Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство официальный представитель всего общества, исполнитель его общих дел и арбитр в отношениях различных слоев общества




Теологический подходна существо государства. Родился он в древнем мире, древнем Египте, Китае, Индии. Более определенный взгляд его находим в священных писаниях буддизма, индуизма и т.д. Государство – это божественное создание, Бог его создал. Заповеди построения государства мы можем найти в священных писаниях. Этот подход достигает своего апогея в Средневековье, там он является почти единственным подходом в понимании государства. Яркий представитель этого подхода Фома Аквинский с его учениями о двух градах. Позднее этот подход потерял свое значение, но он сохраняется в некоторых государствах, где ислам является гос. религией, в арабских странах. (Иран, Иордания). Этот подход сыграл огромную роль в становлений, создании, развитии государства. Религия позволяет нам создать единство, порядок в обществе (ПР: Арабский мир или заповеди в православии (ни убий, ни укради)). Теологический подход внедряет и проповедует церковь. И государство заинтересовано в поддержании этого подхода. Наука оценить отрицательно или положительно создание государства Богом не может, т.к. наука основывается на фактах. А этот факт не подтверждении и не опровергнут. Наука оценить этот подход не может. Подход обеспечивает стабильность в государстве.

Классический подход (элементный подход). Возник в головах древних мыслителей и государство рассматривалось как организация жизни людей на определенной территории. Государство – это совокупность 3 элементов: территории, населения и власти. Разные авторы делают акценты на разные элементы, чаще всего акцент ставится на власть. В дореволюционной юр. науке государство виделось в этом понимании. Шершеневич: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти» (в его работах «Общая теория права и государства» М. 1911 г.). Сорокин: «Государство, подобно др. формам человеческого общежития - организованный союз людей, объединенный единой верховной властью. Люди объединены правовой связью, подданством» (Элементарный учебник о теории права). Трубетцкой: государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. В понятие государства входят власть, исключительная и самостоятельная, совокупность лиц и территория». Хвостов: (1914) «Государство – это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной, самостоятельной верховной власти». Этот подход отражает объективную действительность государства. Оно не может существовать без какого-либо элемента. Но наличие всех элементов еще не свидетельствует о том, что перед нами государство. ПР: оседлое племя в первобытном обществе. Там есть все элементы, но это не государство. Этот подход не отражает сущность государства.

Юридический подход к пониманию государства. Многие этот подход связывают с именем Марка Тулия Цицерона. Государство – общий правопорядок. Государство – выражает общие интересы всех свободных людей, являясь собой согласованное правовое общение этих людей в виде определенного правового образования, представляющего общий правопорядок. Такое понимание государства широко распространилось в Европе в процессе борьбы за буржуазный правопорядок. Такой подход имел положительное значение для времени буржуазным революций, заложили понимание и принятие обществом общечеловеческих ценностей свободы, независимости. Подход господствовал до первой трети двадцатого века. Кант укрепил этот подход: «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Кельзин, написал «Чистое учение о государстве». Государство - персонифицированный правовой порядок, специфическое нормативное единство. Государство понимается как юридическое явление. Это верно, также выявлены элементов государственности, государство – носитель прав и обязанностей и в внутренних и внешних отношениях. Оно несет ответственность веред личностью за причиненный вред. Государство субъект международных отношений. Но нельзя государства сводить только к юридическому смыслу, т.к. не раскрывает социальная сущность государства. Такой подход к пониманию государства подвергался критике и до революционными юристами. Шершеневич «Юридическое понимание не способно объяснить явление существа государства и кроет опасность затемнения истинной сущности явлений, происходящих в государстве. Закрывает социальную природу государства».

Социологический подход к пониманию государства идет от Платона, Аристотеля и преобладает в мировой юридической науке и ныне и сегодня. Аристотель «Государство продукт общения людей, оно завершает первичное общение людей, а это общение в семье для удовлетворения повседневных надобностей и воспроизводства рода. Второй уровень общения – общение нескольких семей, и необходимо для обслуживания общих потребностей для всех семей. А… есть и само государство, существующее ради благой жизни». Государство имеет завершающее значение. Государство естественная и высшая форма человеческого общения, он выделяет его элементы: бедных и богатых, купцов и ремесленников.

Марксистский подход – государство машина для подавления одного класса другим, обеспечивающая господство одного класса над другим. Этот классовый подход расколол социальный подход. До 60х годов 20 века государство понималось как кассовое явление. Государств о - это политическая организация экономически господствующего класса, это аппарат власти, с помощью которого он осуществляет свою диктатуру (Марксистский подход).

Западные ученые стали признавать, что рабовладельческое и феодальное общества имеют классовый характер. Социальный подход изменился. В Российской науке также изменилось сугубо классовое понимание сущности государства.

На сегодняшний день с помощью этих подходов мы обогатили само представление о государстве. Но есть соблазн уйти в пользу однобокого его понимания, с точки зрения одного из подхода.

И у нас и за рубежом неоднозначен подход к государств. Государство - как форма организация самого общества (общество в некой степени в этом подходе отождествляется с государством) и как форма организации публичной власти для управления обществом (государство стоит над обществом, государство обособившаяся организация чиновников, управляющих обществом).

В нашей науке государство рассматривается как форма организации публичной власти. Государство – форма, организация этой власти. Клисфен разделил общество и на этой основе создал государство. Разделил общество на основе разделения труда. Он ввел территориальное деление, а до него было кровное родство. Поделил территорию на 100 округов. Эти округа управлялись путем избрания старейшины, казначея и т.д. Далее 10 общин составляют новую единицу общества – «племя». Далее совет 500. По 50 человек из 10 племен. И получаем, что государство – это организация самого общества. Нужно разрабатывать направление в понимании государства, как к форме организации общества. Чиновники должны быть именно слугами народа.

2) Сущность государства, понятие, ее противоречивость и историческое развитие. Сущность философская категория. Ее пара понятие явление. Сущность – это внутренне содержание государства, единство его многообразных свойств, отношений. А явление - это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики государства. Сущность же, являющуюся внутренним свойством, увидеть нельзя, нельзя зафиксировать по средствам наблюдения, познается через явления, посредствам глубокой и компетентной мыслительной деятельности. Сущность является, а явление существенно. В каждом явлении государства выражена часть его сущности, а есть явления наиболее выражающие его сущность (ПР.: при формировании органов власти, при осуществлении государством его функций – видно чьи интересы оно обслуживает, в процессе образования самого государства, в его причинах возникновения ярко проявляется его сущность. Сущность проявляет себя в концентрированном виде).

В советской юридической науке узкое понимание сущности государства - только как к орудию насилия над угнетенным классом, вторая сторона его замалчивалась, не рассматривалась – общесоциальная его роль не затрагивалась. Внутренняя функция – угнетение одного народа, а внешняя - захват новых территорий, угнетение новых людей. (такое понимание было выгодно для обоснования революций 20 века и представление других государств в качестве врагов и эксплуататоров для усиления внутреннего единства государства).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.