продукции, как и собственно производственный процесс.

Внедрение всех этих положений в практическую деятельность, безусловно, требует создания на предприятии особой культурной среды и обязательной поддержка руководства. Таковы основные положения TQM, пользующегося все большей популярностью в мире.

Возникшую и укрепляющуюся тенденцию перехода TQM можно в общем виде изобразить с помощью схемы, представленной на рис.6.

Рис. 6 Переход от системы качество к TQM

 

Приведенная схема, на наш взгляд, наиболее наглядно иллюстрирует, во-первых, основные этапы перехода от действующей системы качества к TQM; во-вторых, основные отличия действующей системы качества от TQM. Данная схема отражает и тот немаловажный факт, что в рамках системы качества, соответствующей требованиям МС ИСО серии 9000, основным мотивом, побуждающим к дальнейшему совершенствованию системы, является так называемое внешнее принуждение (необходимость получения преимуществ перед конкурентами по удовлетворению определенных запросов потребителях). В рамках всеобщего управления качеством действует принцип одержимости качеством, который характеризуется внутренним стремлением всех работников предприятия к дальнейшему его совершенствованию.

В настоящий момент управление качеством на предприятии осуществляется на базе стратегии TQM – всеобщего менеджмента качества.

Концепция TQM – основа международных стандартов менеджмента качества ИСО серии 9000. TQM – это комплексное управление качеством во всех функциональных подразделениях предприятия на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Восемь принципов менеджмента качества (TQM)

1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и, поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности и поэтому должны выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, обеспечивающую полное вовлечение работников в решение задач организации.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4. Подход к системе как к процессу. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. Системный подход к управлению. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Именно эти восемь принципов менеджмента качества и положены в основу стандартов на системы управления качеством, входящих в системе ИСО 9000.

4. Специальные функции системы управления качеством

Комплексные системы управления качеством характеризуются наличием:

§ общих функций, отражающих предметные области управления;

§ специальных функций, способствующих реализации.

Специальные функции качества:

§ прогнозирование потребностей;

§ выявление технического уровня и качества продуктов-аналогов;

§ планирование повышения качества;

§ нормирование требований к качеству;

§ организация разработки и постановки новой продукции;

§ организация метрологического обеспечения;

§ специальная подготовка и обучение кадров;

§ стимулирование повышения качества;

§ информационное обеспечение системы качества.

Специальные функции системы качества на предприятии реализуются на различных этапах жизненного цикла продукции или услуги.

Данный подход характеризует модель управления качеством, называемой «петля качества», которая определяет задачи в области качества продукции (услуги).

Перечисленные этапы описываются в литературе по менеджменту в виде «Петли качества».

Обеспечение качества (петля качества) (рис.7)

Круг качества - это замкнутая последовательность мер, определяющая качество изделий или процессов на этапах их производства и эксплуатации.

Рис. 7 «Петля качества»

 

Жизненный цикл продукции (стандарт ИСО – 11 этапов) включает следующие этапы:

1. Маркетинг, поиск, изучение рынка.

2. Проектирование и разработка ТУ, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов, технология услуг.

5. Производство, обслуживание.

6. Контроль проведения испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение продукции (услуг).

9. Монтаж и эксплуатация (всех систем).

10. Техническая помощь и обслуживание.

11. Утилизация после испытания.

5. Управление функциональным качеством

Деятельность организации охватывает различные функциональные сферы. Основные функции предприятия, определяющие качество бизнеса:

1. Стратегическое и оперативное управление;

2. Маркетинг;

3. Проектирование продукции или бизнес-процессов;

4. Материально-техническое обеспечение бизнес-процессов;

5. Управление технологией осуществления процессов;

6. Подготовка кадров;

7. Руководство трудовыми процессами;

8. Поставка продукции;

9. Техническое обслуживание и ремонт.

В соответствии с международными стандартами по управлению качеством ИСО серии 9000, система качества на предприятии должна обеспечивать осуществление следующих процессов:

§ определение ответственности руководства;

§ управление ресурсами;

§ управление процессами на стадии жизненного цикла продукции (услуг);

§ измерение и анализ деятельности;

§ анализ и учет требований поставщиков.


Лекция 5

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

Вопросы:

1 Стандартизация требований к объектам и системам качества

2 Сертификация

3 Структура системы сертификации продукции

4 Стадии и этапы проведения сертификация продукции

5 Основные положения сертификации систем качества

6 Международные организации по сертификации продукции

7 Метрологическое обеспечение сертификации товаров

8 Метрологическое обеспечение систем качества

 

 

1 Стандартизация требований к объектам и системам качества

Система управления качеством базируется на комплексной стандартизации.

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие к более узкие.

Общие цели: безопасность продукции, работ, услуг, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции; единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов; обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

Конкретные цели относятся к определённой области деятельности.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях:

§ международная стандартизация;

§ региональная стандартизация;

§ национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;

§ административно-территориальная стандартизация.

Виды стандартов, характеристика:

§ государственные стандарты;

§ отраслевой стандарт;

§ стандарты предприятий;

§ стандарты общественных объединений (научно-технические общества);

§ (стандарты на новые продукции и услуги) (ТУ – технические условия)

Стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

ТУ - это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям, а также приравненные к этому документу техническое описание, рецептура образец-талон.

Нормативно-технические документы:

§ правила по стандартизации и рекомендации по стандартам;

§ технические условия.

Категории стандартов:

§ основополагающие стандарты (техническое единство и взаимосвязанная деятельность);

§ стандарты на продукцию и услуги;

§ стандарты на работу (процессы);

§ стандарты на методы контроля (испытание, анализ);

§ системы каталогов.

Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции.

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. и обновленных в 1994г.

Стандарт ИСО 9000 содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы.

Стандарт ИСО 9004 – это методические указания для общего руководства качеством на предприятии.

Стандарт ИСО 9001-9003 – это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.

В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов.

1. ГОСТ Р1.0-92 – «Государственная система стандартизации РФ. Основные положения».

2. ГОСТ Р1.2-92 - №Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов».

3. ГОСТ Р1.3-92 – «Государственная система РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации ТУ».

4. ГОСТ Р1.4-92 – «Государственная система РФ. Стандарты предприятия. Общие положения».

5. ГОСТ Р1.5-92 – «Государственная система РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению стандартов».

Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:

1. Гармонизация отечественной нормативно-технической документации с международной, зарубежной, национальной и региональной нормативной документацией.

2. Минимизация ограничивающих инициативу (изготовителей и потребителей) запретов и предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора документов того или иного вида при заключении договоров и контрактов.

3. Освоение, адаптация, совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с разработкой документов по сертификации систем качества, аккредитации испытательных подразделений различного уровня для проведения сертификационных испытаний продукции и услуг.

4. Сопровождение тенденции отказа от ужесточения входного контроля, выходных испытаний и приемки, переход на пооперационный производственный контроль в технологическом цикле.

5. Оптимизация количественного состава и структуры технической документации на продукцию, процессы и услуги, обеспечение информативности и коммуникативности документов.

6. Совершенствование методологии разработки документации.

7. Обеспечение влияния нормативных документов на повышение технико-экономической эффективности производств.

Государственным стандартам присваиваются обозначения, состоящие из индекса «ГОСТ (ОСТ, СТП)...», порядкового (регистрационного) номера и двух последних цифр года утверждения стандарта, отделенных от номера знаком тире, например ГОСТ 3975-95. Порядковый номер стандарту присваивается соответствующим органом по стандартизации (Госстандарт России). При пересмотре стандарта его порядковый номер сохраняется, но цифры года заменяются цифрами года утверждения пересмотренного стандарта.

Текст стандарта излагается на руссом языке. При изложении содержания стандартов исходят из следующих основных требований: стандарт должен содержать нормы и требования необходимые для его применения в соответствии с назначением и областью распространения; он не должен повторять полностью или частично содержание действующих стандартов; в случае необходимости приводятся ссылки на эти стандарты; в комплексах стандартов на одноименные и взаимосвязанные объекты обеспечивать единство терминологии, одинаковую последовательность изложения и единое построение вводной и основной частей стандартов.

Правила, нормы, требования и методы, регламентируемые в стандартах, должны быть полностью увязаны с соответствующими правилами, нормами и требованиями, установленными другими стандартами, относящихся к данному объекту стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российское Федерации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Формулировки, используемые в стандартах, должны выражать обязательный характер требований, быть четкими и не допускать различное толкование. Каждый стандарт состоит из нескольких частей, расположенных в определенной последовательности: наименование стандарта; вводная часть (при необходимости); основная часть; информационная часть; содержание (при необходимости).

Стандарты не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться, успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты спосо6ствовали развитию, а не отставанию отечественного производства.

Действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимы для обеспечения взаимопонимания между партерами как в сфере техники и технологий, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

В перспективе стандартизация должна обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники и от наших ограниченных представлений о мире и человеке.

 

2 Сертификация

Сертификация – процедура подтверждения соответствия характеристик исследуемого объекта установленным требованиям, осуществляемая третьей стороной.

Сертификацию рассматривают как действие, устанавливающее соответствие продукции, услуги или процесса стандарту или техническому регламенту путем выдачи лицензии (разрешения) на проставление знака сертификата (сертификационного знака) или сертификата соответствия.

Сертификат соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия; сертифицированной продукции (услуг, процессов) установленным требованиям. Для обеспечения признания отечественных сертификатов и знаков соответствия за рубежом правила и рекомендации по сертификации в нашей стране построены в соответствии с международными правилами, изложенными в руководствах ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), МС ИСО серий 9000 и 10 000, европейских стандартах серий 45 000 и 29 000; в документах других международных и региональных организаций. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе дву- и многосторонних соглашений, частником которых является наша страна.

Практически в каждом государстве имеется национальный орган по сертификации. У нас таким специально уполномоченным федеральным органом в этой области деятельности является Госстандарт России. На него возложены следующие основные функции:

§ формирование и реализация государственной политики в области сертификации;

§ установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России и публикация официальной информации о них;

§ проведение государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в России; публикация официальной информации о действующих в нашей стране системах сертификации и знаках соответствия и представление ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

§ подготовка предложений о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также заключение соглашений с Международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

§ представление нашей страны в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации;

§ информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов сертификации, испытательных лабораторий, других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации и их участниках.

3 Структура системы сертификации продукции

Структура системы сертификации, помимо национального органа страны по сертификация, состоит из: международных организаций по сертификации; органов по сертификации конкретной (однородной) продукции (услуг), в том числе в регионах; аккредитованных испытательных центров (лабораторий); предприятий-изготовителей и поставщиков продукции.

При проведении сертификации участвующие стороны представляют, как правило, интересы: изготовителей, поставщиков (первая сторона); покупателей, потребителей (вторая сторона); лиц или органов, признаваемых независимыми от участвующих в сертификации сторон (третья сторона).

Каждая сторона сертификации должна обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия продукции, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что объект сертификации соответствует установленным требованиям. Сертификация продукции осуществляется в целях: создания благоприятных условий для деятельности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей на рынке страны, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей КП, заявленных изготовителем.

По правовому статусу она может быть обязательной и добровольной, а также самостоятельной (декларированной).

В международной практике используются классификации ИСО восьми известных модификаций системы сертификации третьей стороной, каждая из которых обладает своими специфическими особенностями.

Таким образом, сертификация проводится третьей стороной (независимым сертификационным органом), которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем (исполнителем) продукции (услуг), установленным стандартам и ТУ.

4 Стадии и этапы проведения сертификация продукции

Обобщая материалы по сертификации и опыт промышленных предприятий, все операции по подготовке и проведению сертификации можно сгруппировать в несколько этапов:

Подготовительный этап:

§ определение целей сертификация продукция и необходимого состава документов;

§ анализ документов (НТД – нормативно-техническая документация) на соответствие требованиям стандартов;

§ доработка и разработка новых документов, требуемых для сертификации (при необходимости);

§ выбор рациональной модификации системы сертификации третьей стороной;

§ выбор сертификационного органа и ознакомление с его материально-технической базой, организацией и условиями сертификационных испытаний (при необходимости);

§ подготовка продукции, системы контроля (СК) и всего производства к выпуску продукции стабильного качества в соответствии с требованиями стандартов и сертификации;

§ заявка на проведение сертификации продукции в избранный орган по сертификации;

§ заключение договора на проведение сертификации продукции (проводит предприятие или орган по сертификации);

§ передача продукции в испытательный центр, лабораторию (проводит предприятие или орган по сертификации).

Сертификационный этап:

§ проверка и оценка СК и/или производства при наличии такого требования (проводят орган по сертификации и/или уполномоченные органы);

§ проведение сертификационных испытаний (осуществляет Испытательный центр, лаборатория);

§ подготовка и выдача сертификата соответствия (выполняет орган по сертификации);

§ признание сертификата соответствия в случае выдачи сертификата зарубежным органом по сертификации (осуществляет предприятие, национальный или уполномоченный им орган по сертификации).

Послесертификационный этап:

§ заключение соглашения о сертификации продукции с зарубежными или международными органами (предприятие, национальный или уполномоченный им орган по сертификации);

§ подача заинтересованными сторонами апелляций по результатам сертификации (предприятием или другими сторонами).

5 Основные положения сертификации систем качества

Не менее важной задачей в условиях рынка является сертификация СК (систем качества), представляющая собой деятельность по Проверке, оценке и удостоверению специальным аккредитованным органом (национальным или зарубежным) соответствия сертифицируемой системы требованиям установленных стандартов.

Стандартами соответствия сертифицируемой системы могут быть государственные, международные (например, МС ИСО серии 9000) или национальные других зарубежных стран (в соответствии с требованиями контрактов). Основной целью сертификации СК является завоевание доверия потребителей продукции и повышение имиджа предприятия на рынках сбыта, что позволяет расширить экспортные возможности, привлечь новых заказчиков и увеличить объемы реализации продукции. В процессе сертификации СК следует реализовывать определенные принципы.

Сертификацию системы целесообразно проводить на основе следующих основополагающих принципов:

1. целевой направленности, т.е. необходимости осуществления сертификации систем УКП с четко определенной целью, например, выход предприятия на определенный сегмент мирового рынка. В этом случае очень важно выбрать наиболее авторитетный в этом регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган. Для достижения цели, указанной выше, осуществления сертификации системы отечественным сертификационным органом явно недостаточно, так как сертификаты, получаемые на основе сертификации зарубежными сертификационными органами, более авторитетны и, соответственно, имеют существенные преимущества;

2. добровольности. Однако при сертификации продукции по модификации, предусматривающей одновременную сертификацию СК, этот принцип является не обязательным, но необходимым для получения сертификата соответствия на продукцию;

3. объективности, т. е. проверки и оценки СК при их сертификации должны осуществляться компетентными, высококвалифицированными и независимыми органами;

4. конфиденциальности, т. е. орган по сертификации и его сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении информации, получаемой в результате взаимодействия с поставщиком. Эти вопросы могут стать предметом официального соглашения органа по сертификации и заказчика;

5. предварительной оплаты работ органу по сертификации;

6. достаточности удовлетворения требований, которым должна соответствовать СК (требованиям национальных, МС и др.). По соглашению потребителей с изготовителями требования к системам могут дополняться, изменяться и уточняться.

Важнейшей составной частью всех работ по сертификации СК является их проверка, которая может входить в более общие процедуры сертификации СК и продукции. Вместе с тем проверки могут проводиться не только сертификационными органами в целях сертификации СК или сертификации продукции, т. е. они могут осуществляться и для достижения иных целей: определение эффективности функционирующей системы; определение направлений совершенствования системы или оценки СК на соответствие критериям, удовлетворяющим для присуждения премий, наград и мест в соревновании и конкурсах; первоначальная оценка СК изготовителя продукции для последующего заключения контракта, а также оценка изготовителя продукции в процессе выполнения заключенного контракта; определение соответствия состояния СК требованиям определенных стандартов.

Среди других видов можно отметить проверки консультантом по УК и потребителем продукции. Кроме того, проводить проверки следует, конечно, и самому изготовителю.

Проверки могут быть плановыми (по заявкам потребителей продукции или изготовителей), текущими (связанными с изменениями конструкции изделия и/или СК) или внеочередными (связанными с необходимостью надзора за СК).

По результатам проверок целесообразно осуществлять оценку СК, поэтому для объективного ее проведения и более эффективного управления руководство предприятием должно организовать, систематически осуществлять и постоянно иметь документированные элементы системы. Следует проверять соответствие: элементов документированных систем требованиям стандартов на систему и дополнительных требований (с учетом дополнений, изменений и уточнений к ним — по соглашению потребителя и изготовителя); показателей КП установленным требованиям; состояния производства и систем УКП изготавливать продукцию с установленным уровнем качества; требованиям документов СК.

С учетом имеющегося зарубежного и национального опыта проведения сертификации СК все операции при ее реализации можно сгруппировать в два этапа:

1. предварительная проверка и оценка системы;

2. окончательная проверка (оценка и выдача сертификата соответствия СК государственному или МС).

Этап предварительной проверки и оценки СК:

§ подготовка СК и ее документации к сертификации (предприятием);

§ аявка на проведение сертификации СК (предприятием);

§ проведение предварительной проверки и оценки СК (органом по сертификации);

§ заключение договора на проведение сертификации СК (предприятием или органом по сертификации).

Этап окончательной проверки и оценки СК:

§ подготовка СК к окончательной проверке с предприятием.

6 Международные организации по сертификации продукции

Сертификация применяется во всех промышленно развитых странах. Сертификационная деятельность за рубежом ведется на двух уровнях – национальном и международном (в том числе региональном). Основной целью международной сертификации является обеспечение беспрепятственного распространения товаров (услуг) на рынках различных стран.

Ниже будут рассмотрены лишь самые значительные из международных организаций по сертификации:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.355 сек.