Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема пятая. Изучение общественного мнения




Актуальность изучения общественного мнения обусловлена тем, что это регулятор отношений между людьми, инструмент социального управления, фактор воспитания.

Специализированная деятельность по сбору информации об отношениях, мнениях, вкусах, пристрастиях, оценках, приоритетах решение социальных проблем, информированности членов общества о персоналиях в сфере политики, предпочтениях в этой области стала одним из признаков демократического общества. Данные общественного мнения превратилась в социальную информированность, с помощью которой общество узнаёт о себе самом.

В демократическом обществе роль общественного мнения значительна.

1) Возрастают возможности общества влиять на политику правительства (выборы, референдумы, давление в парламенте, гражданское неповиновение).

2) Разветвлённая система СМИ с альтернативными точками зрения. Больше информации о различных событиях. Формирование устойчивой позиции относительно событий и решений.

3) Выдвижение лидера способствует общественному мнению.

Общественное мнение — это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности групп, организаций, отдельных личностей.Необходимо учитывать, что общественное мнение – это один из самостоятельных структурных элементов общественного сознания, которое включает в себя совокупность разнообразных идей, взглядов, суждений и т. д. и разные формы (нравственность, правосознание, религию, науку и т. д.).

Признаки общественного мнения: публичность высказывания мнения, широкая распространенность в массах, подвижность, динамичность; оно выступает продуктом взаимодействия людей, затрагивает общие интересы и формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.

Субъектами (носителями) общественного мнения выступа­ют устойчивые общности людей, которым принадлежит мнение, чьи интересы оно выражает, с позиций которых оно оценивает то или иное явление социальной действительности, определяет отношение к нему. Выразителямиобщественного мнения могут быть любые объединения людей, организации, пресса и даже отдельный человек. Общественное мнение— это точка зрения большинства, но не обязательно всех (хотя бывают и единодушные мнения).

Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные способы (методы) его формирования – внушение, убеждение, подражание и т.д.

Основные факторы формирования общественного мнения: экономическое и политическое состояние в обществе, уровень культурного развития, образовательной уровень населения, утвердившийся образ жизни и т.д. Ясно, что в формировании общественного мнения важную роль играют все институты общества, прежде всего политические.

Сформировавшемуся общественному мнению присущи следующие качественные характеристики: его направленность, интенсивность, стабильность, динамизм, распространенность, зрелость.

Выделяют три вида направленности общественного мне­ния:позитивную, негативную и нейтральную. Интенсивность – сила и твёрдость общественного мнения (скорее согласен, чем не согласен). Ин­тенсивность ОМ выражает: 1) определенную степень внимания людей к объекту высказывания, заинтересованности в нем;2) силу убежденности людей в правильности, значимости и прак­тической полезности своих суждений; 3) определенную степень настойчивости людей в отстаивании своих требований при разрешении обсуждаемой проблемы.

Методы социологического изучения общественного мнения.

Наиболее распространенными источниками получения информации об общественном мненииявляются: письма в управленческие органы, газеты, журналы; вопросы, задаваемые лекторам, пропагандистам, докладчикам; непосредственные контакты вруководителей с населением; решения и другие материалы собраний, совещаний, конференций и других форумов; социологи­ческие исследования.

Социологическое изучение общественного мнения предполагает количественный анализ сторонников конкретного мнения, выявление его источников, шкал категоричности и эмоциональности оценок, наличие альтернативного мнения, динамику оце­нок и суждений, уровень их вербальности, категоричности, ус­тановление типичных ошибок.

При изучении общественного мнения, как показывают последние годы, чаще всего используется метод опроса. В этом случае надежность результатов исследования обеспечивается, с одной стороны, систематическим проведением опросов, с другой — анализом объективных данных и прежде всего различных документов.

Используется специальный вопросник. Требования: полный учёт всех возможных ответов представителей общественности на вопросы, касающиеся аспектов проявления общественного мнения. Учёт ранговых и номинальных параметров представителей социальных групп: социальные классы, этнические принадлежности, различные территориальные принадлежности, профессиональные группы, пол, возраст.

Опрос может служить для поддержания уверенности, так как массовому сознанию свойственно ориентироваться на распространённые модели поведения. Известны случаи намеренной фальсификации результатов опросов с учётом этого обстоятельства. Гарантия против фальсификации – имидж, репутация служб, занимающихся замерами.

В материале о социологическом исследовании необходимо указать:

1. Цель опроса.

2. Кем и для кого исследования проводилось.

3. Выбранная совокупность.

4. Размер совокупности.

5. Время опроса.

6. Способ интервьюирования.

7. Использовать контрольные методы.

8. Формулировка вопросов.

9. Абсолютные величины и проценты.

10. Распределение ответов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.