Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические взгляды Вольтера

1812 – 1778

Учения Жан жака Руссо о Государстве и праве

Швейцарец, родился в Женеве, рано остался без матери, отец привил мальчику любовь к римской истории и музыки, в 1е годы жизненного пути много занимался музыкой, сочинял музыкальные произведения, через некоторое время отец отдал мальчика на попечение родственникам, те отдали его в гравюрную мастерскую, откуда Руссо сбежал.

Сначала сделал музыкальную карьеру, и даже получил королевскую премию, от которой отказался, несмотря на нужды.

Славу принес ему полит тактат «Об общественном договоре или принципы политического прап» В нем излагаются все основлные политико – правовые взгляды автора. Руссо развивает теории общественного договора, естественного права. Последняя имеет оригинальность. Оценка механизма заключения договора и естетственного договора иная.

Он так же основоположник жанра сентементализма в литературе. Он сторонник всего естественного – в чувствах, критик цивилизации, культуры. Именно цив-я раскрывает в человеке раскрывает негативные черты личности. Педагогический трактакт. На ребенка начали смотреть не как на маленьго взрослого, стали задумываться о становлении, формировании личности. Мальчиков и девочек нужно воспитывать по разному. Часто те качества, которые не признаеются обществом, они являются естественными, если считается что женщина коварна и хитра – это и плюсы и минусы её. Это необходимо чтобы найти спутника жизни и стать хранительницей очага. В мальчиках необходимо воспитывать ум, честность, чтобы сделать государственую карьеру.

Естетственное состояние было золотым веком человека. Дикарь – самый безобидный человек на свете. В отличие от макиавелли, человеческая природа не ассоциальна, а наоборот. Этот золотой век длился достаточно долго, но произошло некое нарушение этого естественного состояние, причина тому (солидарен с Локком) – появление собственности. Если у Локка – собственность – шаг на пути к прогрессу, то у Руссо- начало имущественного неравенства (которое по платону порождает и социальное). И вот борьба бедных и богатых, где последние побеждают, поскольку на их стороне сила. Так появляется феодальное законодательство. Ничто моральное не может возникнуть в результате физической силы. Право должно возникать в результате договора. Проявления моральных качеств человека, составляющих суть его природы. Он утверждает, что любое политическое сообщество напоминает семью (зародыш человеческого сообщество) Основание государство – дети с отцом связаны пока есть нужда, когда они вырастают – они независымы, избавлены от необзодимости повиноваться, но при этом если семья сохраняется, и родители все равно оказывают пмощь. Семья созхраняется не в силу естественной необходимости, а в силу неофицального договора, так сказать осзнанно. Что касается народа – пока он в неразвитом состоянии – Государство как опека, как только превращается в нацию, то основанием союза между людьми должен стать договор. Заключается 2 вида договора – 1) естественный договор, в ходе которого народ превращается в нацию 2) основание будущей верховной власти

Механизм заключения договора рассматривает Руссо по другом

В 17 веке – обмен имущественной части прав на другу часть. Государство гарантирует им неотчуждаемые права

Руссо – вся естетственная свобода обменивается на свободу в гражданском состоянии, каждый отчуждает права и свободы в пользу общины и создается т.о. равенство для всех. Т.е. в общине все несвободны, но при этом каждый не зависит ни от кого в отдельности,но зависит от всего целого.

Свобода в гражданском состоянии в этом и заключается.

Получается что каждый свою личность, силы, приносит в общее достояние, государство приобретает форму политического организма, где все связаны с друг другом.

Государство в нескольких значениях.

- организм – в пассивном состоянии

- активное состояние – полит организм – суверен

Суверен – основной атрибут – общая воля. Теория суверенитета (суверенитета народа) по предшествующим теориям источник суверенитет сам народ, и он передеает его государству. Баден и макиавелли считали лучше всего когда суверенитет в руках 1 человека

Руссо – волю нельзя никому пердать. Передается власть

Качества народного суверенитета

1) Он неотчуждаем (передается воля, но не власть), в силу этого никакого разделения властей быть не может, все 3 вида влсти должны находиться в руках народа – суверена

2) Суверенитет неделим (Баден так же говорил) в обществе нет никаких ассоциаций, котороые бы создавали конкуренцию воле суверена.

3) Общая воля по Руссо – не сождественна воле всех. Воля всех – сумма изъявленных воль, но каждый обладет своей волей, и суммировть нельзя. Общая воля – интегративная величина, она вулючает в себя то неизбежное, необходимое, что есть в воле каждогочо человека,тогда когда человек следует общей воле, он проявляет себя как гражданик. Руссо проводит граничу между человеком как частным лицом (модет иметь совю волю, она может идти в разрез с общей волей, другого лица, поскольку цель общей воли – добиться преимущества – не общей, как гражданик – человек подчиняется общей воли, цель общей воли – равенство, общее благо – равенство, то состояние, которое является наиболее важным в политическом организме. Частнаяволя к примуществам стремиться.) человеком как гражданином

Чтобы общественный договор не был формальностью, необходимы механизмы подчинения лица общей воле. Т.е. необходим принудительный момент между гражданином и сувереном.

Руссо говорит, что если отчеству необходимо чтобы чел принял смерть ради отечества, человек с радостью должен её принять, поскольку только благодаря ему, он до нстоящего времени был свободен. Другой свободы в рамках политического организма быть не может. Суверен над законом.

Цель гражданского состояния он видит (у Локка – защита собственности и гр интересов) цель заключается в том, чтобы найти такую форму ассоциации, в которой каждый соединяясь с другими мог бы стать свободным как и прежде. Цель договора – право на свободу. Свобода в естественном состоянии не равна свободе в состоянии гражданском.

Свобода заключается в том, что каждый утрачивает право владеть всем тем, чем ему захочется(что было в естественном состоянии) и приобретает право владеть тем, что ему принадлежит.

Моральная свобода – человек действует не в соответствии с инстинктом, а в соотвтетсвии с законом, который сам себе и установил. Быть свободным – подчиняться законм, а не действовать исходя из инстинктов.

Руссо отстаивает идею равенства фактического между гражданами. Хотя он и выступает за сохнанения частной собственности, что он дает все таки стабильность, уничножать не нужно, но уровнять людей в сосбственности людей необходимо. Ф-ии рестрибутивные Государства (пререраспределения) Мыслитили видят в этом пункте нарушении свободы. все люди равны лишь в наличии у них разума, но по качестве разумных способностей люди не одинаковы, и было бы странно если бы более умный имел бы только – сколько менне умный. На что руссо говорит, что государство может позволить себе быть гуманным. Ведь в отношении слабого можно поступить по разному – унизить воспользовавшись его слабость, а можно ему помочь, долг гуманного человека и цивилизации, чтобы богатый оказывал поддержку бедному, сильный – слабому и тд. Необходимо развивать ценности, где наименее благополучные члены общества должны иметь поддержу со стороны сильных.

Любое государство, которое управляется законом – республика – это лучшая форма правления. Это законное правление.

Но как осуществить законотворчество? Ведь разделения властей не предполагается. Пишет «как может слепая толпа, которая стремить к благу, но не знает в чем оно может творить законы» В проводырях нуждаются и частные лица и народ, который нужно постоянно просвещать.

В целом нужен тот, кто сформулирует законы. Поэтому законодатель по Руссо – не тот кто вводит законы в действие (это делает народ) это тот кто формулирует закон, ноне имеет власти их вводить. Каждый законопроект должен обсуждаться народом (собрания, референдумы).

На народное собрание должны ставиться 2 главных вопроса.

1) Устраивает ли народ - суверен форма правления?

2) ….Правительство?

Если ответ нет, то народ – суверен должен иметь возможность избрать других правителей

«народ имеет то правительство, которое заслуживает»

Исполнительная власть – пр-во – не является частью общественного договора, оно создается после его заключения самим народом сувереном.

Правительство должно быть таким, чтобы жертсвовать собой ради народа, а не народом, ради правительства

Теория закона

Закон – общее решение, как и воля его выносящая.

Все законы Руссо поделил на 4 вида

1) Законо политические – определяют форму государства

Или действие политического организма на самого себя

2) Законы гражданские – взаимоотношения между гражданами и отношения между гражданином и государством (каждый зависит от всего целого и не зависит ни от кого в отдельности)

3) Уголовные – придают силу всем иным законам – устанавливают соотношение между наказанием и преступлением

4) Нравы, обычаи, общественное мнение – они подлинная основа государства – т.к. законы эти меняются медленнее всех. Если все остальные законы не идут в противоречие с 4м видом закона – выполняются с легкость, т.к. со временем сила закона превращается в привычку.

При создании законов надо учитывать климат.

В первые описывается феномен человеческого отчуждения, когда каждый отдавая свободу свободу в пользу общины вновь её обретает только в процессе политического участия, голосования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика политико – правовой мысли эпохи просвещения | Гегель ( 1770 – 1832) Г.В.Ф
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.