Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды конкурентной среды. Ценообразование на различных типах рынков

Факторы, определяющие уровень цен (потребительский спрос, государственное регулирование, товародвижение от производителя до оптовой и розничной торговли, конкуренция, уровень издержек)

Знания кривых спроса и предложения, издержек, точек их пересечения еще недостаточно для определения того, какой уровень цен установится на конкретном рынке.

Фирмы постоянно сталкиваются с конкуренцией, поэтому решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупке товара) будут существенно различаться для различных типов рыночных структур.

Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.

Важнейшим признаком, положенным в основу классификации рыночных структур, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на формирование рыночной цены.

В зависимости от степени свободы конкуренции и образования цен различают четыре основных типа рынков.

 

Таблица

Характерные черты основных моделей рынка

 

Характерная черта        
  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1. Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
2. Тип продукции Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный; нет близких заменителей
3. Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
4. Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
5. Неценовая конкуренция Отсутствуют Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями
6. Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды и обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, бытовых электроприборов и т.п. Местные предприятия общественного пользования

 

 

Проанализируем эту таблицу в части п.3 (контроля над ценой). В первой модели рынка (чистая конкуренция) контроль отсутствует. Почему? Дело в том, что при очень большом числе фирм и полной свободе конкуренции цены под воздействием спроса и предложения тяготеют к единым ценам.

Ценообразование на рынке монополистической конкуренции осуществляется в условиях конкуренции предприятий, которые выполняют различные услуги (производят различную продукцию). В этих условиях некоторую монополию при установлении цены на свои фирменные услуги имеют предприятия, выполняющие различные услуги при продвижении товара (сервисные, реклама и прочие).

Ценообразование на рынке конкуренции немногих фирм осуществляется при доминирующей роли нескольких предприятий, которые вынуждены считаться с реакцией своих конкурентов. Олигополия – тип рынка, на котором доминируют 5-6 фирм, обеспечивающие весь рынок или его подавляющую часть. Эти фирмы и определяют цену на продукцию и услуги.

Монополизированный рынок (чистая монополия) характеризуется господством одного хозяйственного агента, который и устанавливает цены на товар и услуги.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимодействие спроса и предложения | Характеристика рыночных структур, складывающихся на транспорте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.